Путеводитель по Парижу

Сен-Жерве

Сен-Жерве — сокращённое название Церкви святых Гервасия и Протасия (фр. Église Saint-Gervais-Saint-Protais), которая является одной из самых старых христианских построек в Париже. Святых мучеников Гервасия и Протасия почитает и Католическая, и Православная церковь. История обретения их мощей в своё время ознаменовала для христианского мира очень весомую победу над арианством. Сегодня мощи находятся в открытой крипте Сант-Амброджо, в Милане.

До появления Церкви Сен-Жерве на этом месте находился построенный в IV веке христианский храм и кладбище, посвящённые этим святым. Следует отметить, что именно здесь проходила римская дорога на Лютецию, где и были обнаружены в IV веке останки Гервасия и Протасия. Это был первый христианский храм на правом берегу Сены. В конце XV века он уже не мог вмещать всех прихожан и его перестроили в готическом стиле. Работы начались в 1494 году и продолжались более 150 лет. К тому моменту, когда архитектор, наконец, приступил к работе над фасадом, готический стиль во Франции уже был неактуален и бал правил ренессанс. Поэтому в архитектурном стиле Сен-Жерве можно наблюдать смешение стилей поздней готики и маньеризма.

Преимущественно интерьер сохранил средневековый вид, над фасадом же работал архитектор де Бросс, типичный представитель маньеризма, один из самых известных мастеров начала XVII века. Что любопытно — он был гугенотом. Трёхъярусный фасад напоминает римские церкви, созданные в эпоху Возрождения. Однако есть и редкая особенность. На первом ярусе установлены колонны дорического ордера, на втором — ионического, а на третьем — коринфского. В нишах на втором ярусе установлены статуи святых Гервасия и Протасия, и статуи евангелистов, выполненные в XIX веке. К сожалению, это только копии оригинальных статуй, созданные Бурденом и Гереном — подлинники были уничтожены якобинцами.

О ренессансном фасаде сооружения очень тепло отзывался Вольтер, который полагал, что готика — символ мракобесия и предлагал всю готическую часть церкви разрушить и перестроить. Так что сегодня Церковь Сен-Жерве — это образец раннего французского классицизма снаружи и поздней готики внутри — сочетания мрачного средневековья и лёгких, светлых линий Возрождения.

Церковь также известна тем, что здесь находится один из самых известных и древнейших органов в Париже. Долгое время органистами церкви были Куперены, знаменитая династия музыкантов и композиторов. Кстати, именно Куперены собрали современный церковный орган, но для него использовались части старого органа.

XX век принёс Церкви Сен-Жерве-Сен-Проте очередные беды — в 1918 году в неё попал снаряд дальнобойной немецкой мортиры «Колоссаль», которую также прозвали Парижской пушкой или трубой кайзера Вильгельма, поскольку именно при помощи этого сверхдальнобойного орудия немцы обстреливали Париж. Несмотря на дальность и мощность выстрелов, только попадание в церковь оказалось самым значительным и печальным. Поскольку внутри в это время шла месса, последствия были катострофические — погибло около 60 человек. Именно этому трагическому событию посвящена повесть Ромена Роллана «Пьер и Люс», получившая Нобелевскую премию. Так церковь была увековечена в истории и литературе.

В церкви уцелели сокровища культуры и искусства, которые можно увидеть сегодня: «Страсти Христовы», Дюрера, картина «Мученичество святой Петронилии», деревянные статуи святых, витражи центрального нефа, выполненные в XVI веке, каменная разноцветная статуя Мадонны с младенцем.

Последней интересной достопримечательностью, связанной с церковью, является старый вяз, который растёт перед храмом. Под этим вязом парижане публично возвращали деньги, взятые в долг. С тех пор появилась поговорка, аналогичная нашей «после дождика в четверг» — «ждите меня под вязом». Во время революции дерево сожгли и его потом изображали на бланках церкви Сен-Жерве-Сен-Проте. На соседней улице вяз отражён в кованых элементах балконов. То дерево, которое увидеть сегодня, посажено в 1982 году.

Знакомство с Францией

Традиционные блюда французской кухни

35 главных традиционных блюд французской кухни, которые стоит попробовать туристу. Французскую кухню условно делят на три части: региональная крестьянская, общераспространённая национальная и высоко изысканная, основой для которой послужила придворная королевская.