Путеводитель по Праге

Гуситские войны и Ян Жижка

Гуситские войны — военные действия с участием последователей Яна Гуса, а также между ними, происходившие в Чехии в период с 1419 по 1434 год.

Гуситское войско, состоявшее в основном из добровольцев, нанесло множество поражений более крупным профессиональным армиям и отрядам тяжело вооружённых рыцарей германских, австрийских, венгерских, польских и итальянских феодалов.

Первоначально гуситы сплочённо воевали против католиков, организовавших на них серию крестовых походов, позднее их движение разделилось на умеренных (чашников), примирившихся с католиками, и радикалов (таборитов), потерпевших поражение.

Гуситские войны, в сущности, не принесли каких-либо значительных результатов ни одной из сторон, но основательно опустошили Центральную Европу и серьёзно подорвали хозяйственную жизнь чешских земель. В этой войне, в отличие от всех предыдущих крупных вооружённых конфликтов на территории Европы, широко использовалось ручное огнестрельное оружие.

содержание:
Зарождение гуситского движения
Первая пражская дефенестрация
Смерть Вацлава IV
Гуситы:
умеренные гуситы (чашники)
радикальные гуситы (табориты)
Четыре пражские статьи
Гуситские войны
первый крестовый поход
второй крестовый поход
поход в Моравию и Венгрию
гражданская война в Чехии
третий крестовый поход
четвёртый крестовый поход
походы гуситов в Силезию и Саксонию
пятый крестовый поход
балтийский поход гуситов
Боевая тактика гуситов. Ян Жижка
Переговоры и Пражские компактаты
Битва у Липан
Чехия после Гуситских войн
Интересные факты

Зарождение гуситского движения

Гуситское движение приобрело революционный характер после того, как в Прагу пришло известие о казни проповедника Яна Гуса, — на Констанцском соборе, 6 июля 1415 года.

Ян Гус отправился в Констанц по приглашению Сигизмунда (император СРИ), «чтобы защитить свою нацию от нареканий в ереси» и лично ознакомить «уважаемых представителей католической Церкви» с его учением и взглядами. Безопасность визита гарантировала специальная охранная грамота, выданная Сигизмундом. Таким образом, в казни Гуса чехи видели оскорбление своей национальной чести, объявление их всех скопом еретиками, поскольку многие из них не слышали ничего богопротивного в справедливых словах Гуса, а самого Гуса считали праведником. Особенно при этом они негодовали на императора — за то, что он нарушил охранную грамоту.

На многолюдном сейме в сентябре 1415 года в Праге был составлен протест против убийства Гуса, в котором заявлялось о готовности «защищать до последней капли крови закон Христа и его смиренных проповедников».

Получив протест, Констанцский собор постановил «призвать к ответу» всех подписавших его, а 30 мая 1416 года осудил и предал сожжению Иepoнима Пражского, сподвижника Яна Гуса. Кроме того, на Соборе отдельно обсудили и объявили ересью участившуюся в Чехии самовольную практику священников, сочувствовавших Яну Гусу, после причастия допускать мирян к чаше с кровью Христовой. По обычаю, установившемуся пару сотен лет назад, пригублять из чаши позволялось только священникам.

Возмущение этими решениями Собора стало выливаться в беспорядки в Чешском королевстве. Пользуясь установленной чешским сеймом свободой проповеди, сторонники «причащения обоими видами», — то есть не только хлебом, но и вином, как о том прямо говорится в Писании, — призывали верующих «стоять за правду», собирая толпы слушателей. Зачастую стихийные собрания заканчивались нападениями на местные монастыри или изгнанием верных Папе священников из церквей. «Чаша» стала всеобщим требованием сторонников неотложных реформ в чешской церкви, а позже — и символом всего гуситского движения. Император, занятый текущими политическими вопросами, писал гневные письма, обещая выжечь огнём и мечом гуситскую ересь. Он требовал немедленно вернуть приходы изгнанным священникам. Результат был обратно пропорциональным, гуситские проповеди привлекали всё больше людей, их речи становились всё резче и резче по отношению к Папе и его клиру.

Первая пражская дефенестрация

30 июля 1419 года произошли события, которые получили название Первая пражская дефенестрация (лат. «fenestra» — окно). В этот день в Праге после утренней мессы толпа прихожан-гуситов направилась к Новоместской ратуше с требованием освободить их ранее арестованных соратников, которые участвовали в уличных беспорядках. Принято считать (но достоверно неизвестно), что из ратуши кинули камень, который попал в святые дары (хлеб и вино, ритуально приготовленные священником на утренней литургии). Такое неуважение окончательно разъярило толпу. Она ворвалась в ратушу и выбросила судью, бургомистра и ещё десяток чиновников в окно. Жертвы разбивались о мостовую, после чего толпа добивала их.

Смерть Вацлава IV

Поворотным событием, которое окончательно привело к началу массовых вооруженных выступлений стала смерть короля Вацлава IV 16 августа 1419 года (от сердечного приступа). Она означала, что чешский трон должен занять его сводный брат, всем ненавистный Сигизмунд.

Заметка. «Да ведает каждый немец, чех и латинянин, — говорил Сигизмунд, — что я с нетерпением жду того времени, когда смогу утопить всех виклифистов и гуситов».

Вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Гуситы изгоняли католических священников из церквей, грабили и жгли монастыри. Не успевших убежать монахов убивали.

Гуситы

Гуситы (чеш. husité) — последователи идей Яна Гуса. Гуситы представляли собой реформаторское религиозное движение, которое насквозь было пропитано политическими и социальными проблемами. В движении принимали участие представители различных социальных слоёв и идейно-политических направлений, преследовавшие различные цели. В связи с этим у гуситов вскоре произошел раскол на умеренных и радикальных.

Умеренные гуситы (чашники)

Панство и бюргерство составляли умеренное течение гуситства. Умеренные гуситы призывали к реформированию католической Церкви, требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке. Также они высказывались за секуляризацию (отчуждение церковного имущества), ослабление влияния Церкви на светские дела, стремились к ликвидации засилья в Чехии германских феодалов и германских городских общин.

Умеренных гуситов принято называть чашники, потому что главным у них было требование чаши для мирян (причащение и хлебом и вином, которые символизируют Тело и Кровь Господа). «Чаша» являлась для чехов символом братского единения и равенства в будущем. Другие названия чашников — каликстинцы (от лат. calix — чаша) и утраквисты (лат. utraque specie — под двумя видами).

Радикальные гуситы (табориты)

Бедный слой чешского народа — крестьяне, ремесленники и мещане — составляли радикальное течение гуситства. Их идеалом была демократическая республика. Радикальные гуситы отрицали Церковь во всех её проявлениях, а признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Они отрицали всякую иерархию, как духовную, так и светскую. Основой их общественной организации была община, причём у них строго различались общины военные и семейные. Обязанностью первых было исключительное занятие военным делом, вторых — ремёсла, сельское хозяйство и производство всего необходимого для войны.

Радикальные гуситы были пропитаны ненавистью к католическому духовенству, которое, проповедуя милосердие и любовь к ближнему, эксплуатировало этого «ближнего» немилосердно. Духовенство жило в роскоши и богатстве, а народ был обложен большими податями и налогами. Пражскому архиепископству, например, принадлежало до 900 сел и много городов, из которых некоторые равнялись по величине и благосостоянию городам королевским. Привилегии духовенства достигли таких размеров, что даже короли подумывали об их ограничении.

Радикальные гуситы нуждались в собственной укреплённой базе. В начале 1420 года они нашли подходящее место — гору Табор в южной Богемии. Вскоре в лагере собралось множество людей, часть из которых пришла с семьями. Так был основан город Табор. В последствии радикальные гуситы получили название табориты.

Неудивительно, что при первом призыве со стороны вожаков радикального таборитизма массы народа двинулись на гору Табор — главный оплот таборитизма. Никакие угрозы со стороны властей и господ не могли удержать этого движения. Многие бросали своё имущество или продавали его за бесценок, сжигали свои дома, расторгали общественные и семейные связи. Угнетённый народ находил утешение в новом учении, основанном на Священном Писании. Ему говорили на родном языке, среди идиллической обстановки, о евангельской простоте и любви, о равенстве, о братстве. Религия в этой форме переставала быть для народа непонятным абстрактным учением, а делалась реальным воплощением божественной любви и милосердия.

Свои идеалы во время собраний на горе Таборе радикальные гуситы воплощали следующим образом. Всякий приходящий встречался с одушевлением, безразлично, к какому бы классу он ни принадлежал, считался братом или сестрой. В полдень все сообща совершали братскую трапезу. Съестные припасы, приносимые гостями, делились поровну между всеми. Различия между моим и твоим не существовало. Всякие увеселения были изгнаны; соблюдалась полная нравственная чистота. Остаток дня проходил в беседах о лучшей жизни. Некоторые авторы склонны приписывать таборитам определённые коммунистические воззрения. Но от братской любви и взаимопомощи до коммунизма как организации ещё очень далеко. Контраст между жизнью на Таборе и тяжкой домашней обстановкой создавал мечты, к реализации которых табориты в действительности не стремились. Если к указанным чертам таборитского движения прибавить ещё целую массу гуманных требований, которые они поставили на своём знамени, как, например, веротерпимость, уничтожение смертной казни и другие, придётся удивиться этому необыкновенному явлению среди почти общего мрака невежества, царившего тогда в Европе.

Вандализм, с которым табориты разрушали церкви и их культурные богатства, уничтожали картины и скульптуры, объясняется тем, что им ненавистны были покровители искусства — духовенство, феодалы, богатые горожане — да и само искусство казалось им грехом и развратом. С той же точки зрения они осуждали светскую науку, латынь, пышность при богослужении.

Четыре пражские статьи

В 1417–1420 годах в ходе диспутов на теологическом факультете Пражского университета была составлена гуситская политическая и религиозная программа под названием «Четыре пражские статьи». Основное содержание:

  • свобода проповедования «Слова Божьего»
  • причащение мирян под обоими видами (не только хлебом, но и вином)
  • запрет священникам быть одновременно представителем светской власти (это означало лишение церкви права владеть имуществом)
  • суровые наказания за смертные грехи (при этом к грехам причислялись и практикуемые католической церковью продажа индульгенций, продажа церковных должностей и другие)

Четыре пражские статьи были представлены в составе народного манифеста 27 мая 1420 императору Сигизмунду. Позже, в урезанном виде и с оговорками, «уничтожавшими их смысл», статьи легли в основу Пражских (Йи­глав­ских) компактатов.

Гуситские войны

В 1420–1433 годах гуситы успешно отразили пять крестовых походов номинально объединённых, но не сплочённых армий германских, итальянских и австрийских католиков. Это уникальный случай в мировой истории, когда войско, сформированное из простого народа, смогло столь длительный период противостоять профессиональным воинам. Гуситы не только оборонялись в пределах чешских земель, но и совершили несколько успешных походов в Силезию и Саксонию, один успешный набег в Тюрингию и северную Баварию, а также помогли полякам в борьбе с Тевтонским орденом.

Первый крестовый поход

1 марта 1420 года Папа Римский объявил крестовый поход против еретиков-гуситов. Сигизмунд (император СРИ) собрал войско из немецких, польских и венгерских рыцарей, итальянских наёмников и ополчение из городов Силезии. В конце апреля его армия вторглась в Чехию. Пару месяцев происходили мелкие и средние стычки с гуситами, но ни одна из сторон не имела преимущества. Решающее сражение произошло 14 июля 1420 года на Витковой горе. Если бы армия Сигизмунда овладела этой горой, Прага оказалась бы в блокаде. Однако рыцарям не удалось преодолеть ров, вырытый на склоне горы, а контратака пехоты во главе с Жижкой отбросила их к подножью. В это время во фланг католического войска ударило пражское ополчение. Армия крестоносцев отступила. Хотя она и не потерпела крупного поражения, а лишь мелкую тактическую неудачу, между предводителями крестоносцев начались раздоры. Сигизмунд отступил. Вся Чехия и Моравия оказалась в руках гуситов.

Заметка. В наше время Виткова гора имеет важное значение для чехов, здесь находится Национальный памятник.

Второй крестовый поход

Осенью 1421 года обострились противоречия между таборитами и чашниками. Единое гуситское войско фактически распалось. Воспользовавшись этим, Сигизмунд начал второй крестовый поход в Чехию. Пару месяцев происходили средние стычки, решающее сражение произошло 8 января 1422 года — Сигизмунд потерпел поражение у Габра. Несколько месяцев спустя на помощь таборитам прибыл 5–тысячный отряд из Великого княжества Литовского, отправленный Витовтом. Во главе отряда стоял Сигизмунд Корибутович, который позже будет провозглашён правителем Чехии.

Поход в Моравию и Венгрию

В 1423 году большое войско таборитов вторглось в Моравию и Венгрию. В середине октября оно вышло к Дунаю в районе Будапешта. Здесь гуситов встретила многочисленная венгерская армия. Ян Жижка не решился вступить с ней в бой и приказал отступить. Венгры преследовали чехов. Табориты понесли потери, но основная часть войска смогла отойти. Неудача венгерского похода способствовала обострению противоречий между таборитами и чашниками.

Гражданская война в Чехии

7 июня 1424 года две фракции гуситов сошлись в сражении. Чашники потерпели поражение благодаря внезапной контратаке таборитской конницы. Кроме того, табориты пустили по склону горы повозки, врезавшиеся в ряды чашников и вызвавшие смятение. Таким образом, Яну Жижке вновь удалось объединить под своим командованием всё гуситское войско. Однако 11 октября 1424 года он умер от чумы. Преемником Жижки — верховным гетманом таборитов — стал Прокоп Большой, также известный как Прокоп Голый (собственно — «Обритый», как бывший священник). Эпидемия ослабила чешское войско, и оно вынуждено было отказаться на время от новых походов в соседние земли.

Третий крестовый поход

В 1425–1426 годах — третий крестовый поход в Чехию. Главную роль играло австрийское войско во главе с эрцгерцогом Альбрехтом Габсбургом. После смерти Яна Жижки Сигизмунд Корибутович стал верховным командующим гуситскими войсками, вместе с Прокопом Голым командовал в победной для гуситов битве при Усти-на-Лабе 16 июня 1426 года.

Четвёртый крестовый поход

В 1427 году поход возглавили курфюрст Бранденбурга Фридрих и английский епископ Генри Бофорт. Однако споры о руководстве и неясность стратегических целей привели к поражению при Тахове и хаотическому отступлению.

Походы гуситов в Силезию и Саксонию

В 1428–1430 годах гуситы неоднократно вторгались в Силезию и Саксонию, а также один раз в Тюрингию и северную Баварию. Во всех случаях гуситы проходились разорительным набегом по этим землям.

Пятый крестовый поход

В 1431 году имперский сейм в Нюрнберге постановил организовать пятый крестовый поход в Чехию. Многие, ввиду неудач прошлых походов, были против, однако Сигизмунд и папский легат, кардинал Чезарини, не желали мира с гуситами. Германские княжества выставили 8200 конных рыцарей и 70-80 тысяч пехоты, подкреплённой 150 бомбардами. В августе у чешской границы армия крестоносцев под командованием Фридриха Бранденбургского была внезапно атакована гуситами в их лагере в Домажлице и бежала, бросив обоз и артиллерию. Затем при Тахове чехи разбили саксонских и баварских феодалов.

Балтийский поход гуситов

Польский король Ягайло запросил у гуситов помощи в борьбе с Тевтонским орденом. Поход длился 4 месяца. Совместно с гуситами в нём участвовали польские, померанские и молдавские воины. 13 сентября 1433 года, из-за протестов обескровленного населения, Тевтонский орден запросил мир.

Боевая тактика гуситов. Ян Жижка

Если Ян Гус был идейным вдохновителем восставших гуситов, то Ян Жижка (1360–1424) оказался тем лидером, кто смог грамотно организовать народную толпу и превратить её в боеспособную армию. За очень короткий срок он сделал из горожан, ремесленников и крестьян военную силу, которая смогла громить превосходящие войска профессиональных рыцарей и наёмников. Для этого Жижка установил строгую дисциплину и усовершенствовал технику защитного боя кочевых народов южнорусских степей (печенеги, половцы, хазары). Повозки, которые использовались кочевниками для перевозки имущества по бескрайним степям, гуситы скрепляли цепями, и тем самым, превращали их в серьёзное препятствие для атакующих.

Ян Жижка пошёл дальше и превратил такие повозки в передвижные баррикады с амбразурами для ведения огня. Это были настоящие прообразы современных боевых машин, с полноценными экипажами (8–14 человек) и разнообразным вооружением для быстрой смены боевых задач (от обороны до стремительного контрнаступления). Гуситские кузнецы хорошо поработали над усилением отдельных элементов повозок, боевое построение которых получило название вагенбург. Особенно важной была простая, но прочная система их соединения в замкнутую окружность. Сверху на повозках находились воины с холодным оружием ударно-дробящего действия — боевой цеп и кистень, или их разновидности. Ян Жижка считал, что крестьян, привыкших к молотьбе зерна, стоит вооружать именно таким оружием, а не мечом, к которому у них нет абсолютно никакой сноровки. Были на вооружении у гуситов и недавно появившиеся, но ещё мало эффективные лёгкие бомбарды (пушки) и ручницы.

Даже когда Ян Жижка полностью ослеп, он оставался лидером восставших. Из-за его суровости, мрачности, слепоты и умения побеждать противника наголову, он получил прозвище «страшный слепец». Благодаря великому полководческому таланту Яна Жижки гуситы не проиграли ни одного сражения. В октябре 1424 году Ян Жижка умер от чумы. Однако его дело ещё долго приносило успешные результаты — гуситы, наученные и опытные, не испытывали поражений.

Переговоры и Пражские компактаты

Неудачи крестовых походов и набеги гуситов в соседние земли побудили католическую Европу искать дипломатическое решение. Начавший свою работу в 1431 году Базельский Cобор инициировал переговоры с гуситами. Умеренные гуситы склонялись к миру, чтобы восстановить разрушенное в ходе войн хозяйство. Табориты отказывались признавать Церковь и, соответственно, о переговорах не могло быть и речи.

В результате договорённостей католиков и чашников 30 ноября 1433 был заключён документ Пражские компактаты. Католическая церковь признала гуситов как религиозную конфессию. Таким образом, на чешских землях в Европе было создано уникальное государство двойной веры, когда католики и гуситы жили в одной стране бок о бок.

Битва у Липан

Противостояние двух направлений движения гуситов завершилось сражением 30 мая 1434 года в битве под Липанами. Армия таборитов была наголову разгромлена чашниками, которых активно поддержала армия католиков. Лидеры таборитов Прокоп Голый и Прокоп Малый погибли в битве. Император Сигизмунд I саркастично заметил, что «разбить чехов могут только чехи».

Только радикальное гуситское меньшинство во главе с Яном Рогачем из Дубы продолжало сопротивляться католикам. 6 сентября 1437 Ян Рогач был захвачен венгерскими наемниками и через три дня с 52 соратниками казнен в Праге на Староместской площади.

Чехия после Гуситских войн

Вместе с победой чашников над таборитами стало исчезать религиозное воодушевление первых. Хотя они продолжали представлять собою особую церковь, но по духу стали приближаться к католикам, и от прежних гуситских принципов у них остались лишь уважение к памяти Гуса и употребление чаши.

5 июля 1436 года чешский сей­м в Йи­гла­ве ратифицировал Пражские компактаты, которые получили новое название — Йи­глав­ские ком­пак­та­ты.

14 августа 1436 года также в Йи­гла­ве был подписан мир между чашниками и императором Сигизмундом. Гуситы признали его чешским ко­ро­лём, а взамен Сигизмунд предоставил им ряд при­ви­ле­гий, в том числе, право на конфискованное во время войн церковное имущество.

9 декабря 1437 Сигизмунд умер. В соответствии с договором 1402 года, в случае отсутствия у него сыновей, чешский королевский титул должны были наследовать Габсбурги. И действительно, сейм Чехии признал королём Альбрехта II из Альбертинской линии династии Габсбургов. Впервые в истории престолы Австрии, Чехии, Венгрии и Германии были объединены под властью Габсбурга.

Заметка. В начале 1420-х годов Альбрехт II тесно сблизился с императором Сигизмундом и в 1422 году женился на его дочери Елизавете Люксембургской. Союз с Сигизмундом означал вовлечение Альбрехта II в войну, которую император безуспешно вёл с гуситами Чехии.

В конце октября 1439 года в военном лагере Альбрехт II неожиданно заболел дизентерией и скончался. Единственный его сын — Ладислав — родился спустя четыре месяца (февраль 1440) и получил прозвище Постум (Посмертный). Опекуном юного Ладислава и новым императором Священной Римской империи стал его родственник австрийский герцог Фридрих III. Однако реальной власти в Чехии он не получил. В это время мир и порядок в чешских землях поддерживали так называемые ландфриды — военно-политические союзы под управлением гетманов, организованные по краевому принципу. Одним из таких гетманов был Йиржи из Подебрад. В 1444 году он стал во главе чашников. В ходе последующей борьбы Йиржи взял Прагу (1448 год) и при поддержке многих католических вельмож вначале избран регентом королевства (1452 год).

После смерти 17-летнего Ладислава (1457 год) претендентами на престол выступили несколько европейский монархов, но только Йиржи из Подебрад мог обеспечить соблюдение Пражских компактатов и добиться сосуществования католической и гуситской церквей. С помощью прямого подкупа и обещания не требовать у панов возвращения захваченных королевских и церковных земель, он склонил на свою сторону сейм. В 1458 году Йиржи из Подебрад на заседании сейма в Староместской ратуше был утверждён королём.

Интересные факты

23 марта 1430 года Жанна д’Арк надиктовала письмо, которое призывало к выступлению крестоносной армии против гуситов до тех пор, пока гуситы не вернутся к католической вере. Захват её самой солдатами англичан и бургундцев двумя месяцами позже «освободил» её от этой миссии.

В 1452 году гуситское посольство прибыло в Константинополь для установления официальных отношений с Православной церковью. Делегация была встречена очень доброжелательно, но поскольку на следующий год Константинополь пал, никаких практических последствий это не имело.

Знакомство с Чехией

Традиционные блюда чешской кухни

Традиционная чешская кухня отличается сытными мясными блюдами, которые созданы для настоящих любителей вкусно поесть и хорошо выпить. Такие блюда обязательно необходимо дополнять чешским пивом.

Русско-чешский разговорник для туристов

Несмотря на своё славянское происхождение, в основе чешского языка лежит не кириллица, а латиница. В чешском языке для русских ушей слишком много согласных, а в некоторых их вообще нет (vlk, prst).

Какие сувениры привезти из Праги и Чехии

Каждую страну отличает свой собственный набор уникальных изделий, которые производятся только там и фактически являются её символами. Чем же славится Чехия и что привезти из Праги в подарок друзьям и близким?

Как выглядят чешские кроны

Туристам необходимо знать как выглядят настоящие чешские кроны, чтобы не стать жертвой проходимцев, которые пытаются под любым предлогом «вручить» им старые чехословацкие, венгерские или любые другие банкноты.