Санта-Мария-делла-Паче

Санта-Мария-делла-Паче (итал. Santa Maria della Pace) была построена на фундаменте небольшой капеллы, посвящённой святому апостолу Андрею, во второй половине XV века. Решение о возведении на этом месте более крупного религиозного сооружения было принято Папой Римским Сикстом IV после увиденного им произошедшего здесь чуда, когда икона Богородицы буквально на глазах у Папы начала кровоточить. Архитектор достопримечательности остаётся неизвестен.

Роскошный фасад Санта-Мария-делла-Паче, выполненный в стиле барокко, появился значительно позже, во время работ по реставрации сооружения во второй половине XVII века, проводимых под руководством известного архитектора Пьетро да Кортона. Центральная часть фасада представляет собой полукруглую пристройку с колоннами, монументальность которой подчёркивается за счёт вогнутых боковых «крыльев». Для реализации проекта экстерьера некоторые близлежащие постройки пришлось снести, однако в наше время церковь опять в прямом смысле «зажата/прижата» соседними зданиями.

Капеллы Санта-Мария-делла-Паче богато декорированы великолепной настенной росписью, барельефами и мраморными скульптурами. Над оформлением интерьера работали многие выдающиеся мастера эпохи Возрождения. Здесь можно увидеть одну из лучших работ Рафаэля Санти — фреску «Сивиллы и ангелы», украшающую Капеллу Киджи. Произведение было создано по заказу папского банкира Агостино Киджи.

Капелла Чези, названная в честь знатного римского рода, покровительствовавшего искусствам, была спроектирована Антонио да Сангалло Младшим. Расположенные здесь скульптуры и барельефы созданы знаменитым архитектором тех времён — Винченцо де Росси, а росписи принадлежат кисти флорентийского художника Россо Фиорентино. Его фрески «Сотворение Евы» и «Первородный грех» были написаны под влиянием произведений Микеланджело, работавшего на тот момент над Сикстинской капеллой.

Ещё одна прекрасная капелла, посвящённая роду Понцетти, славится ценнейшими росписями Бальдассаре Перуцци. На центральной фреске, расположенной за алтарём, можно увидеть Мадонну с младенцем на руках в окружении святых Бригитты и Катерины, а также кардинала Фердинандо Понцетти.

Внутренний дворик бывшего монастыря при церкви Санта-Мария-делла-Паче, спроектированный архитектором Донато Браманте, представляет собой одну из важнейших работ эпохи Возрождения XVI века и является первым сооружением знаменитого мастера в Риме. После падения миланского герцога Людовико Сфорца, покровительствовавшего Браманте, архитектор переехал в Рим, где за очень короткий промежуток времени сумел заслужить уважение, стать главным соперником Микеланджело и любимцем Папы Юлия II. Конструкция дворика и его внешний вид представляют собой типичную для архитектуры Ренессанса строгость и утончённую элегантность. Здесь нет ничего лишнего, предназначение и расположение каждого элемента досконально продумано с точки зрения геометрии и соответствует простым принципам равновесия, что создаёт ощущение полной гармонии.