Палаццо Спада (галерея)

Палаццо Спада (итал. Palazzo Spada) — исторический дворец, резиденция представителей известного и знатного рода Спада. Сейчас здесь проходят заседания Государственного Совета и находится Галерея Спада, экспонирующая работы таких великих мастеров как Тициан, Бачиччии, Гверчино, Гвидо Рени и других художников.

Постройка палаццо происходила в начале XVI века по заказу кардинала Джироламо Каподиферро и была завершена в 1540 году. Архитектором выступал Бартоломео Баронио, а Джулио Маццони занимался фасадом и лепным декором. В 1559 после смерти кардинала Джироламо Каподиферро палаццо перешёл к его племяннику Пьетро Паоло Миньянелли, а в 1632 году был куплен кардиналом Бернардино Спада. Желая превратить палаццо в роскошную семейную резиденцию, новый владелец предпринял дорогостоящую реконструкцию, руководить которой было поручено одному из лучших архитекторов своего времени — Франческо Борромини.

Фасад Палаццо Спада славится в Риме как один из самых богато декорированных. Он украшен лепными барельефами, фруктовыми и цветочными гирляндами, виньетками и картушами. На уровне второго этажа устроены ниши, в которых размещены скульптуры выдающихся личностей античного Рима (Траян, Помпей, Квинт Фабий Максим, Ромул, Нума Помпилий, Марцелл, Цезарь и Август). Пространство третьего этажа заполнено лепными фестонами с амурами и кариатидами, а медальоны содержат повторяющееся изображение собаки у колонны. Там же на фестоне сохранился девиз первого владельца кардинала Каподиферо: «Utroque Tempore» («как раз»). Кардинал выбрал этот девиз и символ собаки, чтобы продемонстрировать свою верность католической церкви в период великих религиозных конфликтов. Девиз был взят из Книги Исход. На уровне последнего этажа, который венчает фасад палаццо, между окнами находятся восемь табличек с надписями о деяниях исторических личностей, скульптуры которых расположены на втором этаже.

Также пышно декорирован и внутренний двор Палаццо Спада. Над арками находятся двенадцать ниш, украшенных фризами с изображением кентавров, гарпий и тритонов, где расположены статуи языческих богов. Из дворика открывается вид на знаменитую Перспективу Борромини — галерея длиной около 9 метров, которая благодаря оптическому эффекту кажется длиннее в 3–4 раза. Используя архитектурные идеи монаха–архитектора Джованни Марии ди Битонто, Борромини спроектировал пол в наклонной плоскости и расположил колонны и арки по всей длине галереи, постепенно уменьшая их размер. Таким образом, создаётся иллюзия коридора большой протяжённости, а установленная в конце галереи статуя Меркурия размером 60 сантиметров, кажется выше человеческого роста.

Галерея Спада

На первом этаже палаццо, в четырёх залах, украшенных фресками и лепниной, расположена Галерея Спада. Галерея была открыта для широкой публики в 1927 году, когда государством был приобретён дворец Спада. С тех пор здесь также заседает Государственный совет.

Основу экспозиции галереи составляет частная коллекция кардинала Бернардино Спада, который в своё время был папским легатом в Болонье, где общался с известными живописцами, такими как Гвидо Рени, Гверчино и Альбани. В Риме кардинал начал ценить картины Караваджо, у него было несколько портретов, приписываемых его кисти. Небольшой вклад в расширение коллекции внёс Вергилий Спада, брат кардинала Бернардино. Он приобрёл картины художников Давида Черрини и Андреа Сакки. Семейная коллекция пополнялась и после смерти кардинала Бернардино Спада. Его внуки и правнуки приумножали богатое частное собрание новыми произведениями искусства.  

Картины разных школ живописи в Галерее Спада расположены в хронологической последовательности среди старинной мебели, скульптур и соответствующе оформленного интерьера. Все экспонаты выставляются в четырёх залах палаццо.

Первый зал, ранее бывший гардеробной кардинала Бернардино, украшают деревянные двери XIX века с высоким эркером. В центре кессонного потолка с розетками находится герб семьи Спада. Центральное место в экспозиции зала занимает портрет кардинала Бернардино, выполненный его другом Гвидо Рени.

Второй зал был построен по проекту Бернини в 1636–1637 годах. Изначально его стены были выложены деревянными панелями, выполненными краснодеревщиком Андреа Баттаглини, однако в 1759 году они были удалены. Зал является проходным и связан с соседними комнатами двумя входами, которые ранее были скрыты в деревянных панелях.

Третий зал был задуман кардиналом Бернардино специально для размещения своей коллекции картин. В конце XVII века Фабрицио Спада провёл реконструкцию, которой занимался архитектор Фома Маттеи. Были несколько изменены оконные и дверные проёмы, а обновлённый потолок украсили полотнами с темперой. В стенах этого зала экспонируются полотна римской, болонской и фламандской художественных школ XVII и XVIII веков.

Четвёртый зал был образован в 1653 году в ходе перестройки террасы, выходящей в сад. В 1951 году директором галереи Федереко Дзери здесь была размещена коллекция полотен, принадлежащих к художественной школе Караваджо.

В Галерее Спада находятся также несколько античных скульптур, наиболее примечательной из которых является статуя Помпея. Эта историческая реликвия была найдена в Средние века во время раскопок в районе Кампо деи Фиори. Многие историки того времени выдвигали предположения, что именно перед этой статуей был заколот император Юлий Цезарь. Мраморную статую приобрёл Папа Юлий III и впоследствии преподнёс в подарок кардиналу Каподиферро, который установил её в своём палаццо.

Среди экспонатов Галереи Спада можно увидеть не только полотна великих художников, но и редкие предметы из муранского стекла, старинную мебель, интерьер, сохранившийся в первозданном виде.