Базилика Санта-Мария дель Пополо

Базилика Санта-Мария дель Пополо (итал. Basilica di Santa Maria del Popolo) — церковь августинцев, имеющая галерейную ценность, в которой находятся работы таких признанных мастеров живописи как: Пинтуриккьо, Рафаэль, Караваджо, Бернини, Карраччи и многих других художников XIII-XVII веков.

Существует два варианта происхождения названия базилики. По одной версии достопримечательность берёт название от романской часовни, которая была расположена у тополя (итал. populus). Наиболее реальна — распространённая версия о том, что сооружение возведено на средства народа (итал. popolo). В последствии базилика дала название и площади Пьяцца дель Пополо.

История достопримечательности начинается в 1099 году, когда по указанию Папы Римского Пасхалия II на месте, где по преданию был захоронен император Нерон, была возведена уже упоминаемая романская часовня. В первой половине XIII века часовня была передана Ордену августинцев, монахи которого на её месте решили возвести базилику. Строительство началось в 1472 году и было приурочено к юбилею папы Сикста IV в 1475. Закончили же постройку немного позже — в 1477. Руководил проектом архитектор Андреа Бреньо.

В 1655 году Базилика Санта-Мария дель Пополо опять претерпевает изменения, так как Папа Александр VII решил обновить фасад сооружения. Для этой работы был приглашен известный скульптор и архитектор Лоренцо Бернини, который оформил фасад в стиле барокко. Визуально фасад разделён на три сектора; в каждом из них имеется вход в базилику, оформленный в виде портала.

Планировка Базилики Санта-Мария дель Пополо имеет форму латинского креста. Внутреннее оформление базилики изобилует шедеврами знаменитых художников и скульпторов своего времени. Подкупольная мозаика выполнена Рафаэлем, а уникальные витражные окна, которые освещают пространство церкви, — французским живописцем Гийомом де Марсилла. По заказу Папы Юлия II в 1508 году Рафаэль написал полотно «Мадонна дель Пополо» и парный к нему «Портрет Папы Юлия II», которые находились в базилике до 1591 года. По обе стороны вдоль главного нефа расположены капеллы, ставшие усыпальницами представителей римской знати и сановников католической церкви.

Главный алтарь украшает картина XIII века работы неизвестного автора. Справа от алтаря в первой капелле находится изящная фреска работы Пинтуриккьо «Поклонение младенцу Иисусу». Капелла Чибо богато украшена полихромным мрамором и полотном «Успение и учителя церкви» (Карло Маратта). Здесь можно увидеть надгробия кардиналов Лоренцо и Альдерано из рода Чибо. С левой стороны нефа устроена Капелла Чераси, над оформлением которой работали признанные мастера стиля барокко — Карраччи и Караваджо. На стенах капеллы находятся полотна Караваджо «Обращение св. Павла» и «Распятие св. Петра», а в алтаре — прекрасная картина Каррачи «Вознесение». Капелла Киджи выполнена по эскизам Рафаэля для своего покровителя банкира Агостино Киджи (из рода Киджи также происходил и Папа Александр VII). Стены оформлены фресками Сальвиати, а картины в алтаре принадлежат Себастьяно дель Пьомбо. Сразу две капеллы посвящены влиятельному роду Делла Ровере — над обоими работал Пинтуриккьо.