Путеводитель по Парижу

Сен-Северен

Церковь Сен-Северен (фр. Église Saint-Séverin) представляет собой сооружение в стиле «пламенеющей» готики с нестандартными пропорциями (здесь сразу пять нефов, поэтому церковь в ширину больше, чем в длину).

История достопримечательности восходит к VI веку, когда на этом месте стояла хижина отшельника святого Северина. Дела, которыми он прославился, не относятся к чему-то сверхчеловеческому, напротив, это был подвиг духа. Под влиянием смиренной и благочестивой жизни отшельника Хлодоальд, внук короля Хлодвига I, выбрал путь служения христианскому Богу и стал монахом. Позднее Хлодоальда признали святым и в православии, и в католицизме. Таким образом, имя Северина попало в анналы истории, а на месте его хижины благодарные верующие воздвигли молельню. Впрочем, простояла она недолго — в середине X века норманны не обминули её своим «вниманием».

В XI веке здесь появилась капелла в романском стиле. Со временем Латинский квартал очень сильно разросся (благодаря университету), и местным прихожанам нужна была вместительная церковь, которую начали строить в XV веке в стиле пламенеющей готики. Церковь должна была не только высполнять своё непосредственное назначение, но и стать культурным центром квартала, где можно было бы проводить заседания Генеральной ассамблеи университета.

Отличия пламенеющей готики прежде всего в деталях. Как ни странно, церковь не стремится вверх, как другие продолговатые, утончённые готические храмы. Сен-Северин — это довольно приземистое строение, позднеготический стиль которого проявляется в плавных, гармоничных линиях и «языках пламени», которые видны в некоторых орнаментах, а также в полурозетке над главным порталом.

Интерьер церкви также характерен для эпохи XV века — сводчатый потолок, который также называется «пальмовые своды», поскольку поддерживается колоннами, похожими на стволы пальм. Внутреннее пространство включает сразу пять нефов, поэтому ширина церкви больше, чем её длина. Это большая редкость для христианских сооружений.

Основные изменения во внешнем виде Сен-Северен, в том числе и пять нефов, хоры и капеллы, появились благодаря местному протоиерею, который занялся строительством церкви после окончания Столетней войны. В это время, до конца XV века, завершается отделка основной части сооружения, в том числе появляются витые колонны, которые, по поверьям, принесут удачу в путешествиях, если обойти вокруг них.

В Сен-Северен сохранились замечательные витражи эпохи Средневековья. На трёх пролетах второго этажа расположены витражи, созданные в конце XIV века и иллюстрирующие жизнь апостолов. На следующих пролётах витражи относятся к XV веку и изображают эпизоды и подвижничество мучеников. Неф и апсида украшены витражами XIX века, но в апсиде на втором уровне также есть и XV век — витражи с темой Христа, Богородицы, святых и апостолов. Церковь украшена росписями известного французского художника XIX века Фландрина. Орган отличается резьбой удивительной красоты, а колокол, отлитый в 1412 году, является одним из старейших в Париже.

Церковь Сен-Северен спрятана среди улиц Латинского квартала и может, из-за этого не так привлекательна для туристов, но по-прежнему остаётся центром духовной жизни. Во время Революции достопримечательность, к счастью, не особенно пострадала — здесь находился склад пороха и корма для животных.

Второй по значимости входной портал Сен-Северен на самом деле принадлежит разрушенной церкви Сен-Пьер-о-Беф. Его перенесли сюда в XIX веке. Портал  украшен оригинальным барельефом, который изображает святого Мартина Турского — покровителя всех путешественников. Он же является покровителем церкви Сен-Северен. Все, кто отправлялись в дальний путь, заходили сюда и прикладывали к барельефу с его изображением подкову.

Знакомство с Францией

Традиционные блюда французской кухни

35 главных традиционных блюд французской кухни, которые стоит попробовать туристу. Французскую кухню условно делят на три части: региональная крестьянская, общераспространённая национальная и высоко изысканная, основой для которой послужила придворная королевская.