Темпьетто

Темпьетто (итал. Tempietto) — небольшая, круглая (в архитектурном плане) ротонда, расположенная в центре одного из внутренних двориков монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме, на холме Яникул. В переводе с итальянского название достопримечательности означает «храмик».

Темпьетто была построена по заказу короля Испании в начале XVI века знаменитым итальянским архитектором Донато Браманте. В те времена в монастырском комплексе располагалась испанская конгрегация (союз религиозных сообществ, объединённых одним уставом). Место для возведения ротонды выбрано не случайно. Небольшое сооружение должно было увековечить память святого апостола Петра, которого, предположительно, распяли на вершине холма Яникул.

Спустя чуть более одного столетия после завершения строительства Темпьетто была несколько модифицирована: приподнята конструкция купола и построена лестница, ведущая в крипту.

Внешний облик ротонды напоминает античные религиозные храмы, распространённые, по большей части, в Древней Греции и Древнем Риме. Основной конструктивной частью Темпьетто является цилиндр, окруженный колоннадой и увенчанный небольшим куполом. Наружные стены украшены глубокими нишами, верхняя часть каждой из которых декорирована орнаментом в виде морской раковины. Ниши разделены прямоугольными пилястрами, являющимися геометрической проекцией внешних колонн, выполненных из серого гранита.

Особенностью древних античных храмов являлось отсутствие интерьера как такового. Главное содержание религиозного сооружения заключалось в его внешнем облике. Проект Браманте стал первым в истории христианства религиозной постройкой, за основу которого был взят именно античный храм. Темпьетто повторяет не только его конструктивные особенности, но и имеет схожее функциональное предназначение, являясь в бòльшей степени мемориальным монументом, нежели религиозным сооружением для проведения литургических обрядов.

Внутренний диаметр Темпьетто составляет всего четыре с половиной метра, а главным украшением скромного интерьера является скульптура святого Петра, установленная над алтарём. Стены украшены нишами, декорированными небольшими статуями евангелистов. Пол ротонды, словно сотканный из мелких кусочков разноцветного мрамора, выполнен в стиле косматеско.

Согласно проекту Браманте, Темпьетто должна была стать центром круглого дворика, окруженного 16-ю колоннами, расположенными в соответствии с колоннами самой ротонды. Таким образом мастер хотел добиться идеальной симметрии и гармонии своего детища, однако задумке архитектора, по неизвестным причинам, воплотиться так и не удалось. Несмотря на это, сооружение Браманте является совершенным с точки зрения геометрии и пропорций: нижняя и верхняя части имеют одинаковую высоту, радиус купола равен его высоте и высоте барабана, на котором он установлен, а внешний диаметр Темпьетто составляет 3/2 диаметра купола. Удачное соотношение основных архитектурных форм и элементов, выстроенных вокруг вертикальной оси, подчёркивает композиционный центр сооружения, а его идеальные пропорции создают эффект монументальности.