Сан-Карло алле Кватро Фонтане

Сан-Карло алле Кватро Фонтане (итал. San Carlo alle Quattro Fontane) — церковь XVII века в стиле барокко. Достопримечательность, название которой переводится как «Церковь Святого Карла у Четырёх Фонтанов», посвящена Карло Борромео, кардиналу и архиепископу Милана, канонизированному в 1610 году. Наличие четырёх фонтанов на пересечении улиц, где находится церковь, было также отмечено в её названии.

В 1634 году Франческо Борромини, великий итальянский архитектор, получил заказ от Ордена Пресвятой Троицы (известен ещё как Орден Тринитариев) на проектирование и строительство Церкви Сан-Карло алле Кватро Фонтане. Для его творческой натуры были характерны отсутствие прямых линий, изобилие изогнутых форм и причудливых архитектурных деталей. Мастер практически всегда использовал эллипс вместо круга. Сооружения Борромини в своё время стали настоящим переворотом в архитектуре.

Первое время все работы финансировал кардинал Франческо Барберини, но в дальнейшем постройка велась на скромные средства нищенствующего Ордена, поэтому церковь получилась без лишнего убранства. Статус «нищенствующий» означал, что Тринитарии отказались от любого вида собственности, а деньги получали, исключительно прося милостыню. Все собранные пожертвования тратились на выкуп христиан, находившихся в мусульманском плену. Именно этим Орденом из алжирского заточения был освобождён Мигель де Сервантес, который уже после завершения военной карьеры занялся литературой. Со времени основания до 1696 года Тринитариями было выкуплено более 30 000 человек.

Строительство Церкви Сан-Карло алле Кватро Фонтане длилось долгих 30 лет и завершилось уже после смерти главного архитектора Франческо Борромини. Следуя проекту мастера, оставшуюся часть фасадных работ завершил его племянник Бернардо Борромини.

Внешний фасад Сан-Карло алле Кватро, выполненный из травертина, имеет два уровня. Над главным входом устроена ниша, которая увенчана фронтоном, образованным крыльями двух ангелов. Под крыльями ангелов установлена статуя Карло Борромео. По обе стороны от него размещены скульптуры Жана де Мата и Феликса де Валуа, основателей Ордена Пресвятой Троицы.

Верхняя часть фасада состоит из трёх вогнутых секций. Центральную секцию украшает большой овальный картуш. Экстерьер здания завершен эллиптическим куполом с фонарём и вогнутыми нишами в колокольне со звонницей.

Интерьер внутреннего убранства выполнен в белом цвете, что зрительно увеличивает малое помещение церкви. Лишенное богатого и вычурного декора подкупольное пространство, производит впечатление лёгкого и невесомого кессонного покрытия, напоминающего крону дерева. Плафон, оформленный религиозными символами — крестом, октагоном и ромбом, украшает «Голубь святого Духа», знак Тринитариев. В нишах, образованных срезанными углами пространства под куполом, размещены окна, которые вместе с лантерной обеспечивают мягкое освещение церкви.

Церковный неф своей формой напоминает два прилегающих друг к другу колокола. В результате этой архитектурной особенности, все стены внутри храма волнообразны. К главному алтарю можно пройти прямо от дверей по проходу между колонами, подпирающими свод. Над главным алтарём размещена «Святая Троица» работы Пьера Миньяра. Капелла слева оформлена живописной фреской «Отдых на пути в Египет» и была предназначена для захоронения самого Франческо Борромини, который, однако, серьёзно заболев, покончил с собой и был захоронен в Сан-Джованни-деи-Фиорентини, в фамильном склепе.