Путеводитель по Праге

Чешские земли в IX–XII веках, становление Пржемысловичей

Исторически чешскими землями считаются Богемия (западная часть современной Чешской Республики) и Моравия (восточная часть современной Чешской Республики), названия которых происходят от кельтского племени бойев и западнославянского племени моравов соответственно. Кроме них, на территории Богемии и Моравии проживало ещё как минимум 15 племён, но со временем, в качестве самого могущественного выделилось западнославянское племя чехов, которое постепенно объединило вокруг себя другие и дало им своё имя. Происхождение слова «чех» до сих пор является загадкой для историков и филологов.

В настоящее время в состав Чешской Республики входит ещё Чешская Силезия (северо-восточная часть ЧР), однако её нельзя назвать исконно чешской землёй — длительное время она была спорной приграничной территорией между Чехией и Польшей, также здесь всегда проживало большое количество немецкоговорящего населения.

Пржемысловичи

В VIII веке в племени чехов зародилась династия Пржемысловичей, которая будет при власти с 870 по 1306 гг. Народные предания утверждают, что у чешского князя Крока было три дочери. После его смерти, мудрейшая из дочерей — Либуше (Libuše) была избрана вождём племени. Однако вскоре мужчины стали проявлять недовольство, что ими, хоть и хорошо, но правит женщина, и обязали её выбрать себе достойного мужа. Либуше согласилась, выдвинув условие: в мужья она возьмёт того, на кого укажет ей верный конь. Так и сделали. Коня выпустили в чистое поле и он «привёл» Либуше к дому обычного пахаря по имени Пржемысл (Přemysl). Обвенчавшись, молодая пара основала новую правящую династию. Крепостями-резиденциями Пржемысловичам служили Вышеград и Пражский Град.

Основание Праги

По легенде, именно Либуше предсказала появление и славу новому большому городу. Легенда объясняет и происхождение названия будущей столицы Чехии — Либуше отправила слуг в лес, которые там нашли человека, тесавшего порог дома — отсюда и появилось Прага. Историки согласны, что название города произошло от слова «порог», но ведут споры относительно его значения. В месте, где основали Прагу, река Влтава имеет несколько порогов (мелководья). Кроме того, в чешском языке порогом называют ещё и крутой берег (тоже характерно для Влтавы).

Нужно отметить, что территория современной Праги в начале Средних веков была очень выгодным местом благодаря удобному расположению бродов Влтавы. Тот, кто ими владел, мог контролировать важный торговый путь. Поэтому уже к IX веку здесь существовало княжеское городище Пражский Град (впоследствии — крепость и королевская резиденция) и три поселения, которые позже переросли в отдельные города (Старе Место, Мала Страна, Градчаны). В X веке был построен замок Вышеград, а в XIV веке основан город Нове Место. Все перечисленные «территории» длительное время были отдельными административными единицами, имели не только различный статус, систему подчинения, управления, финансов, но зачастую и враждовали между собой.

С юридической точки зрения Прага была создана только 12 февраля 1784 года, когда император Иосиф II Габсбург издал декрет, который объединил четыре пражских города (Старе Место, Мала Страна, Градчаны, Нове Место)  и крепость Пражский Град в одну административно-территориальную единицу Королевский главный город Прага (Královské hlavní město Praha). Население города насчитывало 76 тысяч жителей, площадь — 143 га. В качестве места расположения магистрата (орган городского самоуправления) была выбрана Староместская ратуша. В 1850 году к Королевской Праге присоединили район Йозефов (бывшее пражское гетто), в 1883 — район Вышеград с крепостью. В дальнейшем город постоянно рос за счёт присоединения окрестностей. После падения Австро-Венгерской империи официальное название изменили на Главный город Прага (Hlavní město Praha).

Принятие христианства

В IX веке княжество Великая Моравия становится главной политической силой в регионе, а Богемия входит в его состав как подвластная территория. С 863 года на чешских землях велась миссионерская деятельность греческих монахов Кирилла и Мефодия. Языком богослужений служил церковнославянский, обряд использовался славянский. В 865 году Кирилл и Мефодий крестили князя Богемии Борживоя Пржемысловича и его супругу Людмилу.

Сыновья Борживоя, Спытигнев и Вратислав, после смерти отца решили вместо Великой Моравии признать власть короля Баварии Арнульфа. Они обязались платить дань и подчинили свою церковь его епископству. Это означало появление в Чехии латинского церковного обряда, который хоть и долго приживался (около 200 лет), но в итоге вытеснил славянский. В начале X века Великоморавское княжество распадается под натиском венгров, однако чешские племена под предводительством двух братьев и с помощью Баварии в длительном и крайне сложном конфликте смогли отстоять чешские земли (Богемия и Моравия). Вскоре, пользуясь смутой в германских землях, чехи перестают платить дань баварцам, и обретают полную независимость.

Cвятой Вацлав

Следующим князем становится сын Вратислава — Вацлав (родился в 907 году, правил 921-935 гг). Сейчас его именуют святой Вацлав (иногда ещё называют Вацлав I, но это не совсем верно, так как в чешской истории есть Вацлав I Одноглазый).

Христианство, принятое Борживоем, приживалось крайне сложно. Простой народ не понимал, как это «вчера» мы молились языческому Святовиту, а «сегодня» оказывается он — ложный Бог, которого нужно сменить на настоящего христианского. Очень часто смена веры осуществлялась насильственным крещением и сопровождалась стихийными вспышками вооруженного сопротивления. Даже внутри княжеского рода Пржемысловичей не было единства по религиозному вопросу.

Вацлав стал тем князем, который смог закрепить новую религию. Христианские ценности ему привила бабушка Людмила, исполнявшая обязанности регента. Драгомиру (мать Вацлава) — ярую сторонницу старых языческих верований от воспитания сына изолировали. Лишённая возможности влиять на сына, она решилась на убийство Людмилы (в 921 году была задушена во время молитвы своим же платком). Однако ожидаемого результата это не принесло. Вацлав оказался сформировавшейся личностью и продолжил процесс христианизации своих земель. В 926-929 годах он построил Ротонду святого Вита, на месте которой в последствии был возведён Собор святого Вита (одна из главных достопримечательностей Праги).

Спустя длительное время Драгомира, поддерживаемая языческой знатью, подговорила своего младшего сына, Болеслава, «остановить» старшего Вацлава раз и навсегда. Считается, что Вацлава убили при входе в церковь. Момент, когда князь, получивший смертельный удар, держится за дверь храма божьего, является распространённым сюжетом в чешском искусстве. Согласно второй версии — он был отравлен во время пира.

Впоследствии Болеслав I Грозный сильно раскаивался в содеянном поступке, отвернулся от языческих верований, поддержал канонизацию Вацлава (сегодня святой почитается важнейшим чешским покровителем), получил разрешение на создание пражской епархии, а также дал обет отдать своего второго сына служению христианскому Богу. Несмотря на братоубийство, чешские историки считают Болеслава энергичным правителем и одним из самых успешных чешских князей. Оставаясь при власти почти 40 лет, он сумел усмирить своеволие местных воевод и вошёл в историю как реальный основатель чешской государственности.

Вхождение в состав Священной Римской империи

В 962 году была создана Священная Римская империя германской нации, ключевая политическая сила в регионе на последующие восемь столетий. Конечно же, чешские земли (Богемия и Моравия), как ближайшие восточные соседи, воспринимались её императорами в качестве первостепенных территориальных интересов.

В начале XI века чехи стали проявлять попытки захватить польские земли. На короткое время им это даже удалось. Однако польские территории интересовали и Священную Римскую империю. В 1040 году обе стороны сошлись в битве при Домажлице. Чехи победили, так как получили подкрепление от венгров. Однако уже в 1041 году, когда Генрих III Чёрный собрал сразу три армии и подошёл к Праге, чехи были вынуждены признать зависимость от Священной Римской империи, но сохранили широкие права и свободы. В дальнейшем, в истории Праги немецкое влияние присутствовало регулярно, но нужно отметить, что часто сами чехи инициировали его. Немецкие мастера и умельцы высоко ценились, их специально приглашали с целью повысить уровень региона. К тому же, чешские правители в сложные периоды борьбы с местной знатью окружали себя немецкими наёмниками и покровительствовали немецкой колонизации.

В 1086 году чешский князь Вратислав II впервые получил статус короля, но сделать титул наследственным ему не удалось. Только в 1212 году князь Пржемысл Отакар I добился получения Золотой сицилийской буллы, которая разрешала создание королевства Богемия и устанавливала наследственный королевский статус для его правителей. Как и прежде, Богемия включала Моравию, но оставалась в составе Священной Римской империи. Официально королевство было ликвидировано только в 1918 году.

В 1241 году монголы разграбили Польшу, Венгрию и Моравию, но не успели втрогнуться в Богемию, так как были вынуждены в спешке вернуться домой для участия в выборах нового хана. Вполне очевидно, что только благоприятное географическое положение спасло Богемию от опустошения превосходящими монгольскими войсками.

Знакомство с Чехией

Традиционные блюда чешской кухни

Традиционная чешская кухня отличается сытными мясными блюдами, которые созданы для настоящих любителей вкусно поесть и хорошо выпить. Такие блюда обязательно необходимо дополнять чешским пивом.

Русско-чешский разговорник для туристов

Несмотря на своё славянское происхождение, в основе чешского языка лежит не кириллица, а латиница. В чешском языке для русских ушей слишком много согласных, а в некоторых их вообще нет (vlk, prst).

Какие сувениры привезти из Праги и Чехии

Каждую страну отличает свой собственный набор уникальных изделий, которые производятся только там и фактически являются её символами. Чем же славится Чехия и что привезти из Праги в подарок друзьям и близким?

Как выглядят чешские кроны

Туристам необходимо знать как выглядят настоящие чешские кроны, чтобы не стать жертвой проходимцев, которые пытаются под любым предлогом «вручить» им старые чехословацкие, венгерские или любые другие банкноты.