Регистрируемый багаж в самолёте: правила провоза, вес, размер

При перелёте всегда возникает множество организационных вопросов — от сбора чемоданов и регистрации на рейс, до правил провоза того самого чемодана и дополнительных услуг. В этой статье мы поговорим о правилах провоза регистрируемого багажа в самолёте; обсудим, что можно, а что нельзя провозить в чемодане; расскажем о том, что делать, если багаж потерялся, и попробуем описать все тонкости и нюансы его провоза.

Регистрируемый багаж (англ. checked baggage) — багаж пассажира, который авиакомпания регистрирует и принимает к перевозке под свою ответственность за его сохранность. Регистрируемый багаж маркируется багажной биркой и перевозится в багажном отсеке самолёта.

Напомним, что существует также нерегистрируемый багаж, который называется ручной кладью и перевозится лично пассажиром на борту самолёта.

содержание:
Нормы и правила провоза регистрируемого багажа
Нормы бесплатного провоза регистрируемого багажа
Сравнение норм разных авиакомпаний (таблица)
Программы лояльности
Суммируются ли нормы?
Превышение количества мест бесплатного рег. багажа
Превышение веса и размера норм провоза рег. багажа
Оформление платежей в аэропорту
Что делать при незначительном превышении веса и размера
Стоимость сверхнормативного рег. багажа у российских авиакомпаний (таблица)
Стоимость сверхнормативного рег. багажа на рейсах по Европе (таблица)
Негабаритный регистрируемый багаж
Особенности провоза рег. багажа в самолёте
Что запрещено провозить в рег. багаже
Правила провоза литиевых батарей
Что не рекомендуется брать в рег. багаж
Что лучше перевозить именно в рег. багаже
Как правильно выбрать чемодан для багажа
Как правильно упаковать чемодан
Стоит ли обматывать чемодан плёнкой
Как зарегистрировать и сдать багаж в аэропорту
Какую стойку выбрать для регистрации багажа
Объявление ценности рег. багажа
Хрупкий рег. багаж
Таможенный контроль рег. багажа
Как получить рег. багаж по прилёту
Повреждение рег. багажа
Неприбытие и/или утрата рег. багажа

Нормы и правила провоза регистрируемого багажа

Итак, начнём с того, что при определении нормы провоза регистрируемого багажа, авиакомпании используют систему количества мест (peace concept), которая заключается в том, что один пассажир имеет право провозить несколько мест багажа.

Под одним местом багажа следует понимать одну сумку или один чемодан с максимальным весом 23 или 32 кг. Максимальные размеры одного места багажа — 158 или 203 см по сумме трёх измерений (длина + высота + ширина) с учётом выступающих частей (ручки, карманы, колёса).

Точное количество мест регистрируемого багажа, их вес и размер устанавливаются каждой авиакомпанией в индивидуальном порядке, в зависимости от класса обслуживания пассажиров и типа тарифа авиабилета.

Существует три класса обслуживания пассажиров: эконом, бизнес и первый класс. В рамках каждого класса авиакомпании самостоятельно устанавливают от одного до нескольких типов тарифов. В итоге общее число тарифов у каждого перевозчика, как правило, составляет от 4 до 10. Важно понимать, что типы тарифов не являются стандартными для всех авиакомпаний мира, а отличаются индивидуальными условиями. В том числе они отличаются и нормами провоза багажа.

Нормы бесплатного провоза регистрируемого багажа

Так как у авиакомпаний не существует единой классификации тарифов, то не может существовать и стандартных норм бесплатного провоза регистрируемого багажа. Однако, условно все тарифы разных авиакомпаний мира можно разделить на несколько категорий.

Категория 1 — самый бюджетный тариф эконом класса, также известный как безбагажный тариф. Не включает норму бесплатного регистрируемого багажа, но пассажир имеет возможность взять багаж на платной основе (в качестве дополнительной услуги).

По безбагажному тарифу бесплатно можно везти только ручную кладь. Название для безбагажного тарифа каждая авиакомпания устанавливает самостоятельно, хотя общепринятым является Light (Лайт). Иногда используется Basic (Базовый).

Категория 2 — стандартные тарифы эконом класса. Как правило, таких тарифов всегда несколько, что вызвано разным количеством дополнительных услуг. Что же касается норм бесплатного провоза багажа — такие тарифы ничем не отличаются. Все они предусматривают одно место багажа весом не более 23 кг, а вот его размеры могут быть 158 или 203 см. Сверх бесплатной нормы можно взять несколько единиц платного багажа, подробнее читайте здесь.

Примеры названий тарифов второй категории следующие: Basic (Базовый), Standard (Стандартный), Flex (Гибкий), Classic (Классический).

Категория 3 — премиальный тариф эконом класса. Предусматривает одно–два места багажа, весом 23 или 32 кг, размеры которого составляют 158 или 203 см. Также можно взять дополнительный багаж на платной основе. Примеры названий тарифов третьей категории: Comfort (Комфортный), Premium (Премиальный).

Категория 4 — тарифы бизнес и первого класса. Если у авиакомпании представлено по одному тарифу для бизнеса и первого класса, то в 90% случаев это два места багажа по 32 кг каждое. Однако когда представлено несколько тарифов для каждого из этих классов, тогда самый «скромный» из них будет предусматривать одно место 32 кг (или два места по 23 кг), а лучший — два–три места по 32 кг. Размеры багажа при этом остаются неизменными — 158 или 203 см.

Сравнение норм бесплатного провоза багажа

Сравнение норм бесплатного провоза багажа
авиакомпания, класс, тариф количество мест максимальный вес максимальный размер
Аэрофлот
класс эконом, тариф ПРОМО (PROMO) 1 место 23 кг 158 см
класс эконом, тариф БЮДЖЕТ (SAVER) 1 место 23 кг 158 см
класс эконом, тариф ОПТИМУМ (CLASSIC) 1 место 23 кг 158 см
класс эконом, тариф ПРЕМИУМ (FLEX) 2 места 2 х 23 кг 2 х 158 см
класс комфорт, тариф ОПТИМУМ (CLASSIC) 2 места 2 х 23 кг 2 х 158 см
класс комфорт, тариф ПРЕМИУМ (FLEX) 2 места 2 х 23 кг 2 х 158 см
класс бизнес, тариф ОПТИМУМ (CLASSIC) 2 места 2 х 32 кг 2 х 158 см
класс бизнес, тариф ПРЕМИУМ (FLEX) 2 места 2 х 32 кг 2 х 158 см
S7 Airlines
класс эконом, тариф Базовый услуга не предоставляется
класс эконом, тариф Гибкий 1 место 23 кг 203 см
класс бизнес, тариф Базовый 1 место 23 кг 203 см
класс бизнес, тариф Гибкий 2 места 2 х 32 кг 2 х 203 см
UTair
класс эконом, тариф Лайт услуга не предоставляется
класс эконом, тариф Стандарт 1 место 23 кг 203 см
класс эконом, тариф Гибкий 1 место 23 кг 203 см
класс эконом, тариф Комфорт 2 места 2 х 32 кг 2 х 203 см
класс бизнес, тариф Бизнес 2 места 2 х 32 кг 2 х 203 см
Уральские авиалинии
класс эконом, тариф Промо 1 место 10 кг 203 см
класс эконом, тариф Эконом 1 место 23 кг 203 см
класс эконом, тариф Премиум 1 место 23 кг 203 см
класс бизнес, тариф Лайт 1 место 23 кг 203 см
класс бизнес, тариф Бизнес 2 места 2 х 32 кг 2 х 203 см
Lufthansa
класс эконом, тариф Light услуга не предоставляется
класс эконом, тариф Classic 1 место 23 кг 158 см
класс эконом, тариф Flex 1 место 23 кг 158 см
класс эконом, тариф Premium 2 места 2 х 23 кг 2 х 158 см
класс бизнес, тариф Business 2 места 2 х 23 кг 2 х 158 см
класс первый, тариф First 3 места 3 х 32 кг 3 х 158 см
Czech Airlines
класс эконом, тариф LITE услуга не предоставляется
класс эконом, тариф PLUS 1 место 23 кг 250 см
класс эконом, тариф FLEX 1 место 23 кг 250 см
класс бизнес, тариф BUSINESS LITE 2 места 2 х 32 кг 2 х 250 см
класс бизнес, тариф BUSINESS 2 места 2 х 32 кг 2 х 250 см
Alitalia
класс эконом, тариф Light услуга не предоставляется
класс эконом, тариф Economy 1 место 23 кг 158 см
класс эконом, тариф Premium 2 места 2 х 23 кг 2 х 158 см
класс бизнес, тариф Medium Haul 2 места 2 х 23 кг 2 х 158 см
класс бизнес, тариф Long Haul 2 места 2 х 23 кг 2 х 158 см
British Airways
класс эконом, тариф Basic услуга не предоставляется
класс эконом, тариф Eco 1 место 23 кг 208 см
класс эконом, тариф Euro Traveller 1 место 23 кг 208 см
класс эконом, тариф World Traveller 1 место 23 кг 208 см
класс эконом, тариф World Traveller Plus 2 места 2 х 23 кг 2 х 208 см
класс эконом, тариф Prem Plus 2 места 2 х 23 кг 2 х 208 см
класс бизнес, тариф Club World 2 места 2 х 32 кг 2 х 208 см
класс бизнес, тариф Club Europe 2 места 2 х 32 кг 2 х 208 см
класс первый, тариф First 3 места 3 х 32 кг 3 х 208 см
Austrian Airlines
класс эконом, тариф Light услуга не предоставляется
класс эконом, тариф Classic 1 место 23 кг 158 см
класс эконом, тариф Flex 1 место 23 кг 158 см
класс бизнес, тариф Business 2 места 2 х 32 кг 2 х 158 см
Air France
класс эконом, тариф Light услуга не предоставляется
класс эконом, тариф Standard 1 место 23 кг 158 см
класс эконом, тариф Flex 1 место 23 кг 158 см
класс эконом, тариф Business Flex 2 места 2 х 32 кг 2 х 158 см
KLM
класс эконом, тариф Light услуга не предоставляется
класс эконом, тариф Standard 1 место 23 кг 158 см
класс эконом, тариф Flex 1 место 23 кг 158 см
класс бизнес, тариф Business 2 места 2 х 32 кг 2 х 158 см
Air Baltic
класс эконом, тариф Basic услуга не предоставляется
класс эконом, тариф Premium 1 место 20 кг 230 см
класс бизнес, тариф Business 2 места 2 х 20 кг 2 х 230 см

Как программы лояльности влияют на нормы багажа

Если пассажир является участником бонусной программы лояльности одного из авиаперевозчиков, то при накоплении определённого количества баллов/милей или получении золотого/платинового статуса, авиакомпания предоставляет возможность без доплаты провезти дополнительный чемодан. Это удобно и приятно, поэтому, если вы планируете летать одной авиакомпанией довольно часто, то стоит как можно быстрее зарегистрироваться в системе и начинать копить бонусы. Помимо провоза багажа, вы сможете получить и другие привилегии. Их полный перечень представлен на официальном сайте авиакомпании.

Вес и размер багажа не суммируется

Очень часто пассажиры задаются вопросом, можно ли суммировать багаж при совместном перелёте (друзьями, семьёй или с детьми). Ответ, увы, отрицательный. Каждый пассажир имеет право провозить только ту норму багажа, которая указана в билете. По правилам любое отклонение (в бóльшую сторону) будет считаться превышением, его придётся дополнительно оплатить. На практике сотрудники авиакомпании иногда могут сделать исключение, если с маленьким ребёнком летит только один родитель, но рассчитывать на удачу не стоит — соблюдение правил провоза багажа в последнее время стало более тщательным, и даже незначительное отклонение от нормы может дорого обойтись пассажиру.

Превышение количества мест бесплатного багажа

В официальной терминологии авиакомпаний чемодан или сумка, которые превышают бесплатную норму провоза по количеству мест багажа, называются сверхнормативным багажом. Как правило, сами пассажиры в разговорной лексике его чаще называют дополнительный или платный багаж.

Например, у вас стандартный тариф эконом класса, который разрешает одно место регистрируемого багажа, а вы не рассчитали всех прелестей шопинга на отдыхе, и домой везёте уже два места. В таком случае второй чемодан будет сверхнормативным, за него придётся доплатить. Однако если у вас премиальный тариф эконом класса, то сверхнормативным будет третий чемодан, потому что первые два являются бесплатной нормой провоза.

Если вы приобрели билет по безбагажному тарифу, тогда любой багаж будет считаться сверхнормативным. Преимущество безбагажных тарифов (у большинства авиакомпаний, но не у всех) заключается в том, что пассажир может оплатить первое место багажа по льготной стоимости. Она ниже, чем стоимость сверхнормативного места багажа для тех тарифов, которые включают определённую бесплатную норму.

Стоимость сверхнормативного места багажа каждая авиакомпания устанавливает в индивидуальном порядке. Как правило, на внутренних рейсах стоимость дешевле, чем на международных. На международных рейсах цена напрямую зависит от длительности перелёта.

Например, на рейсах по РФ у большинства авиакомпаний стоимость первого сверхнормативного места багажа составляет 2000–3000 рублей, а на рейсах по Европе — от 50 до 75 евро. Для полётов в Азию эта цифра будет больше в два раза, а для рейсов в США, Канаду и страны Латинской Америки — в три раза.

Стоимость сверхнормативного багажа также зависит от того, когда именно пассажир планирует оплатить его. Например, если вы оформляете багаж во время покупки билета — цена будет одна, а во время регистрации на рейс — другая (на 30–50% выше). Ещё существует третья — самая высокая цена, которая будет актуальна в том случае, если непосредственно перед посадкой на борт самолёта сотрудники авиакомпании неожиданно проверят ручную кладь пассажира и она окажется больше допустимых габаритов. В таком случае ручная кладь будет переквалифицирована в сверхнормативный регистрируемый багаж, за который придётся заплатить максимальную стоимость.

Превышение веса и размера норм провоза багажа

Не всегда мы можем рассчитать количество увозимых из отпуска килограмм. Сувениры, распродажи, подарки — всё это прибавляет веса нашему чемодану, а соответственно и проблем при его транспортировке.

Обращаем ваше внимание, что зачастую дешевле выйдет оплатить сверхнормативное (дополнительное) место регистрируемого багажа, чем перевес (превышение веса свыше нормы) одного места. Это происходит потому, что почти всегда перевес багажа считается не за каждый килограмм, а в пределах 23–32 или 32–50 кг. При этом величина перевеса абсолютно не имеет значения — важен только факт его наличия.

Перевес в пределах 32–50 кг допустим только на внутренних рейсах по РФ. На международных рейсах чемоданы свыше 32 кг запрещено перевозить в качестве регистрируемого багажа. Их транспортировку необходимо оформлять как грузовой багаж.

Багажные весы

Важный момент. Учитывая то, что современные чемоданы похожи на трансформеры, которые могут расширяться в ширину и, соответственно, увеличиваться в объёме, вполне возможно превышение норм провоза багажа не только по весу, но и по размеру. Учитывайте это, собирая чемодан.

Следует уточнить, что «перевес» — это разговорное название, широко распространённое среди пассажиров, которое не является корректной формулировкой. На официальных сайтах вы его не встретите. Согласно правилам авиакомпаний, любой чемодан, который превышает вес и/или размер свыше нормы также называется сверхнормативным багажом. То есть, термин «сверхнормативный багаж» в зависимости от ситуации означает:

  • дополнительное место багажа;
  • багаж, который превышает весовую норму;
  • багаж, который превышает норму по размеру.

Стоимость превышения веса и размера регистрируемого багажа напрямую зависит от длительности перелёта, но устанавливается каждой авиакомпанией самостоятельно. Общепринятых норм не существует. В зависимости от перевозчика тарифы могут отличаться и весьма существенно. Так, на рейсах по Европе стоимость превышения веса, как правило, составляет 50–75 евро, а размера — от 60 до 100 евро. Для рейсов в другие регионы мира стоимость увеличивается в разы.

Важно! Стоимость всех превышений багажа суммируется. Например, если ваш чемодан превышает количество бесплатных мест багажа и при этом превышает вес и размер одновременно, тогда придётся заплатить сразу три платежа.

Оформление платежей в аэропорту

В некоторых случаях при оформлении платежей в аэропорту (за превышение норм провоза багажа) взымаются дополнительные сборы или комиссия (например, за конвертацию). Иногда к оплате не принимают наличные, только банковские карты. На рейсах по РФ все платежи осуществляются в рублях, при полёте в/из Европы — в евро, для других направлений — в долларах США.

Рекомендация! Оплачивать любые платные услуги авиакомпаний всегда удобнее (а иногда и дешевле) предварительно онлайн — при покупке билета или во время электронной регистрации. В некоторых случаях разница в цене может достигать 30–40%.

Что делать при незначительном превышении веса и размера

Если при взвешивании чемодана непосредственно перед его регистрацией в аэропорту обнаружился небольшой перевес (пара-тройка кг), совсем не обязательно его оплачивать. Самый простой способ — переложить часть вещей в ручную кладь или выбросить те, которые не представляют ценности (бутылка воды, например).

Более хитрый способ облегчить свой багаж — переложить мелочь в карманы, а некоторую одежду надеть на себя. По правилам всё, что надето на пассажире и находится в его карманах, никак не ограничивается к провозу. Знают об этом немногие, потому что авиакомпании стараются не афишировать такую информацию. Некоторые пассажиры даже специально надевают одежду с большим количеством карманов, чтобы при небольшом перевесе было, куда сложить не только мелочь, но и более крупные товары и вещи. Возможно, это создаст определённые неудобства, но как только вы окажетесь на борту самолёта, то сможете снять всё «лишнее» с себя и обратно упаковать в ручную кладь.

Стоимость сверхнормативного багажа у российских авиакомпаний

Стоимость сверхнормативного багажа у российских авиакомпаний
авиакомпания первое дополнительное место багажа превышение веса одного места багажа превышение размера одного места багажа
Аэрофлот
рейсы по РФ 2500 рублей 2500–5000 рублей 5000–7500 рублей
рейсы в Европу 50 евро 100–150 евро 100–150 евро
S7 Airlines
рейсы по РФ 2000–3000 рублей 2000–6000 рублей 2000–3000 рублей
рейсы в Европу 50–70 евро 50–140 евро 50–70 евро
UTair
рейсы по РФ 1500–2000 рублей 2000–4000 рублей 2000 рублей
рейсы в Европу 28–35 евро 35–70 евро 35 евро
Уральские авиалинии
рейсы по РФ 2500 рублей 2000–10000 рублей 10000 рублей
рейсы в Европу 40 евро 40 евро 100 евро

Стоимость сверхнормативного багажа на рейсах по Европе

Стоимость сверхнормативного багажа на рейсах по Европе
авиакомпания первое дополнительное
место багажа
превышение веса одного места багажа превышение размера одного места багажа
Lufthansa 25–55 евро (по тарифу Light)
75 евро (все другие тарифы)
50 евро 100 евро
Alitalia 25–45 евро (по тарифу Light)
60 евро (все другие тарифы)
60 евро 80 евро
British Airways 25–75 евро (по тарифу Basic)
75 евро (все другие тарифы)
75 евро нет информации
Austrian Airlines 25–55 евро (по тарифу Light)
75 евро (все другие тарифы)
75 евро 100 евро
KLM 25–35 евро (по тарифу Light)
45–70 евро (все другие тарифы)
70 евро 75 евро
Air France 25–35 евро (по тарифу Light)
45–75 евро (все другие тарифы)
70 евро 75 евро
Czech Airlines 25–55 евро 25–35 евро нет информации
Air Baltic 20–60 евро 50 евро 60 евро

Негабаритный регистрируемый багаж

Под негабаритным багажом следует понимать любой багаж, который существенно превышает стандартные размер и/или вес. Как правило, речь идёт про спортивный инвентарь, музыкальные инструменты, инвалидные кресла. Такой багаж также является сверхнормативным, но в разных авиакомпаниях может называться по-разному: специальным, тяжеловесным, нестандартным или негабаритным. В большинстве случаев он оплачивается, как и сверхнормативный, разница лишь в том, что перевозку негабаритного багажа нужно заранее (за 24–36 часов до вылета) согласовать с авиакомпанией, позвонив на горячую линию.

Важно! Каких-либо общепринятых правил по отношению к провозу негабаритного багажа не существует. Авиакомпании устанавливают их самостоятельно, поэтому в каждом отдельном случае нужно уточнять актуальные правила именно вашего перевозчика.

Многие авиакомпании делают исключения для самых популярных категорий негабаритного спортивного инвентаря, которыми являются:

  • комплект горнолыжного / сноубордического снаряжения;
  • комплект снаряжения для сёрфинга / дайвинга.

Исключения заключаются в том, что провоз такого комплекта может осуществляться бесплатно или взамен одного стандартного места регистрируемого багажа. Иногда — по льготной стоимости.

Особенности провоза регистрируемого багажа в самолете

Погрузка багажа

Перед тем, как мы расскажем о других нюансах транспортировки, как и что провозить, мы просто обязаны поделиться с вами полезной информацией о том, что может приключиться с вашим багажом в то время, пока он находится во временной собственности авиакомпании, так как именно эта информация во многом поможет понять, зачем мы даём те или иные рекомендации.

Итак, рассмотрим основные проблемы, с которыми может столкнуться ваш регистрируемый багаж:

  • Несоответствующее обращение грузчиков. К сожалению, сотрудники аэропортов редко обращаются с чемоданами бережно, что может привести к разрыву молний (особенно, если он переполнен) и порче хрупких предметов, находящихся внутри.
  • Досмотр багажа без участия пассажира. Да, такое тоже возможно, если сотрудникам службы безопасности или таможни во время рентгена он покажется подозрительным. Ввиду того, что вы уже можете находиться на борту самолёта, ваш чемодан вскроют и проверят, а не найдя ничего противозаконного — закроют и транспортируют в багажный отсек. Не всегда аккуратно.
  • Воровство. Такие вопиющие нарушения массово искореняются, но, к сожалению, имеют место быть. Это человеческий фактор, который, к сожалению, может сработать именно с вами.
  • Потеря или задержка багажа. Зачастую при стыковочных рейсах багаж могут отправить «не туда». Именно поэтому важно сохранять багажную бирку — по ней вы сможете найти и вернуть свой чемодан. К сожалению, бывает и так, что багаж пропадает безвозвратно, хотя и случается такое довольно редко.

Что запрещено провозить в регистрируемом багаже

  • оружие;
  • сжиженные и сжатые газы;
  • радиоактивные материалы;
  • химикаты и токсичные вещества;
  • яды и отравляющие вещества;
  • коррозирующие и едкие составы;
  • легковоспламеняющиеся жидкости;
  • твёрдые воспламеняющиеся вещества;
  • пиротехнические средства и фейерверки;
  • органические перекиси и окисляющиеся вещества;
  • взрывчатка, а также любые предметы, начинённые взрывчатыми веществами.

Для любого современного человека 95% запретов считаются само собой разумеющимися. В остальные 5% запретов, о которых обычный пассажир не всегда осведомлён, входят:

  • зажигалки и спички;
  • табак и уголь для кальяна;
  • детские игрушки, имитирующие оружие;
  • электронные курительные устройства, приводимые в действие батареями.

Провоз литиевых батарей

Как правило, почти все авиакомпании запрещают провозить литиевые батареи без оригинальной упаковки и портативные зарядные устройства (power bank), что объясняется риском короткого замыкания и последующего возгорания. В тех случаях, когда литиевые батареи находятся внутри техники, правила провоза зависят от их мощности, которая определяется количеством содержащегося в них лития. Существует три категории:

  • смартфоны, ноутбуки, цифровые фотоаппараты и другие устройства с удельной мощностью до 100 Втч (содержат не более двух грамм лития) разрешается провозить в багаже.
  • ноутбуки с увеличенным ресурсом, профессиональное аудио- и видео- оборудование, а также другая техника с удельной мощностью от 100 до 160 Втч (2–8 грамм лития). Для её провоза пассажир должен заранее обратиться за специальным разрешением.
  • сигвеи, гироскутеры, ховерборды и другая техника с удельной мощностью более 160 Втч (8 грамм лития и больше). Провоз запрещён.

Что не рекомендуется брать в регистрируемый багаж

  • ключи и денежные средства;
  • драгоценные металлы и изделия из них;
  • хрупкие вещи без надлежащей упаковки;
  • важные документы, ценные бумаги и облигации;
  • очки и контактные линзы без заводской упаковки;
  • скоропортящиеся продукты питания.

Что лучше перевозить именно в регистрируемом багаже

Мы хотим рассказать о тех вещах, которые лучше перевозить в регистрируемом багаже, так как это удобнее, надёжнее и не принесёт хлопот. Кроме того, существует ряд товаров, запрещённых к провозу в ручной клади — их обязательно нужно брать в багаж.

  • Верхняя одежда и обувь. Не потому, что они запрещены к провозу в ручной клади, а по той причине, что это гораздо удобнее, чем набивать громоздкими вещами небольшую сумку, которую вы можете взять в салон самолёта.
  • Маникюрные принадлежности и наборы. Практически все авиакомпании запретили к провозу на борту маникюрные ножницы, пилочки для ногтей, щипчики для бровей и любые другие острые предметы.
  • Напитки. Все жидкости объёмом более 100 мл запрещены к провозу в ручной клади. Упакуйте их должным образом и уложите в чемодан.
  • Гелеобразные товары и продукты. Например, чёрная и красная икра, мягкие сорта сыра, арахисовое масло и многие другие товары похожей консистенции считаются жидкостями. Они всегда изымаются из ручной клади, если только не были куплены в магазине беспошлинной торговли (Duty Free).
  • Косметика и парфюмерия. Многие из этих товаров также классифицируются как жидкости. В эту категорию входят не только духи, дезодоранты и спреи, но даже такие, казалось бы, «твёрдые» косметические средства, как тушь для ресниц и тональный крем.

Как правильно выбрать чемодан для багажа

Выбор самого чемодана также играет роль при транспортировке. Подробно о том, как выбрать правильный чемодан и в чём их различия, вы можете прочитать здесь, а пока коротко о важном. Главное, чтобы чемодан соответствовал минимальному размеру нормы провоза в 158 см и вмещал в себя 23 кг веса, не трескаясь по швам. По материалу изготовления на ваш выбор:

  • более лёгкий, но не всегда комфортный брезентовый материал. Чем легче сам чемодан, тем больше в него можно положить;
  • более тяжёлый, но прочный поликарбонат. Такие чемоданы хорошо защищают содержимое, но уменьшают полезный вес и объём.

Цветовая гамма — исключительно дело вкуса, но яркий чемодан при потере проще опознать. Учитывайте, что в идеале чемодан должен немного «раскладываться» вширь, в том случае, если потребуется упаковывать объёмные вещи. Следите, чтобы даже в разложенном состоянии он не превышал норму провоза.

Как правильно упаковать чемодан

Старайтесь не перегружать чемодан. Составьте список того, что вам будет действительно необходимо, без учёта смены нарядов по 3–4 раза в день. Рекомендуем один раз составить базовый список необходимых вещей, а при каждом новом перелёте дополнять его теми вещами, которые определяются характером и целью конкретного полёта.

В пункт назначения никогда не стоит брать полный чемодан, потому что на обратном пути обязательно появятся новые покупки, подарки или сувениры, зачастую незапланированные.

Помимо того, что нужно уложить в чемодан (как правило) уйму нужных вещей, необходимо это сделать таким образом, чтобы не повредить хрупкие предметы, а в идеале — не помять одежду и обувь. В наше время существует несколько хороших методик, как правильно упаковать чемодан, в которых подробно описывается, каким образом лучше сложить вещи, чтобы они занимали минимум места, сохраняя при этом «товарный» вид.

Стоит ли обматывать чемодан плёнкой

В целях безопасности, крайне желательно перед сдачей багажа обматывать его плёнкой, что защитит не только от повреждений, но и от возможных краж. Поскольку услуга эта обычно является не очень дешевой (10–12 евро), вы можете и самостоятельно обмотать чемодан пищевой плёнкой перед выездом или непосредственно в здании аэропорта.

Как оформить и сдать багаж в аэропорту

В аэропорту пассажир вместе в багажом должен пройти процесс оформления, который называется регистрация багажа. Это действие является простой формальностью и занимает не более пяти минут. Во время оформления авиакомпания регистрирует багаж и принимает его к перевозке под свою ответственность.

Пройти регистрацию багажа можно двумя способами:

  • на стойке сдачи багажа;
  • на стойке регистрации на рейс.
Багажная бирка

На обоих стойках регистрация багажа осуществляется одинаково следующим образом. Пассажир отдаёт свой багаж сотруднику и показывает посадочный талон. Сотрудник проверяет соответствует ли багаж норме провоза и регистрирует его в системе, после чего в зависимости от количества мест багажа печатает багажные бирки и клеит их на каждый чемодан. Пассажир при этом должен получить такое же число багажных квитанций, которые также могут называться отрывными талонами багажных бирок. Они потребуются для идентификации багажа в аэропорту прибытия.

Важно! Обязательно проверьте правильность квитанций и хорошо ли приклеились бирки. Если они отклеятся во время транспортировки или перелёта, багаж потеряется.

Какую стойку выбрать для регистрации багажа

Регистрация багажа доступна только после регистрации пассажира на рейс, чем и объясняется, какую именно стойку лучше выбрать.

В некоторых крупных аэропортах можно увидеть такую современную новинку как автоматическая стойка приёма багажа (self-service baggage drop-off), которая является самым быстрым способом пройти регистрацию багажа. Однако, к сожалению, автоматическими стойками оснащены пока только самые технически оборудованные аэропорты мира.

Объявление ценности багажа

При регистрации багажа пассажир может расширить зону ответственности авиакомпании за сохранность чемодана, объявив его ценность. Такая услуга оплачивается дополнительно. Ценность объявляется устно, сотрудник её записывает и клеит на чемодан дополнительную бирку, а пасажиру выдаёт квитанцию.

Ценность багажа можно заявить до 500 евро, которые будут выплачены в случае его потери. Вот только стоит такая услуга порядка 50 евро с одного места багажа. Соответственно, если вы не провозите что-то действительно значимое, просто для дополнительной сохранности пользоваться такой услугой более чем накладно.

Объявление ценности не распространяется на багаж, превышающий нормы провоза. Многие компании не предоставляют такую услугу на стыковочных и транзитных рейсах.

Хрупкий багаж

При регистрации багажа пассажир имеет право сообщить о том, что в его багаже находятся хрупкие товары. В таком случае отрудник авиакомпании наклеит специальную наклейку FRAGILE на чемодан, а при транспортировке с ним, возможно, будут обращаться осторожнее. Учитывайте, что FRAGILE — это не руководство к действию для грузчиков. Они на своё усмотрение или обращаются с таким чемоданом более бережно, или нет. Никаких претензий в случае повреждений вы предъявить не сможете, если, конечно, не была оплачена услуга объявленной стоимости.

FRAGILE

Как правило, пассажиры просят наклеить FRAGILE в качестве меры предосторожности в тех случаях, когда везут продукты питания или экзотические фрукты. Иногда это действительно помогает.

Не забывайте и о том, что при провозе хрупких вещей в чемодане, вам следует позаботиться о том, чтобы они были хорошо упакованы.

Таможенный контроль регистрируемого багажа

Предполётное оформление происходит следующим образом — вначале пассажир регистрирует и сдаёт багаж, а потом проходит паспортный и таможенный контроли. Это означает, что сотрудники таможни досматривают пассажира, у которого при себе ручная кладь, одежда и личные вещи в карманах.

В отношении регистрируемого багажа действует упрощённый порядок совершения таможенных операций, означающий, что таможенный контроль багажа осуществляется без его предъявления таможенному органу непосредственно самим пассажиром.

Упрощённый порядок не отменяет необходимости соблюдения норм и правил таможенного законодательства. Регистрируя и сдавая багаж, пассажир по умолчанию заявляет об отсутствии в его багаже товаров, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме и/или запрещённых к провозу. Подтверждением заявления пассажира является багажная бирка.

Как получить регистрируемый багаж по прилёту

Ленточный транспортёр

После того, как вы вышли из самолёта и прошли зону паспортного контроля, вы проходите в зал, где находятся ленточные транспортёры для выдачи багажа. Как правило, в зале также установлены несколько электронных мониторов, на которых можно увидеть всю актуальную информацию, на каком транспортёре будет выдан багаж определённого рейса. Над каждым ленточным транспортёром висит табло с информацией о рейсе. Найдите свой, дождитесь вашего чемодана, после чего сможете пройти в зону таможенного контроля и на выход.

Повреждение багажа

Если при получении чемодана вы обнаружили, что он повреждён, следует незамедлительно обратиться к сотрудникам аэропорта и составить специальный акт. В том случае, если удастся доказать, что в чемодане были ценные вещи, которые повредились во время транспортировки, можно рассчитывать на возмещение убытков. Однако на практике это сделать очень сложно.

Неприбытие и/или утрата багажа

К сожалению, случается и так, что багаж и вовсе не попадает в руки своего хозяина после полёта. Такое происходит редко, но случается. Согласно статистике, за 2015 год на 1000 пассажиров приходится примерно 6,5 потерянных чемоданов. Это в два раза меньше, чем было в 2007 году.

Если все чемоданы на ленточном транспортёре уже разобрали, а вашего всё нет, первое, что нужно сделать — обратиться к сотрудникам аэропорта и проверить в специальной комнате «забытый багаж», он мог туда попасть как по ошибке, так и если вы долго проходили паспортный контроль. Если и там багажа не нашлось, следует написать специальный акт на фирменном бланке авиакомпании (аналогично, как и в случае повреждений), в котором описать подробно как сам чемодан, так и его содержимое. Пригодится заранее сделанная фотография, а также «особые приметы» вашего чемодана: яркие наклейки, необычный цвет, форма и другие отличия.

Как правило, отсутствие багажа в пункте назначения связано с тем, что его по ошибке отгрузили на другой самолёт, а значит, уже через несколько дней поиска багаж найдётся. В таком случае авиакомпания за свой счёт должна доставить чемодан по адресу, который укажет пассажир. В 2015 году около 85% потерянного багажа было возвращено пассажирам курьерской службой в течение 36 часов.

Если потерянный багаж не удалось найти, тогда пассажир может претендовать на компенсацию до 20 долларов за каждый килограмм веса на международных рейсах, а на внутренних — не более 600 рублей (если чемодан не был с объявленной ценностью). Акт об утрате рассматривается в течение 30 дней, после чего пассажир получает официальный ответ с уведомлением о компенсации.

Отдельно хочется сказать, что остаться в чужом городе без регистрируемого багажа, а значит и без большинства собственных вещей — это, определённо, стрессовая ситуация. Поэтому в чемодане не должно быть ничего из предметов первой необходимости. Их всегда нужно брать в ручную кладь.