Сант-Алессио

Базилика святых Вонифатия и Алексия (итал. Basilica dei Santi Bonifacio e Alessio), также известная как Сант-Алессио, расположена на Авентинском холме и посвящена двум святым — раннехристианскому великомученику Вонифатию Тарсийскому и Алексию, человеку Божию.

Первой религиозной постройкой на месте современной базилики принято считать небольшой молитвенный дом — ораторий, посвящённый представителю патрицианского рода, святому Вонифатию, пострадавшему за христианское вероисповедание в конце III века. Ораторий появился в начале IV века, но со временем был перестроен в более крупный храм.

Во второй половине X века Папа Римский Бенедикт VII распорядился передать храм и прилегающую к нему территорию монашескому обществу Базилианов, бежавшему в Рим из Византии вместе с архиепископом Сергием Дамасским в период иконоборчества. Так появился монастырский комплекс, где в последующем долгое время проживали бенедиктинцы.

В начале XIII века по заказу Папы Римского Онория III храм был перестроен в большую трёхнефную базилику. В дальнейшем базилика и монастырь не раз реконструировались. В экстерьере и интерьере появлялись новые декоративные элементы, характерные тому или иному периоду. Элегантный фасад, украшающий достопримечательность сегодня, был добавлен лишь в середине XVIII века.

Необычный арочный портик Сант-Алессио, декорированный установленными в нишах колоннами, в центральной части увенчан треугольным фронтоном. Верхний уровень фасада имеет пять окон, чередующихся с пилястрами в виде прямоугольных колонн с капителями. Завершающим композиционным штрихом является балюстрада с установленными на высоких постаментах мраморными вазами. Высокая колокольня, построенная в романском стиле, сохранилась в своём неизменном виде с тех пор, как была возведена в XIII веке.

Внутреннее пространство базилики разделено на три нефа двумя элегантными аркадами, декорированными пилястрами в виде прямоугольных колонн с роскошными позолоченными капителями. Стены и свод богато украшены росписями и гипсовыми элементами. Главный алтарь, хранящий мощи святых Вонифатия и Алексия, покрывает монументальный киворий, изготовленный из разноцветного мрамора в конце XVI столетия.

В апсидной части, находящейся за главным алтарём, можно полюбоваться двумя небольшими колоннами XII века, выполненными в стиле косматеско, обрамляющими старинную мраморную плиту. Сама плита когда-то представляла собой алтарь старого храма. По обе стороны от апсиды расположены лестницы, ведущие в подземную романскую крипту, главный алтарь которой хранит реликвии святого Томаса Бекета, английского архиепископа, убитого за престолом собственной церкви.

Наиболее примечательной является Капелла святого Алексия, представляющая собой единую композицию, изготовленную Андреа Бергонди во второй половине XVIII века. Её центральным элементом является скульптура, изображающая умирающего Алексия, облачённого в одежды паломника. Над ней можно увидеть позолоченную деревянную лестницу, закрытую стеклянным футляром. Композиция представляет ключевую сцену из жизни Алексия, который на протяжении последних 17 лет жил в маленькой каморке под лестницей роскошного дома своих родителей. Легенда гласит, что хранящаяся в Капелле святого Алексия лестница, является оригинальной.