Санта-Мария-ин-Арачели

Санта-Мария-ин-Арачели (итал. Santa Maria in Aracoeli) — христианская базилика, интересный образец средневековой архитектуры. Располагает богатой коллекцией полотен и фресок известных живописцев XIII–XVIII веков (Пьетро Каваллини, Беноццо Гоццоли, Пинтуриккио, Якопо Торрити и многих других).

Здание базилики было построено в VI веке, на руинах древнеримского храма Юноны Монеты (эпитет «Монета» в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница»). В храме совершали жертвоприношения, причём жертвенными животными по традиции были домашние гуси. Согласно легенде, именно эти гуси спасли Рим, когда своим криком разбудили спящую охрану в ночь нападения галлов Бренна. На территории храма чеканились римские деньги, которые и назвали по имени Юноны Монеты — монетами.

Вторая версия строительства Базилики Санта-Мария-ин-Арачели в честь святой Марии Жертвенника Небесного связана с легендой. Рассказывают, что во времена императора Августа сенаторы решили возвести первый храм в честь своего правителя. Август был не против, но решил испросить благословения у богов, которые ему покровительствовали. Для этого он поднялся на Капитолийский холм, чтобы принести жертву. На пути ему встретилась прорицательница сивилла, которая была погружена в видение. Как только император собрался принести в жертву голубей, сивилла повернулась к нему и стала вещать своё пророчество, рассказывая об истинном боге, рождение которого она видела. Прорицательница предсказала, появление Иисуса Христа, которому станут поклоняться на холмах Рима. Строить храм в честь себя Август запретил, но на том месте, приказал построить жертвенный алтарь. А в VI веке на этом же месте была построена базилика.

Санта-Мария-ин-Арачели успела побывать в руках христиан греческого обряда и монахов-бенедиктинцев, а в начале XIII века была передана францисканцам, которые в 1250 году и начали реконструкцию старого сооружения в соответствии с романским и готическим стилями. Работы завершились в 1291 году прекрасной лестницей Лоренцо ди Симоне Андреоцци, которая насчитывает 124 мраморных ступени. Кирпичный фасад относится к XIV веку, а люнеты боковых порталов украшены резьбой XVI века.

Внутреннее богатое убранство базилики резко контрастирует с внешней простотой здания. Живописное пространство включает три нефа, разделённых 122 античными колоннами, многие из которых были собраны на руинах древнеримских построек. Например, на одной из колонн есть надпись, свидетельствующая о том, что она из дворца императора Августа.

Главный неф украшает великолепный резной потолок, изготовленный в 1575 году при правлении Папы Григория XIII. В орнаменте потолка изображены военно-морские сцены, в ознаменование победы адмирала, командующего флотом Ватикана Маркантонио II Колонна в битве при Лепанто в 1571 году. Главный алтарь базилики хранит византийскую икону XIII века, изображающую Богоматерь. Перед главным алтарём сооружена небольшая капелла, где находится рака с мощами святой Елены, матери императора Константина. Пол и часть стены по бокам алтаря выложены великолепной мозаикой из цветного мрамора мастеров семейства Космати. В базилике также хранятся работы скульптора Донателло и надгробный камень кардинала Д'Акваспарта с  фресками Пьетро Каваллини.

Первая капелла украшена фресками, описывающими жизнь святого Бернандино, над которыми работал известный живописец Пинтуриккио. Третья капелла хранит позолоченные фрески Беноццо Гоццоли, посвященные святому Антонио.

В Санта-Мария-ин-Арачели находится удивительная деревянная чудотворная скульптура младенца Иисуса. Статуя из дерева оливы, произрастающего в Гефсиманском саду, украшена записками с просьбами об исцелении. В документах 1581 года упоминается об освящении резной фигуры в водах Иордана. В настоящее время в базилике установлена копия древней статуи (в 1994 году, несмотря на серьезную охрану, оригинал скульптуры был украден).

Над Базиликой Санта-Мария-ин-Арачели в разные периоды работали видные мастера и живописцы своего времени. Следует отметить такие полотна: «Смерть святой Маргариты» Марка Бенефиала, «Смерть святого Франциска Солано» Антонио Жерарди, «Изгнание Адама и Евы из рая земного» Франческо Пичи, «Сан-Диего Алькала исцеляет слепого» и «Шествие Мадонны Арачелли» Джованни Де Векки.

Через боковые двери Санта-Мария-ин-Арачели можно выйти в маленький сад при базилике. Недалеко от выхода в сад расположена плита розового мрамора, имеющая свою историю. Во времена фашистского режима Муссолини, здесь был установлен мемориальный памятник, посвящённый погибшим во время марша 1922 года чернорубашечникам. Памятник был богато украшен знаками итальянских фашистов — бронзовыми секирами. Однако после падения режима ликующая толпа, опрокинула монумент и сняла с него все украшения.