Путеводитель по Мюнхену

Нимфенбург (дворец)

Нимфенбург (нем. Schloss Nymphenburg) — дворцовый комплекс, летняя резиденция династии Виттельсбахов. Дворец построен в лучших традициях итальянского барокко, а парковая зона представляет собой классическое ландшафтное творение во французском и английском стилях. Кроме дворца и парка, на территории Нимфенбурга находятся несколько искусственных каналов и прудов, летний павильон Пагоденбург, банный домик Баденбург, охотничий павильон Амалиенбург, Магдаленклаузе (грот и капелла), потешная крестьянская деревня Дёрфхен, а также Музей фарфора и Музей экипажей.

История постройки

Дворцовый комплекс строили пять поколений Виттельсбахов на протяжении 200 лет. Нимфенбург был заложен в 1664 году курфюрстом Фердинандом Марией, который приказал построить итальянскую виллу в подарок любимой супруге Генриетте Аделаиде Савойской, родившей двумя годами ранее долгожданного наследника (королевская чета ждала ребёнка девять лет), будущего Максимилиана II Эммануила. Строительство виллы было завершено в 1674 году. В то время она представляла собой массивный кубический павильон, окружённый церковью, несколькими хозяйственными постройками и небольшим садом. Согласно желанию романтичной Генриетты виллу посвятили богине цветов Флоре и её нимфам — поэтому достопримечательность и получила название Нимфенбург, или «город нимф».

Вступив на престол, Максимилиан II расширил Нимфенбург, пристроив два крыла (северное и южное) и несколько павильонов. Кроме того, он модернизировал фасад центрального кубического павильона, взяв за образец недавно построенный Версаль. Так, скромная летняя вилла превратилась в роскошный дворец в стиле барокко. Конечно, последующие представители династии Виттельсбахов также вносили вклад в развитие комплекса, однако уже без существенных архитектурных изменений.

Достопримечательности Нимфенбурга

Внутреннее убранство дворца эпохи абсолютизма поражает великолепием и блеском. Комнаты и залы, полностью соответствующие королевскому статусу, превосходят всяческое представление о роскоши. Однако, на сегодняшний день не все из них доступны посетителям. Некоторые помещения по-прежнему остаются во владении нынешнего главы династии Виттельсбахов — Франца Бонавентуры Адальберта Марии Баварского, родившегося в 1933 году. Другие же закрыты из-за реставрационных работ, которые до сих пор ведутся после разрушений Второй мировой войны.

Торжественный зал (Festsaal) — главный зал центрального павильона, который использовался для проведения официальных приёмов и балов. Его ещё называют Каменным залом. Масштабный интерьер Торжественного зала, выдержанный в стиле баварского рококо, богато украшенный лепниной и фресками, сохранился неизменным с 1758 года. С одной стороны от Торжественного зала находились покои короля, с другой — королевы.

Галерея красавиц (Schoеnheitengalerie) — уникальное собрание портретов самых привлекательных женщин Баварии второй четверти XIX века. Идейным вдохновителем коллекции выступил король Людвиг I, а исполнителем — придворный художник и знаменитый живописец своего времени, Карл Йозеф Штилер. Любвеобильный король лично утверждал претенденток не взирая на их социальный статус. Например, в одном ряду с королевой Баварии можно увидеть дочь сапожника Хелену Зедльмайер. Между тем, одна из изображённых красавиц, стала для Людвига I по-настоящему роковой женщиной и причиной его отречения от престола. Это Лола Монтес — танцовщица, любовница короля и авантюристка европейского масштаба. Именно её попытка шантажировать несчастного монарха любовными письмами легла в основу знаменитого рассказа Артура Конан Дойля «Скандал в Богемии».

Все 36 портретов, представленные в Галерее красавиц, были написаны в период с 1827 по 1850 годы и дают представление о предпочтениях Людвига I. Даже в наше время картины остаются не подписанными. Король любил повторять, что красавицы не нуждаются в представлении.

Музей экипажей (Marstallmuseum) — редчайшая экспозиция парадных карет, саней, фаэтонов и упряжи династии Виттельсбахов. Музей занимает помещения бывших королевских конюшен. Особенно великолепны и прекрасны экспонаты, принадлежащие «сказочному королю» Людвигу II. Отдельного внимания заслуживает карета, изготовленная к его свадьбе с Софией Шарлоттой Августой. Однако возглавить свадебный кортеж шикарному произведению баварских мастеров было не суждено — король расторг помолвку.

Музей фарфора (Porzellanmuseum) представляет собрание лучших произведений собственной мануфактуры, которая находилась при Нимфенбурге с 1761 года. Музей включает знаменитые статуэтки ручной работы, признанные настоящими шедеврами благодаря своему качеству и оригинальности. Изделия не только выставлены для всеобщего обозрения, но и продаются в здании Фарфоровой мануфактуры.

Музей «Человек и природа» (Museum Mensch und Natur) — интерактивный музей естествознания, который нравится не только взрослым, но и детям. Музейные экспозиции представлены в виде игровых, интерактивных и мультимедийных экспонатов. Так, к примеру, на специальном макете можно увидеть движение крови по человеческому организму. Знакомство с природой можно продолжить при помощи викторин. Например, на экране появляются листья различных деревьев, а из предложенных ответов нужно выбрать правильный вариант, соответствующий каждому виду дерева.

Особой гордостью музея является чучело медведя по кличке Бруно, который изображён в момент открытия пчелиного улья. Он был убит в 2006 году. Исследователи полагают, что именно Бруно является последним медведем, обитавшим на территории Германии в естественной среде за последние 170 лет.

Интерьеры дворцовых залов

 

Павильоны в парке Нимфенбурга

Амалиенбург (Amalienburg) — охотничий домик. Внешне простая, но достаточно изящная постройка в стиле рококо была завершена в 1739 году. Особое восхищение вызывает Зеркальный зал. Интерьер выполнен с большой изысканностью, а стены украшены огромными зеркалами в серебряном обрамлении. Другими интересными помещениями Амалиенбурга являются:

  • Комната отдыха — жёлтые стены украшены посеребрённой резной облицовкой, которая относится к вершинам придворного резного искусства своего времени. Комната украшена двумя портретами заказчиков в охотничьих костюмах (курфюрст Карл Альбрехт и его супруга Мария Амалия);
  • Охотничья комната — небольшая картинная галерея, изображающая сцены королевской охоты и дворцовых праздников. На многих картинах запечатлены курфюрст с супругой, а также придворная свита;
  • Кухня — стены облицованы голландской кафельной плиткой с цветочными вазами и китайскими мотивами.

Баденбург (Badenburg) — парковый павильон, служивший закрытым отапливаемым бассейном (первым в Европе со времён падения Древнего Рима). Построен в 1722 году. Особенного внимания заслуживает Парадный зал с панорамной фреской «Аполлон в солнечном экипаже», изображающей сюжеты древнегреческих мифов. Другие помещения Баденбурга интересны восточно-азиатскими мотивами, которые гармонично сочетаются с европейским бароко.

Пагоденбург (Pagodenburg) — миниатюрный крестообразный павильон, построенный в 1719 году. Пагоденбург использовался в качестве чайного домика, а также для отдыха после игры в шары (развлечение на подобии современного гольфа). Интерьер Малого зала (занимает весь первый этаж) выполнен с использованием голландской кафельной плитки в достаточно популярном для той эпохи китайском стиле «шинуазри». Бело-голубые тона зала указывают на Поднебесную и её фарфоровую продукцию. На втором этаже находятся изысканно отделанные Китайский кабинет и Будуар. Внешняя часть Пагоденбурга украшена масками Цереры, Нептуна, Бахуса и Флоры.

Магдаленклаузе (Magdalenenklause) — павильон, имитирующий разрушающееся здание. Трещины в кладке и осыпающаяся штукатурка символизируют отсутствие ничего вечного. Павильон, построенный в 1728 году, был задуман как приют отшельника и предназначался для уединённого размышления о бренности бытия.

В южной части Магдаленклаузе находится вестибюль в виде грота и Капелла святой Марии Магдалины, украшенная романскими и мавританскими элементами декора, а свод — фресками с изображением кающейся Марии. На северной стороне находятся апартаменты курфюрста, которые состоят из аскетических помещений. Внутренний интерьер по традиции Ордена капуцинов облицованы дубом и гравюрами. В целом, павильон создаёт вневременной образ, который можно интерпретировать и как философскую постройку, и как собирательный образ дворцового искусства перевоплощений.

Большой каскад — водопад в стиле барокко с роскошной мраморной отделкой французских мастеров. Находится у западного входа в парк.

Дёрфхен — деревушка из нескольких домов, имитирующая крестьянскую усадьбу. Предназначалась для развлечений придворного общества. Закрыта для посещений.