Сант-Иво алла Сапиенца

Сант-Иво алла Сапиенца (итал. Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) — небольшая церковь XVII века в стиле барокко, прекрасный шедевр великого архитектора Борромини.

В 1303 году Папой Бонифацием VIII был учреждён второй после теологической школы университет в Риме. В начале XIV века оба учебных заведения были объединены под одной крышей нового университета Сапиенца (итал. sapienza — мудрость). Тогда же для нужд нового университета была возведена Капелла святого Евстафия. В 1642 году эта капелла стала основой для постройки церкви Сант-Иво алла Сапиенца. Руководил строительством известный архитектор Франческо Борромини. Встроенная в уже существующий архитектурный комплекс университета церковь была полностью завершена к 1660 году. По предложению Борромини её назвали в честь святого Иво Бретонского, патрона Ордена иезуитов и покровителя юристов.

Шестиугольная необычная форма церкви напоминает пчелиные соты. Такая форма свидетельствует о символе семьи Барберини — пчеле (олицетворение божественной мудрости). Как известно, представитель этой фамилии был Папой Урбаном VIII. Пчелиными барельефами украшен и фасад Сант-Иво алла Сапиенца, который является единым с аркадой внутреннего двора университета. Также на фасаде церкви расположены гербовые символы всех понтификов, при которых она строилась. Это и дракон Григория XIII из рода Бонкомпаньи, и маска льва Сикста V из семьи Перетти, орёл и дракон рода Боргезе, представителем которого был Павел V, а также шесть горных вершин со звездой Александра VII из семьи Киджи. Архитектурный фонарь над куполом церкви увенчан короной, олицетворяющей папскую тиару. Основой фонаря является барабан, который окружён шестью группами спаренных колонн, увенчанных криволинейным карнизом. Над ним поднимается уходящая кверху спираль, на которую и водружена папская тиара.

Проектируя внутреннее пространство церкви Борромини отошёл от стандартного для архитектуры своего времени центрального плана. Гениальный мастер итальянского барокко применил здесь иную осесимметричную схему, наложив друг на друга два правильных треугольника. В результате план сооружения напоминает звезду Давида с закруглёнными углами. Внутреннее убранство оформлено в светлых тонах, белом и золотом, а подкупольное пространство спроектировано в форме трифолия, в который также вписана звезда Давида.

Шесть окон свода, расположенных в нишах по периметру, обеспечивают яркое дневное освещение церкви. Алтарное пространство оформлено изображением святого Иво во время принятия петиции от группы простолюдинов. Защищая права бедных и неимущих граждан Рима, Иво ещё при жизни стали называть «адвокатом бедных». Известный живописец Пьетро да Картона выполнял алтарное полотно по заказу папы Александра VII, однако из-за смерти не успел закончить работу. Изображение святого Иво было завершено художником Джованни Вентура.

В настоящее время церковь Сант-Иво алла Сапиенца не является титулярной и в основном привлекает внимание как исторический памятник архитектуры, уникальное произведение искусства великого Борромини. Бывший университетский архитектурный комплекс сегодня принадлежит Государственному архиву.