Путеводитель по Парижу

Музей Клюни

Музей Клюни (фр. Musée de Cluny) — коллекция предметов быта и искусства средневековой эпохи. Официальное название достопримечательности — Национальный музей средневековья (Musée national du Moyen Âge).

Место, на котором расположен музей Клюни, имеет, без преувеличения, двухтысячелетнюю историю. Изначально в II-III веках тут были богатые римские термы (бани), но ещё до них, по мнению некоторых исследователей, находился храм богини Исиды. После сожжения терм варварами, руины долгое время были необитаемы, однако их прочность была такова, что в середине XIV века (спустя более тысячи лет), они послужили основанием для постройки резиденции аббата самого богатого монастыря Франции — Клюни (аббатство находилось на расстоянии в 400 км от Парижа). В конце XV века, резиденцию, за которой закрепилось название особняк Клюни, расширили и перестроили в духе поздней, «пламенеющей» готики.

После смерти Людовика XII здесь недолго проживала его вдова Мария Тюдор, позже — будущий кардинал Мазарини. В 1833 году коллекционер Александр дю Соммера разместил в особняке личное собрание редкостей Средневековья и эпохи Возрождения. После его смерти в 1843 году здание вместе со всей экспозицией выкупило государство, чтобы на её основе открыть музей Клюни.

Уникальность современного музея заключается в том, что его экспозиция создавалась в те времена, когда ещё не сформировался традиционный образовательный подход к музейному делу. Соответственно, у посетителя возникает стойкое впечатление, что он попал не в обычный музей с тематическими залами, информационными табличками и интерактивными стендами, а в средневековую сокровищницу-склад. Музей может показаться хаотичным и непонятным из-за минимальной структуризации экспонатов и необъяснимой логике их размещения, но в этом есть особая прелесть естественности.

Главной достопримечательностью музея является сам особняк Клюни, обойдя который, можно сразу заметить фрагменты римской каменной кладки. Все детали архитектуры и украшения сооружения выполнены в эпоху наибольшей выразительности готического стиля, который уже клонился к своему закату.

В подвале музея можно увидеть остатки трёх залов римских терм: горячего (кальдарий), тёплого (тепидарий) и холодного (фригидарий — для охлаждения в летнюю жару). Здесь же расположены большие каменные ванны с декоративной резьбой.

Главное сокровище музея Клюни — цикл из шести шпалер «Дама с единорогом» конца XV века. Для него выделен отдельный зал. Исследователи расходятся в интерпретации сюжета и его аллегорий. Одни считают, что на каждой из них иносказательно изображено сенсорное чувство (зрение, вкус, слух), другие — что описываются свойства совершенной любви (искренность, радость). Сам гобелен, несмотря на пять веков, сохранил чёткость красок и даёт представление о средневековых эталонах красоты.

Особое внимание стоит обратить на коллекцию витражей, которые в своё время украшали разные соборы и замки. Каждый витраж представляет собой определённую сюжетную композицию из кусочков цветного стекла.

Ещё одна важная достопримечательность музея Клюни — статуи из собора Нотр-Дам. По приказу Робеспьера каменные ветхозаветные цари в соборе были обезглавлены, однако оказалось, что их головы не были уничтожены. Они нашлись в 1978 году в подвале Французского банка. Позже в музей же были доставлены и найденные отдельные фрагменты тел статуй царей (на соборе Нотр-Дам к тому времени уже давно были установлены их копии, которые решили не менять). Помимо каменной скульптуры, среди экспонатов Музея Клюни много деревянных статуй святых, которые были популярны в Средневековье как объект религиозного почитания.

Кроме предметов высокого искусства и славной истории, в музее находится множество бытовых экспонатов — посуда, мебель, монеты. Есть здесь и оружие с доспехами, а также большое количество предметов религиозного предназначения: дароносицы, реликварии, кресты, алтари и многое другое.

Знакомство с Францией

Традиционные блюда французской кухни

35 главных традиционных блюд французской кухни, которые стоит попробовать туристу. Французскую кухню условно делят на три части: региональная крестьянская, общераспространённая национальная и высоко изысканная, основой для которой послужила придворная королевская.