Сант-Аньезе-ин-Агоне

Сант-Аньезе-ин-Агоне (итал. Basilica Sant’Agnese in Agone) — церковь в стиле барокко, построенная в середине XVII века по проекту архитектора Джироламо Раинальди. Освящена в честь святой Агнессы, одной из наиболее почитаемых раннехристианских святых. Агнесса родилась в христианской семье в конце III века и получила соответствующее воспитание. Будучи совсем юной (предположительно в возрасте 12 лет), она отвергла сватовство сына римского префекта и приняла обет безбрачия, желая целиком и полностью посвятить себя праведной жизни. Разгневанный префект, узнав о христианском вероисповедании Агнессы, приказал отдать её в публичный дом. Согласно житию, все мужчины, желавшие за деньги овладеть девушкой, чудесным образом лишались мужской силы и со стыдом покидали публичный дом. Отверженный жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе отца. Тогда Агнессу, как колдунью, бросили в костёр, но поскольку костёр не разгорался, один из солдат убил её ударом меча.

Сегодня Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне находится на площади Навона (Piazza Navona). В древнеримские времена на этом месте был расположен стадион Домициана, предназначавшийся для проведения всевозможных состязаний атлетов. Возведение церкви началось в 1652 году по заказу Папы Иннокентия X, представителя известного римского рода Памфили, которому принадлежал роскошный фамильный дворец, также расположенный на площади. Религиозное сооружение должно было стать своего рода домовой церковью знатного семейства. Проект будущего сооружения доверили главному архитектору Папского государства Джироламо Раинальди, однако руководил строительными работами другой, не менее известный, представитель раннего барокко — Франческо Барромини. Для создания более выразительного экстерьера, он привнёс некоторые изменения в изначальный проект постройки. Увеличив расстояние между колокольнями, Барромини подчеркнул величие купола.

Центральная часть фасада, где расположен главный вход в церковь, отделена от боковых башен полукруглыми простенками и украшена колоннами, придающими монументальность композиции. Интерьер богато декорирован мраморными барельефами, изображающими сцены из жизни святых, прекрасными росписями, украшающими позолоченные своды, и величественными скульптурами. В центральной части собора, имеющей восьмиугольную форму, расположены четыре алтаря, посвящённые святым мученикам. Паруса купола украшены фресками с изображением четырёх основополагающих добродетелей, которыми в христианском нравоучении являются справедливость, мужество, благоразумие и умеренность. Эта прекрасная работа итальянского художника Джованни Баттиста Гаулли, созданная во второй половине XVIII века, представляет большой интерес с точки зрения изобразительного искусства эпохи барокко.

Правый трансепт церкви посвящён святой Агнессе, именно здесь хранится главная реликвия — череп мученицы. Левый трансепт посвящён святому Себастьяну, пострадавшему, как и другие ранние христиане, за проповедование чуждой языческому миру веры.

Главный алтарь построен по проекту Карло Раинальди в начале XVIII века. Колонны из зелёного мрамора с позолоченными капителями, обрамляющие запрестольный образ, в античные времена украшали Триумфальную арку Марка Аврелия, римского императора конца II века. Сам барельеф, расположенный над алтарём, посвящён двум святым семействам: Марии, Джузеппе, Иисусу и Елисавете, Захарию, Иоанну Крестителю.