Санта-Мария-сопра-Минерва

Санта-Мария-сопра-Минерва (итал. Santa Maria sopra Minerva) — титулярная базилика, один из главных храмов Ордена Доминиканцев. Здесь от своих «заблуждений» отрекались Галилей и граф Калиостро. Санта-Мария-сопра-Минерва является единственной (из сохранившихся) готической христианской постройкой в Риме.

Историю базилики можно проследить с VIII века, когда на этом месте была построена ротонда, посвящённая Деве Марии. В 750 году Папа Захарий предоставил её беглым монахиням Ордена святого Василия Великого, которые спасались от иконоборческих гонений, охвативших Византию. Они назвали ротонду в честь Минервы, возможно из-за находящегося рядом античного храма Минервы Халкидики, построенного при императоре Домициане.

Первые документальные свидетельства передачи Ротонды Минервы к проповедникам из Ордена Доминиканцев, датируются 1266 годом. Спустя 34 года на её месте начинается строительство новой базилики в готическом стиле, за основу которой была взята Церковь Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Даже с большими пожертвованиями Папы Бонифация VIII и отдельных верующих, возведение базилики продолжалось вплоть до середины XIV века. В 1453 году постройка была завершена, однако на протяжении ещё длительного времени она переживала неоднократные изменения.

Названием для базилики выбрали «Santa Maria sopra Minerva», что переводится как «Святая Мария над Минервой». И строители и прихожане базилики были флорентийцами. В 1380 году здесь умерла и была погребена Екатерина Сиенская, которая сейчас является одной из самых почитаемых святых женщин в католицизме и признана одной из четырёх женщин-Учителей Церкви.

Санта-Мария-сопра-Минерва известна как место, где собирались комиссии по вопросам отречения еретиков и проводились сами ритуалы отречения. В частности, именно здесь отрекались от своих «заблуждений» Галилей и граф Калиостро. Дважды в стенах базилики проводились конклавы (в 1431 и 1447 годах).

Сдержанный фасад базилики был сооружён в начале XVII века архитектором Карло Мадерна. Внутрь ведут три входа. Сразу за центральным входом расположен погребальный памятник кардиналу Карло Бонелли. На правой стороне центрального нефа находится статуя кардинала Доменико Пиментеля, проект которой был разработан Лоренцо Бернини, а исполнением занимался Эрколе Феррата. Особенно прекрасен монументальный орган, реставрация которого закончилась в 1999 году. Внутреннее пространство базилики оформлено в готическом стиле, неф обрамлён стрельчатыми арками, а небесно-синие своды потолка усыпаны звёздами. В отдельных элементах интерьера прослеживается стиль барокко. Принято считать, что Санта-Мария-сопра-Минерва является единственным образцом готического христианского сооружения в Риме из дошедших до наших дней.

Настоящим сокровищем базилики является статуя Христа с крестом работы Микеланджело. Мастер получил этот заказ от каноника Собора святого Петра Бернардо Ченчи в 1514 году. Статуя изображает воскресшего Иисуса Христа, держащего в руках крест. Шедевр выполнен в традициях Античности, так как перед зрителем предстаёт совершенно обнажённый Христос, подобный греческому атлету. Работа над мраморной статуей продолжалась в течение шести лет и считается не типичной для произведений Микеланджело.

Капелла Медичи посвящена католическому Корпусу Кристи, нищенствующему Ордену Тела Христова. Здесь размещены гробницы Пап Льва X (Джованни Медичи) и Климента VII (Джулио Медичи), выполненные архитектором Антонио да Сангалло Младшим.

Капелла Аннунциата (Благовещения) была возведена в честь братства Аннунциата (Благовещения). Уже в 1600 году была проведена её реконструкция по проекту архитектора Карло Мадерно. В нише капеллы установлена статуя Папы Урбана VII, благодетеля братства, чьи останки были похоронены здесь же в 1606 году. Стены расписаны фресками Чезаре Неббиа, а заалтарное пространство украшено полотном работы Николо Стаббиа с изображением святых покровителей братства Аннунциата святых Доменика и Гиацинта.