Национальная галерея современного искусства

Национальная галерея современного искусства (итал. Galleria nazionale d'arte moderna e contemporanea) — художественное собрание, посвящённое современному искусству XIX–XX веков. Галерея насчитывает около 5 тысяч картин и скульптур, которые размещены в 75 залах.

содержание:
История создания галереи
Коллекция Национальной галереи
Скульптура «Геракл и Лик»
Картина «Сицилийская вечерня»
Картина «Мечты»
Фотогалерея (живопись)
Фотогалерея (скульптура)
Видеоэкскурсия
График работы
Стоимость билетов
XXXXXXXXX на карте YYYYY
......................

История создания Национальной галереи современного искусства

В XIX веке в итальянском обществе всё чаще можно было услышать мнение, что великое итальянское искусство закончилось в XVII веке со смертью Лоренцо Бернини. Назрела острая необходимость появления собрания национальных мастеров современности. Она была открыта в 1883 году в Выставочном дворце и получила название «Национальная галерея современного искусства». Однако вскоре помещений Выставочного дворца стало не хватать для быстрорастущей коллекции, поэтому было принято решение о постройке более просторного и современного «Дворца искусства» по проекту Чезаре Баццани. Его строительство закончили в 1911 году к 50-летней годовщине объединения Италии.

Первоначально римская Национальная галерея современного искусства включала только работы итальянских мастеров, но довольно быстро дирекция отказалась от исключительно национального принципа формирования экспозиций. Уже к середине XX века достопримечательность превратилась в собрание мирового искусства, причём новым приобретениям могли позавидовать ведущие галереи мира.

Коллекция Национальной галереи в Риме

Коллекция галереи размещена в 75 залах по направлениям, начиная с неоклассицизма и романтизма. Особое место отведено пейзажам, в первую очередь — представителям соррентийской школы (необычайно красивые пейзажи юга Италии). Большое внимание уделено представителям натурализма, а также течениям, сформировавшимся под влиянием французских школ — импрессионизму и дивизионизму. Широко представлены работы иностранных (не итальянских) художников символизма, футуризма, кубизма, сюрреализма и абстракционизма.

Итальянские мастера, представленные в Национальной галерее: Джакомо Балла, Умберто Боччони, Джорджо де Кирико, Джованни Фаттори, Амедео Модильяни, Джорджо Моранди, Джакомо Манцу, Альберто Бурри, Феличе Казорати, Лючио Фонтана, Джованни Сегантини, Сильвестро Лега, Джакомо Балла, Умберто Боччони, Джорджо де Кирико, Пьеро Мандзони, Амедео Модильяни, Джузеппе Де Ниттис, Гаэтано Превиати и другие.

Зарубежные мастера, представленные в Национальной галерее: Александр Колдер, Поль Сезанн, Марсель Дюшан, Альберто Джакометти, Жорж Брак, Эдгар Дега, Василий Кандинский, Питер Мондриаан, Марк Костаби, Клод Моне, Джексон Поллок, Огюст Роден, Ван Гог, Ив Кляйн, Андерс Цорн, Кеес ван Донген, Пит Мондриан, Ласло Мохой-Надь, Ман Рэй, Жан Арп, Макс Эрнст и многие другие.

Скульптура «Геракл и Лик»

  • Антонио Канова
  • 1815 год
  • высота 350 см

На создание шедевра мастера вдохновила античная скульптура Геркулес Фарнезский, увиденная в Национальном археологическом музее Неаполя. Сюжетом для своего Геракла Антонио Канова выбрал один из ужаснейших эпизодов греческой мифологии: в промежутке между поражением под Фивами семи полководцев и взятием Фив их сыновьями (эпигонами) Лик вернулся в Фивы и захватил власть, убив престарелого Креонта, который был регентом при царевиче Лаодаманте, сыне Этеокла. Полагая, что Геракл, который в это время по приказу Эврисфея отправился в царство Аида за Кербером, оттуда уже не вернётся, Лик изгнал из города его жену Мегару (дочь Креонта) с детьми. Существует версия, что Лик попытался соблазнить Мегару, а когда она ответила решительным отказом, решил убить её. Так или иначе, но внезапно возвратившийся Геракл убил Лика и восстановил на фиванском троне Лаодаманта, после чего, впав в безумие, поразил стрелами своих сыновей и жену.

Картина «Сицилийская вечерня»

  • Франческо Айец
  • 1846 год
  • 300 × 230 см

На полотне изображено событие, произошедшее в 1282 году в период анжуйского господства на Сицилии. Надругательство над сицилийской женщиной французским солдатом явилось поводом к национальному восстанию и изгнанию французской армии. Женщину, потерявшую сознание от стыда, поддерживают родственники, а её жених, сжав кулаки, готов защитить честь возлюбленной. Молящаяся за спиной солдата фигура нарисована в исключительном портретном стиле Айеца, за который его так ценят. На заднем плане изображён фермер, нагнувшийся за камнем; ещё один с кинжалом в руке взывает к Богу. Фоном для картины служит гора Монте-Пеллегрино.

Полотно «Сицилийская вечерня» наделено глубоким символическим смыслом, который заключается в Рисорджименто (сопротивление любому иностранному вмешательству и осознание необходимости объединения раздробленной Италии в единое национальное государство). Рисорджименто успешно завершилось в 1861 созданием Королевства Италия, просуществовавшего до 1946 года.

Картина «Мечты»

  • Витторио Коркос
  • 1896 год
  • 160 × 135 см

Художник известен, как великолепный мастер портрета. Во многих его полотнах видна проницательность и трезвый взгляд на жизнь, так характерный для реализма. Женские портреты Коркоса удивительно поэтичны и немного сентиментальны. Помимо высокого мастерства живописи, они раскрывают ещё и романтическую увлечённость красотой, которая так присуща художникам–романтикам.

Картина «Мечты» занимает особое место в творческом наследии великого мастера. На ней изображена дочь старого друга Витторио Коркоса — Елена Векки. Её отец — Аугусто Веки — был известным в Италии писателем (под псевдонимом Джек Ла Болина). В ряду очаровательных, кокетливых и обаятельных героинь портретов Коркоса образ Елены Векки отличается глубиной и силой характера.

В картине проявились все три тенденции, существовавшие в творчестве художника.  От академизма — высочайший уровень живописного мастерства и отточенность стиля. От реализма — проницательность и глубина отображения характера. От романтизма — удивительная поэтичность женского образа. 

На полотне мы видим присевшую на скамейку юную девушку. Она сидит непринужденно, подперев кулачком подбородок. Задумчивый взгляд устремлён в прекрасное будущее. Рядом на скамейке лежит стопка книг, шляпка и зонтик. Ветер слегка растрепал непокорные рыжеватые кудри. Оливковое платье девушки и ветка с зелёными листьями подчёркивают впечатление юности. У неё умный, проницательный и немного ироничный взгляд, очевидно, что это сильная личность. В отличие от воздушных и игривых героинь большинства портретов Коркоса — для неё будущее — это не только счастливое замужество и спокойная жизнь обеспеченной дамы.

На картине изображена сильная, образованная, гордая, умная и независимая  девушка. Такой образ невиданная редкость в истории портретной живописи. Если в литературе этого периода новый женский образ сильной и образованной леди уже не был редкостью, то в живописи картина «Мечты» стала одним из первых примеров появления совершенно иного женского типажа.