Санта-Мария-делла-Витториа

Санта-Мария-делла-Витториа (итал. Santa Maria della Vittoria) — церковь Ордена босых кармелитов, известная благодаря уникальному скульптурному шедевру «Экстаз святой Терезы» работы великого мастера Джованни Бернини.

Монахи Ордена босых кармелитов (одна из отделившихся ветвей Ордена кармелитов) начали строительство церкви посвящённой святому Павлу в 1605 году. Однако в 1620 году, после победы католических войск над восставшими протестантами Чехии, было решено посвятить строящуюся церковь этой «великой» победе и Деве Марии. Достопримечательность босых кармелитов была переосвящена в Санта-Мария-делла-Витториа.

В 1624 году затянувшееся строительство стал финансировать один из покровителей Бернини, кардинал Сципион Боргезе. Будучи страстным коллекционером Сципион Боргезе согласился стать меценатом в обмен на античную скульптуру «Спящий Гермафродит», недавно найденную при раскопках. Уже через два года здание церкви было построено, но отделка внутреннего убранства продолжалась вплоть до конца XVII века.

Санта-Мария-делла-Витториа в стиле раннего барокко была спроектирована и возведена Карлом Мадерна, учеником великого Доменико Фонтаны. Работы над фасадом проводились под руководством итальянского архитектора Джованни Баттиста Сория. Здание церкви с фасадом из травертина венчает треугольный фронтон. Интерьер необычен и поражает своим театрализованным барочным стилем в оформлении пространства. Церковь имеет единственный неф, прямо ведущий к главному алтарю. В обрамлении стилизованных лучей солнца находится алтарная икона Святой Девы, привезённая из Праги. На противоположной стороне расположен орган. Внутреннее пространство перекрывает многофигурный свод, а потолок расписан фресками Джованни Черрини на тему «триумф Марии над ересью».

Скульптура «Экстаз святой Терезы», Джованни Бернини

По двум сторонам нефа устроены капеллы, в оформлении которых участвовали итальянские скульпторы и живописцы (Франческо Ферруччи, Доменико Гвиди, Джованни Барбери, Николя Лоррен и многие другие). Самой известной из них является знаменитая Капелла Корнаро, вызывающая неоднозначные чувства верующих скульптурой «Экстаз святой Терезы», выполненная Джованни Бернини. Капелла, заказанная кардиналом Федерико Корнаро в 1645 году, находится справа от главного алтаря. Фоном для скульптуры служит золотое обрамление в виде божественных лучей, освещённых мягким светом, льющимся из специально устроенного оконного проёма. Святая Тереза, охваченная томлением, изображена с запрокинутой головой, лежащей на парящих облаках. Рядом находится ангел в плотском обличье с занесённой над сердцем Терезы золотой стрелой. С двух сторон от скульптуры находятся рельефы, изображающие членов семьи кардинала Корнаро, которые находясь в стилизованных театральных ложах, наблюдают за видением Терезы, испанской монахини, впоследствии ставшей святой.

Тереза так описывала своё видение: «Непосредственно рядом с собой, слева, увидела я ангела в телесном облике... В руке ан­гела увидела я длинную золотую стрелу с огнен­ным остриём; мне показалось, что он вонзил её несколько раз мне в сердце, я почувствовала, как остриё проникало мне внутрь. И когда он его вы­нул, мне казалось, что он взял и моё сердце, и я осталась исполненной пламенной любви к Богу. Боль была так сильна, что я не могла удержаться от крика, но в то же время испытала такую бесконечную сладость».