Крейсер «Белфаст» (музей)

«Белфаст» (англ. HMS Belfast) — британский лёгкий крейсер, который функционирует в качестве музея. Корабль был построен в 30-х годах XX века и на сегодняшний день это последний сохранившийся крейсер Великобритании.

Всего таких кораблей (тип Town, подтип Belfast) было два — «Эдинбург» и «Белфаст» и оба они отлично показали себя во Второй мировой войне. Крейсеры героически сражались на севере, но «Эдинбург» был затоплен немецкой подводной лодкой, а «Белфаст» ещё долго участвовал в боях и использовался для охраны грузов по ленд-лизу. Несмотря на то, что крейсер относился к лёгким, то есть, имел ограничение по водоизмещению и калибру артиллерийских орудий, его вооружение было превосходным.

Технические характеристики корабля:

  • водоизмещение 10 тысяч тонн;
  • размеры — 190 метров (длина), 19 метров (ширина);
  • максимальная скорость — 32 узла;
  • экипаж — 730 человек;
  • 3 самолёта-корректировщика;
  • 2 торпедных аппарата;
  • вооружение — 152-мм орудия главного калибра (4 башни по 3 орудия в каждой башне).

Крейсер время от времени проходил модернизацию, во время которой переустанавливали малокалиберную зенитную артиллерию. Впоследствии самолёты и торпедные аппараты с корабля сняли. Сегодня «Белфаст» пришвартован прямо напротив Тауэра, на реке Темзе. В панорамах Темзы часто можно увидеть этот плавучий музей, память о Второй мировой. Вход в него с набережной по трапу.

Вторая Мировая для «Белфаста» началась со взрыва — в 1939 году крейсер подорвался на немецкой мине и его восстанавливали три года. Эти годы для британского флота были самыми напряжёнными в течение всего конфликта. В это время в Баренцевом море затонул «Эдинбург», который перевозил советское золото — оплату за британскую помощь. Когда «Белфаст» вновь вернулся на воду, его использовали как прикрытие для конвоев ленд-лиза, идущих в Мурманск. Также он поддерживал войска союзников при высадке в Нормандии. Позднее крейсер участвовал в Корейской войне, а в начале 60-х его отправили в резерв. Когда стало ясно, что «Белфаст» — последний крейсер, который участвовал в событиях Второй мировой войны, общественность Британии выступила с просьбой сохранить корабль для потомков в качестве музея. На самом деле, корабль фактически обязан «жизнью» одному из своих бывших командиров, контр-адмиралу Морган-Джайлзу. Когда-то его постройка обошлась Британии более, чем в 2 млн. фунтов. Сегодня его содержание и стоянка стоят около 2000 фунтов в день.

Архитектура корабля отличается положением машинной установки — она находится ближе к корме, чтобы разместить гидросамолёт. Снаружи можно увидеть носовые башни главного калибра (152 мм), зенитные автоматы «Бофорс», всего которых на корабле 6 штук. Внутренние помещения оформлены в том виде, в котором они выглядели во время войны. Для создания атмосферы в комнатах находятся восковые манекены в соответствующей форме Королевского Флота прошлого века. Повара в корабельной пекарне и на камбузе, врачи, склонившиеся над пациентом в наркозе в операционной, госпиталь с выздоравливающими моряками, плотницкая, артиллерийский погребок, пост управления огнём. Каюты офицеров, кубрики матросов, душевая и гальюн. Да что там, на корабле можно увидеть даже манекен рыжего кота Франкенштейна, который ловит манекен крысы.  В радиорубке радист ставит английскую музыку, чтобы восемь сотен моряков, которые жили месяцами в этом доме на воде, не так скучали по родине. В роли гидов на корабле сейчас работают бывшие моряки, служившие на «Белфасте». В помещениях корабля трудно заблудиться — повсюду есть указатели, можно обратиться к информационным стендам с киноэкранами или даже взять аудиоэкскурсию. У входа в корабль расположен традиционный сувенирный магазин с военно-исторической литературой по «музейным» ценам.