Путеводитель по Праге

Национальный театр (Прага)

Национальный театр (чеш. Národní divadlo) — ведущий театр Чехии, ставящий оперы, балеты и драматические спектакли. Здание театра в неоренессансном стиле является символом чешского национального возрождения, одной из важнейших достопримечательностей Праги как с культурной, исторической, так и с архитектурной точек зрения.

содержание:
История постройки театра
Подготовка строительства и финансирование работ
Краеугольные камни
Постройка театра и архитектурное оформление здания
Открытие Национального театра
Пожар
Реконструкция
Экстерьер театра
фотогалерея
Интерьер театра
фотогалерея
Билеты в театр
Туристические экскурсии

Подготовка строительства и финансирование работ

Строительство Национального театра чешские патриоты стали обсуждать на своих пражских собраниях в 1844 году. Начало реализации их планов положило заявление о предоставлении «разрешения на строительство, оборудование, содержание и управление» самостоятельным чешским театром, которое 29 января 1845 года подал в сословный комитет чешского сейма Франтишек Палацкий. Разрешение было предоставлено уже в апреле того же года. Однако первое публичное обращение о начале сбора пожертвований специально созданное Общество по строительству чешского Национального театра выпустило только через шесть лет — в апреле 1851 года.

Тем не менее, народные пожертвования не были основным источником финансирования строительства Национального театра, большую часть средств выделила Австро–Венгерская империя. Выставку, посвящённую началу строительства, почтил своим присутствием император Франц Иосиф I, сделавший во время этого визита первое личное пожертвование в размере 5 тысяч гульденов (позже, узнав о пожаре в театре, он сразу же пожертвовал ещё 13 тысяч). Земельный комитет Чешского Королевства выделил 14 700 гульденов, чешские патриотки для привлечения средств организовали на Жофине базар, выручка от работы которого составила почти 6 тысяч гульденов. Члены правящей династии Габсбургов подарили 26 тысяч, значительный вклад внесли также российский император и чешское дворянство. Из наиболее крупных пожертвований стоит упомянуть взносы княжеского рода Лобковицев (6 тысяч гульденов), графских семей Хотеков (более 4,5 тысяч) и Коловратов (более 4 тысяч), а также Шварценбергов, Кинских, Чернинов, Ностицев, Гаррахов и других.

В 1853 году был приобретён земельный участок, а в 1862 началось строительство Временного театра, который был готов шесть месяцев спустя и открылся 18 ноября того же года. Позже он примкнул к зданию Национального театра. В настоящее время в бывшем Временном театре находятся гардеробы и помещения технического персонала.

В 1865 году группа, во главе которой стояли Сладковский, Тирш, Неруда и Галек, предложила 33-летнему профессору наземного строительства из Чешского технического университета, архитектору Йозефу Зитеку подготовить проект Национального театра. Именно он впоследствии и выиграл в дополнительном конкурсе, а в 1867 году начались работы непосредственно на строительной площадке.

Краеугольные камни

Согласно первоначальному замыслу, краеугольный камень должен был быть привезён только с горы Ржип (по легенде, именно на этой горе Чех поселил своё племя после долгих странствий). Тем не менее, к нему прибавились камни из следующих мест: Бланик, Радгошть, Вышеград (скала), Гостин, Жижков, Сватобор у Сушице, Бранка на Добенине у Находа, Боубин, Златы-Кунь у Тмане (карьер Червены лом), Троцнов, Прахень у Гораждевице, Черхов, Бухлов, Липник, Гелфштин, Доудлебы, руины Подлажицкого монастыря у Храсти, Заглинице, карьер Каменка у Лоуневице). Из Подивина был привезён кирпич, изготовленный из глины и воды источника, у которого совершал обряд крещения святой Кирилл.

16 мая 1868 года при большом скоплении народа — по разным оценкам, собралось от 100 до 150 тысяч человек — состоялась торжественная закладка краеугольного камня (вернее, камней). Помимо краеугольных камней, во время церемонии в основание будущего театра был положен ящик с землёй из Плавского тумулуса, одного из самых больших дохристианских могильников Богемии.

Сейчас в подземном этаже Национального театра есть зал, где можно увидеть краеугольные камни фундамента с высеченными на них именами людей или названиями городов, сделавших значительные пожертвования.

Строительство и оформление

К концу 1868 года был закончен фундамент, а в 1877 — положена крыша. В 1873 году одновременно проводились конкурсы на оформление интерьеров, организованные специальной комиссией под руководством Сладковского. С учётом неоренессансного стиля здания для его украшения были выбраны классические темы: основным источником вдохновения стало тогдашнее массовое увлечение славянской мифологией и историей древних рукописей — обе эти концепции, проистекающие из творчества Йозефа Манеса и связанные с переживавшей расцвет романтической пейзажной живописью (а также, тематически, с чешской историей), стали идейной платформой целого пласта чешской культуры, который ныне известен как «искусство поколения Национального театра». Наибольший вклад в художественное оформление театра внесли Богуслав Шнирх, Миколаш Алеш, Франтишек Женишек, Йозеф Вацлав Мысльбек, Вацлав Брожик и Юлиус Маржак. Также активное участие в работе принимали скульпторы Узел и Вильдт.

Постройка Национального театра с учётом грандиозности замысла и трудностей, которые обусловили существенное увеличение расходов по ходу реализации проекта, продвигалось достаточно быстро. При строительстве использовались только местные материалы и трудовые ресурсы.

Открытие

Национальный театр впервые был открыт 11 июня 1881 года — в честь визита кронпринца Рудольфа состоялась премьера оперы «Либуше» Бедржиха Сметаны, созданной ещё в начале семидесятых специально для этого события. Первым директором театра стал оперный певец и педагог Ян Непомук Майр. Было дано ещё одиннадцать представлений, после чего здание театра закрыли для завершения работ.

Пожар

12 августа 1881 года при работе на крыше строители использовали горячие угли, которые, по всей видимости, не были полностью погашены. Угли разгорелись, вспыхнула крыша, вслед за ней леса, которыми было окутано всё здание. Противопожарный металлический занавес не смогли опустить, так как он был зафиксирован из-за продолжавшихся работ. Злосчастные случайности так и способствовали этому пожару. В тот день пражская пожарная часть всем составом находилась за городом на похоронах своего коллеги. Когда же пожарные приехали на место, напор воды из-за аварии на ближайшей водонапорной башне оказался очень слабым.

Пожар, уничтоживший медный купол, зрительный зал, занавес и сцену, был воспринят как общенациональная катастрофа. Последовала новая, небывалая по размаху, волна пожертвований — за два месяца был собран один миллион гульденов. Свой финансовый вклад внесли 45% жителей Праги. Йозеф Зитек серьёзно переживал и отошёл от работы, поэтому восстановлением занялся его ученик Йозеф Шульц, в последствии известный постройкой главного здания Национального музея.

Обновлённый театр был открыт 18 ноября 1883 года, опять постановкой «Либуше». К этому моменту сменился и директор театра — им стал писатель Франтишек Адольф Шуберт.

Современная реконструкция

Возрастающие пространственные и эксплуатационные потребности привели в первой половине 1960-х годов к возникновению дискуссии о расширении комплекса, которые вылились в объявление о грандиозном архитектурном конкурсе. Его победителем стал известный архитектор Богуслав Фукс с оригинальным проектом, выделявшимся монолитной стеклянной стеной, в которой должно было отражаться первоначальное здание. Однако данный проект так и не дождался реализации.

В 70-е годы состояние Национального театра продолжало стремительно ухудшаться, что стало причиной проведения масштабной реконструкции в 1976–1983 годах. В её рамках в первую очередь был изменён интерьер первоначального здания: увеличен наклон пола, созданы курительные помещения, встроена вентиляционная система, уменьшено количество мест для сидения, создана вращающаяся сцена. Кроме того, за счёт уменьшения территории Воршилского монастыря на освободившемся пространстве было построено оригинальное здание, получившие название Новая сцена, которое до сих пор неоднозначно воспринимается современниками, критикующими его фасад, облицованный большими плитами термостекла.

В мае 2012 году стартовала комплексная реконструкция экстерьера исторического здания, за долгие годы утратившего былую красоту, при его восстановлении использовались пар, вода и пескоструйная обработка. В результате весь театр был выкрашен в одинаковый более светлый цвет. Работы проводились в четыре этапа, последний из которых, охватывавший ремонт смотрящего на Влтаву фасада, был торжественно и официально завершен 9 декабря 2015 года. В течение всего срока реконструкции театр продолжал работать в обычном режиме.

Экстерьер

Главный фасад венчает аттик со статуей Аполлона, девятью музами и двумя колесницами, которыми управляют Победы. На северном фасаде находятся статуи Вагнера «Забоя» и «Лумира». Над боковым входом установлены аллегории Оперы и Драмы.

Интерьер

Внутренее пространство Национального театра оформлено с невероятной пышностью. В фойе и других помещениях установлены бюсты людей, внёсших выдающийся вклад в жизнь Национального театра. Стоит отметить и живописный триптих «Золотой век, упадок и воскресение искусства» на потолке главного фойе.

Зрительный зал на 996 мест отличается очень хорошей акустикой и слышимостью даже на самых верхних ярусах. Над партером висит люстра весом 2 тонны, шириной 3 метра и длиной 5,5 метра, оборудованная 260 лампочками. Её техническое обслуживание осуществляется на чердачном этаже, куда она при необходимости поднимается. На сцене установлен красивый орган. Занавес, созданный Войтехом Гинайсом, прославляет самоотверженность чешского народа, изображая сбор средств и строительство театра. Об этом же напоминает лозунг Národ — sobě (Нация — себе), который написан большими позолоченными буквами над сценой. Потолок украшен восемью аллегориями искусства в женских образах (Лирика, Этика, Танец, Мимика, Музыка, Живопись, Скульптура и Архитектура). Балконы в зале расположены в три яруса. Императорская (ныне Президентская) и Приматорская (приматор — мер) ложи специально находятся не по центру зала. По замыслу архитектора самые лучшие места должны предназначаться тому, кто финансировал и работал над сооружением Национального театра — чешскому народу.

Билеты

Время работы касс: ежедневно, 10:00 — 18:00. Билеты можно купить и в других кассах: в Государственной опере, Сословном театре и в Новой сцене. Предварительная продажа билетов начинается за 5 месяцев, их можно бронировать по интернету в сетях Bohemia Ticket, Stone Bell Series, Ticket Art и Ticketpro. Вместимость зрительного зала — 996 мест.

Туристические экскурсии

Экскурсии по зданию театра. Групповые экскурсии по зданию театра проводятся в будние и выходные дни по предварительной договорённости (на русском английском, немецком и французском языках). Длительность экскурсии — 60 минут. Стоимость — 200 крон. Контакты можно узнать здесь.

Знакомство с Чехией

Традиционные блюда чешской кухни

Традиционная чешская кухня отличается сытными мясными блюдами, которые созданы для настоящих любителей вкусно поесть и хорошо выпить. Такие блюда обязательно необходимо дополнять чешским пивом.

Русско-чешский разговорник для туристов

Несмотря на своё славянское происхождение, в основе чешского языка лежит не кириллица, а латиница. В чешском языке для русских ушей слишком много согласных, а в некоторых их вообще нет (vlk, prst).

Какие сувениры привезти из Праги и Чехии

Каждую страну отличает свой собственный набор уникальных изделий, которые производятся только там и фактически являются её символами. Чем же славится Чехия и что привезти из Праги в подарок друзьям и близким?

Как выглядят чешские кроны

Туристам необходимо знать как выглядят настоящие чешские кроны, чтобы не стать жертвой проходимцев, которые пытаются под любым предлогом «вручить» им старые чехословацкие, венгерские или любые другие банкноты.