Музей Дюпюитрена (фр. Musée Dupuytren) или Музей патологической анатомии содержит богатую коллекцию анатомических редкостей и аномалий. Открыт в первой половине XIX века в здании трапезной бывшего монастыря францисканцев–кордельеров.
Музею было присвоено имя выдающегося хирурга и лейб-медика короля Гийома Дюпюитрена (1777-1835). Незадолго до своей смерти он пожертвовал внушительное состояние медицинскому факультету Парижского университета. Изначально Дюпюитрен хотел, чтобы его деньги пошли на создание кафедры патологической анатомии. Но оказалось, что этих средств было недостаточно. Тогда декан факультета предложил основать музей, на что умиравший врач в итоге и дал своё согласие.
Сегодня в его фонд входит около шести тысяч экспонатов, старейшие из которых относятся к XVIII столетию. Здесь можно увидеть макеты человеческих органов, фрагменты скелетов, заспиртованные препараты, а также фотографии, картины, гравюры, рисунки и инструменты из врачебной практики.
Одной из самых впечатляющих является восковая коллекция разнообразных патологий органов и тканей. На стеллажах музея встречаются муляж «заячьей губы» до и после операции, препарированная аневризма аорты и другие экспонаты с инъецированными сосудами. Здесь также представлены деревянные скульптуры конца XVIII века и макеты из гипса и папье-маше.
Выставка костных фрагментов содержит тысячи экспонатов, самыми известными из которых являются скелет и восковая фигура карлика Марко Казотте, страдавшего от дефекта конечностей. Этот персонаж прославился тем, что прошёл путь от уличных подмосток до должности придворного шута.
В музее хранится богатое собрание заспиртованных препаратов. Благодаря секретам мастеров ушедшей эпохи они прекрасно сохранились и по сей день. Некоторые из них представляют уникальную историческую ценность. С таким препаратом работал знаменитый на весь мир учёный Поль Брока, обнаруживший центр речи в головном мозге человека.
Благодаря экспонатам фонда Ж. Дежерина, посетители музея могут ознакомиться с врачебной практикой XIX столетия. В нём представлены научная библиотека, фотографии, а также инструменты и препараты выдающегося французского невролога. Его работы примечательны также тем, что большинство из них выполнено в сотрудничестве с его супругой А. Клюмпке, первой женщиной–интерном в истории Парижских больниц.