Сан-Пьетро-ин-Монторио

Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио (итал. Chiesa di San Pietro in Montorio) расположена в районе Трастевере на холме Яникул, там, где по приданию был распят апостол Пётр. Достопримечательность является частью монастырского комплекса, на территории которого также находится Темпьетто.

Первые упоминания о храме, расположенном на холме Яникул, относятся к IX веку, однако исследователи склонны предполагать, что первое религиозное сооружение появилось здесь значительно раньше. Возможно, это был небольшой молитвенный дом, называемый ораторий.

Как свидетельствуют исторические документы, храм, посвящённый апостолу Петру, был построен монахами Ордена Челестинцев в первой половине IX века. Спустя несколько столетий его передали братьям Бенедектинцам, а в середине XV века собственниками стали уже монахи-францисканцы. В 1472 году было решено снести старый храм для строительства более крупной церкви и прилегающего к ней монастыря. Ради сбора финансовых средств Папа Римский лично обратился к европейским королям с просьбой принять участие в столь богоугодном деле. На его призыв отликнулись испанские монархи Изабелла и Фердинанд, а также французский король Людовик XI. Собрав внушительную сумму, монахи-францисканцы смогли привлечь в качестве архитектора самого Донато Браманте. В 1500 году весь монастырский комплекс, включая и новую Церковь Сан-Пьетро-ин-Монторио, освятил уже Папа Александр VI Борджиа.

Экстерьер церкви не отличается особыми архитектурными изысками, фасад выполнен в скромном и сдержанном стиле. Сооружение имеет всего один неф и десять боковых капелл, где и находятся все художественные шедевры выдающихся мастеров прошлых столетий, которыми так богата достопримечательность.

Одной из самых примечательных считается Капелла Раймонди, созданная в 1640 году знаменитым Лоренцо Бернини по заказу маркиза Марчелло Раймонди. Автором её запрестольного образа, выполненного в виде барельефа, является Франческо Баратта. В четвёртой капелле слева, спроектированной Даниэлем да Вольтерра, можно полюбоваться превосходными фресками Джулио Маццони, изображающими Иисуса, принимающего крещение. А в небольшой капелле справа от входа — ознакомиться с великолепной фреской Себастьяна дель Пьомбо «Бичевание Христа в окружении святых Франциска и Петра», написанной в первой половине XVI века. Особого внимания заслуживает роспись купола четвёртой капеллы справа, над которой работал, в своё время, знаменитый Джорджио Вазари. В левой части фрески можно заметить фигуру в чёрном одеянии, являющуюся автопортретом художника.

Апсиду церкви украшает копия известной картины Гвидо Рени «Распятие святого Петра», созданная Винченцо Камуччини в конце XVIII — начале XIX века. Мраморные скульптуры ангелов, расположенные по обе стороны от главного алтаря, установлены уже в XIX веке.

На территории монастырского комплекса имеется роскошный внутренний дворик. В его центральной части находится Темпьетто — небольшой «храмик» (дословный перевод названия достопримечательности с итальянского), построенный в первом десятилетии XVI века знаменитым архитектором эпохи Возрождения — Донато Браманте.