Эпсли-хаус (Музей Веллингтона)

Эпсли-хаус (англ. Apsley House) — резиденция герцогов Веллингтонов, один из самых известных домов лондонской аристократии, сохранивший черты, типичные для особняков высших слоёв общества XVIII-XIX веков. В наше время здесь расположен Музей Артура Веллингтона, известный богатой коллекцией живописи.

Эпсли-хаус возвели в 1771–1778 годах. Ранее на этом месте находился дом, который более столетия арендовала влиятельная семья Гамильтонов, а до этого — гостиница под названием «Геркулесовы Столпы», о которой говорится в известной книге Генри Филдинга «История Тома Джонса, найдёныша».

Особняк Эпсли-хаус был построен из красного кирпича и предназначался для лорда-канцлера Эпсли (1714–1794). В 1807 году дом купил маркиз Ричард Уэлсли, который через десять лет из-за финансовых трудностей продал его своему знаменитому младшему брату, герцогу Артуру Веллингтону (1769–1852). Последний принимал активное участие в политической жизни страны и остро нуждался в роскошной резиденции для торжеств и приёмов. По его приказу в 1818–1819 годах здание полностью перестроили и увеличили. До сих пор, 18 июня, в годовщину сражения под Ватерлоо, в Эпсли-хаусе устраивают праздничный банкет.

В простонародье роскошный особняк получил название «Номер Один, Лондон», так как был первым домом на западной окраине города, который видели приезжие из сельской местности. В то время западная часть Лондона представляла собой фешенебельный жилой район Найтсбридж (Knightsbridge).

После того, как Артур Веллингтон стал премьер-министром, его резиденция в 1828 году опять подверглась реконструкции. Кирпичный фасад был обложен известняком, над главным входом пристроили большой коринфский портик. Впоследствии архитекторы описывали эти работы, как перестройка резиденции в стиле нео-рококо.

Любопытный факт — в наше время Эпсли-хаус находится на площади герцога Веллигтона, однако до сих пор сохраняет старый адрес Пикадилли, 149, хотя дом расположен в 100 метрах от места, где заканчивается улица. Такой «промежуток» образовался в середине XX века, когда Пикадилли сделали короче, чтобы за её счёт расширить дорогу Парк Лэйн (Park Lane).

Сегодня Эпсли-хаус по-прежнему остаётся резиденцией семьи Веллингтон — их жилые апартаменты занимают северную половину особняка. Другая половина, включая предметы интерьера, находится во владении государства и является Музеем Артура Веллингтона. Достопримечательность включает ценное собрание живописи, в котором представлено большое количество трофейных картин, захваченных герцогом у французов во время военных действий в Испании. В их числе шедевры ван Дейка, Гойи, Веласкеса, Лоуренса, Панини, Рени и других мастеров XVI-XVIII веков.

Главное скульптурное достояние музея — статуя Наполеона в образе Марса Миротворца, выполненная Антонио Канова в 1802–1806 годах. В течении пяти лет она находилась в Лувре, однако, когда в 1811 году Наполеон наконец-то увидел её лично, был возмущён преувеличенной атлетичностью фигуры. Император приказал убрать статую из выставочного зала и больше никогда не показывать широкой публике. После падения наполеоновской Франции, Лувр продал скульптуру королю Великобритании Георгу IV, который в свою очередь преподнёс её в дар Артуру Веллингтону.

Принимая во внимание тот факт, что Веллингтона интересовала только живопись, тогда как к скульптурным шедеврам он был равнодушен (это видно из коллекции предметов искусства, представленных в Эпсли-хаус), напрашивается логический вывод, что размещение статуи в его резиденции было обусловлено не её художественной ценностью, а имело символическое значение. Как шкура убитого зверя она символизировала поверженного противника и напоминала посетителям о заслугах «скромного» фельдмаршала.

Рядом с Эпсли-хаус расположены конная скульптура Веллингтона и Арка Веллингтона.