Традиционные блюда чешской кухни
Традиционная чешская кухня отличается сытными мясными блюдами, которые созданы для настоящих любителей вкусно поесть и хорошо выпить. Такие блюда обязательно необходимо дополнять чешским пивом.
Брюссель (фр. Bruxelles, нидерл. Brussel) — столица Бельгии, одна из старейших европейских столиц. Основателем принято считать святого Гагерика — по его инициативе на этом месте в начале VII века поселилась община монашествующих братьев, вокруг которой и возник будущий Брюссель. Название города происходит от двух старонидерландских слов «bruoc» (болото) и «sella» (поселение), то есть «поселение на болоте». Первое письменное упоминание о нём датируется 695 годом.
Рост Брюсселя происходил крайне медленными темпами: в середине XIII века он насчитывал только 10 000 жителей. В первую очередь это было связано с неудачным географическим положением. Ситуация изменилась в 1430 году, когда Филипп III Добрый перенёс столицу Бургундии в Брюссель. Резиденция герцога сделала город привлекательным для дворян, которые возвели особняки и дома, повысили спрос на товары и услуги, что привело к притоку трудового населения. Уже в начале XVI века количество жителей возросло до 45 000.
Наиболее важным событием, определившим будущее процветание Брюсселя, стала постройка в середине XVI века судоходного канала, открывшего прямой выход к морю. Началось стремительное развитие торговли. Особенно успешным был двухсотлетний период существования Голландской Ост-Индской компании, чьи корабли регулярно обслуживались в городском порту, обеспечивая экономический рост.
В 1830 году Брюссель становится столицей Бельгии, новообразованного королевства, отделившегося от Нидерландов. Именно отсутствием национального государства и статуса столицы объясняется тот факт, что, будучи основанным в VII веке, Брюссель отличается небольшим количеством исторических достопримечательностей.
Особенность архитектуры исторического центра города — результат широкого применения таких стилей как брабантская готика, фламандское барокко и ар-нуво (модерн).
Характерная черта брабантской готики заключается в том, что в качестве строительного материала использовался мягкий брабантский известняк, легко поддающийся обработке, который позволял создавать ажурные элементы. Брабантская готика делает классические готические композиции более утончёнными и изысканными. Кроме того, светлый брабантский известняк не темнеет под воздействием времени, придавая зданиям особенно благородный вид. Лучшие архитектурные памятники этого стиля — здание брюссельской ратуши и Собор Сен-Мишель-э-Гюдюль.
Также на внешний облик Брюсселя повлияло фламандское барокко, получившее широкое распространение в странах Северной Европы в XVI–XVIII веках. Этот стиль являет собой соединение строгих, вытянутых и заострённых готических форм с помпезностью барокко и его особым вниманием к декоративными элементам. Наиболее ярко фламандский стиль представлен на Гранд-Плас, главной площади города, которую окружают 29 домов различных торговых и ремесленных гильдий. В наше время здесь можно увидеть бывшие дома гильдий маляров, булочников, портных, торговцев шёлковыми тканями, мясников, лодочников, бондарей и других.
Брюссель сыграл огромную роль в формировании и становлении стиля ар-нуво (модерн), зародившегося в конце XIX века. Сегодня в городе насчитывается около 900 зданий в этом стиле, для которого свойственны изогнутые линии и отсутствие прямых углов, стилизованные растительные узоры, единение человека с природой, воспевание женской красоты как основы мироздания. Одним из первооткрывателей стиля ар-нуво в архитектуре был Виктор Орта, длительное время проживавший в Брюсселе. Самыми известными его работами считаются особняки Тассель, Сольве, Этвельде, а также собственный дом архитектора, где сейчас находится его музей.
Уникальная достопримечательность Брюсселя — комиксы-графити на стенах домов. Комиксы — настоящая гордость Бельгии, оформившаяся в отдельный вид литературы и искусства. Главным бельгийским комиксом считаются приключения юного газетного репортёра Тинтина и его собачки Сноуи (Милу), впервые изданные в 1929 году. Их автор — брюссельский художник-самоучка Жорж Реми под псевдонимом Эрже. Также популярны персонажи франко-бельгийских комиксов, такие как смурфы, Астерикс и Обеликс.
Говоря про Брюссель, нельзя не упомянуть известные на весь мир кондитерские вафли. Это лакомство изначально появилось в голландской части Бельгии. Существует два вида бельгийских вафель: льежские и брюссельские. В отличие от льежских вафель (их рецепт включает большое количество сахара, который в процессе выпечки карамелизуется внутри вафли и делает её тверже), брюссельские более воздушные и мягкие. Также льежские вафли можно есть как горячими, так и холодными, и они имеют, как правило, овальную или круглую форму. Брюссельские же вафли рекомендуется употреблять горячими, а форма у них традиционно прямоугольная.
Королевский дворец (фр. Palais Royal, нидерл. Koninklijk Paleis) — официальная резиденция короля Бельгии. Для туристов дворец открыт только в летний период, потому что именно здесь проходят государственные встречи и торжественные мероприятия, тогда как проживает семья монарха в Лакенском дворце.
В XI веке на месте, где сейчас находится Королевский дворец, был возведён замок Куденберг (Coudenberg), который просуществовал семь столетий и сгорел в начале XVIII века. Спустя несколько десятилетий руины замки снесли, а на его основании в начале XIX века возвели Королевский дворец. Фасад в стиле классицизма появился ещё позже — во времена правления Леопольда II (конец XIX века).
В роскоши и помпезности интерьеры дворца практически не уступают главным историческим резиденциям европейских монархов. Необычным является зал «Небеса восторга», в котором потолок украшен крыльями жуков-скарабеев. В лаконичном Монохромном зале находится художественная галерея, а в Королевском зале цветов установлены 11 позолоченных ваз с цветами из 11 провинций Бельгии.
В одном из особняков, что являются частью дворцового комплекса, расположен Музей Бельвю (BELvue museum) — бывший отель с одноимённым названием, где останавливались многие знаменитые личности. Сейчас это музей истории Бельгии. Здесь представлены архивы и артефакты, относящиеся к истории Бельгии с 1830 года и по сегодняшний день. Из Музея Бельвю можно попасть в несколько подземных помещений, где можно увидеть фундамент уничтоженного во время пожара замка Куденберг, а также экспозицию, посвящённую его археологическим раскопкам.
Лакенский дворец (фр. Château de Laeken, нидерл. Kasteel van Laken) — жилая резиденция бельгийской королевской семьи. Он был построен в конце XVIII века для герцога Саксен-Тешенского, наместника Австрийских Нидерландов. Проект сооружения принадлежит знаменитому французскому архитектору Шарлю де Вайи, которого Екатерина II безуспешно приглашала на службу в Россию.
Лакенский дворец не раз менял своих владельцев, среди которых были и Наполеон Бонапарт с Жозефиной де Богарне. В королевскую резиденцию он превратился в 1830 году после обретения Бельгией независимости. С 1999 года его апартаменты занимает семья короля Филиппа и его супруги Матильды.
Дворцовый ансамбль выдержан в стиле классицизма. Колонны фасада венчает фронтон с барельефом на тему Времени. Вестибюль украшен статуей Победы с одной стороны и монументальной лестницей с другой. За ним находится просторная круглая гостиная, расположенная прямо под куполом дворца. Её окна и двери декорированы двенадцатью барельефами, каждый из которых посвящён отдельному месяцу года.
Лакенский дворец известен своими прекрасными оранжереями, которые, к сожалению, доступны для посещения только две недели в году. Вместо этого можно прогуляться по дворцовому парку, на территории которого находятся два необычных сооружения — японская пагода и китайский павильон, построенные для Леопольда II после посещения им Всемирной выставки 1900 года в Париже.
Парк Пятидесятилетия (фр. Parc du Cinquantenaire, нидерл. Jubelpark) — популярный парковый комплекс, который был создан в 1880 году в честь 50-летия независимости Бельгии. Главными воротами парка является 50-метровая Триумфальная арка, украшенная античной квадригой, символизирующая бельгийскую провинцию Брабант. Другие провинции представлены скульптурными композициями у основания арки. На территории парка находятся сразу три музея: Музей армии и военной истории, Автомир и Музей Пятидесятилетия.
Музей армии и военной истории (фр. Musée Royal de l'Armée, нидерл. Koninklijk Legermuseum) — один из крупнейших военных музеев в мире, и это несмотря на тот факт, что сама Бельгия никогда не входила в число сильнейших держав Европы. Музейная коллекция включает различное вооружение (от холодного оружия до танков и самолётов, которые представлены в большом количестве и разнообразии), медали, флаги и униформу разных времён. Уникальная достопримечательность музея — русская коллекция, в которой собраны экспонаты, относящиеся к военной истории Российской империи. Практически все они поступили от эмигрантов-белогвардейцев, осевших во Франции и Бельгии. Например, здесь можно увидеть мундиры Николая I, Александра II и Александра III.
Автомир (Аutoworld) — музей винтажных и ретроавтомобилей. Один из крупнейших в Европе. Насчитывает около 350 экспонатов-авто, которые были выпущены с 1886 года. Музейные экспозиции имеют тематическую направленность: автомобили известных людей, спортивные машины, коммунальные и экологические авто, мотоциклы. Например, здесь можно увидеть автомобиль Рузвельта, лимузины бельгийских монархов, редкие авто — «Бентли» 1928 года, «Бугатти» и «Корд» (оба — 1930 года).
Музей Пятидесятилетия (фр. Musée du Cinquantenaire, нидерл. Jubelparkmuseum) объединяет национальные археологические находки (доисторический период, галло-римская эпоха, Меровинги), предметы декоративно-прикладного искусства Античности (Рим, Греция, Ближний Восток, Иран, Этрурия, Египет), неевропейских цивилизаций (Америка, Китай, Япония, Тибет, Индия, Непал, Океания, Остров Пасхи, Юго-Восточная Азия, исламский мир) и европейского искусства (романский период, готика, ренессанс, барокко, арт-деко, металлоконструкции, стекло, керамика).
Хлебный дом (нидерл. Broodhuis) представляет собой прекрасный образец неоготического стиля и считается одним из красивейших зданий города. Построен на площади Гранд-Плас в начале XVI века на месте торговых хлебных рядов. Примечательно, что фламандское (нидерландоговорящее) население Бельгии использует в бытовом обиходе именно историческое название Хлебный дом, тогда как валлоны (франкоговорящие жители) называют достопримечательность Дом Короля (фр. Maison du Roi), хотя никакого отношения хотя бы к одному из монархов сооружение никогда не имело.
Хлебный дом использовали для административных нужд, в частности, здесь находились органы местного самоуправления и суд, а в подвале — тюремные камеры. Сегодня в доме расположен Музей города (фр. Musée de la ville de Bruxelles, нидерл. Museum van de Stad Brussel), который рассказывает историю Брюсселя. В музее можно увидеть археологические экспонаты, гобелены XVI–XVII веков, посуду из фарфора и серебра, старые карты, фотографии и гравюры. Наиболее интересной является экспозиция, посвящённая реконструкции исторического центра города. Именно в Музее города хранится коллекция из 800 костюмов для знаменитой статуи Писающий мальчик.
Музей естественных наук, или Королевский институт естественных наук (фр. Institut royal des Sciences naturelles, нидерл. Koninklijk Belgisch Instituut voor Natuurwetenschappen), известен благодаря крупнейшей в Европе коллекции динозавров. В частности, здесь находятся около 30 окаменелых фрагментов скелета игуанодона, обнаруженных в XIX веке. Также представлены скелеты китов, мамонтов и птиц. Отдельные экспозиции посвящены насекомым и эволюции человека. Минералогическая коллекция музея включает метеориты и лунные камни. Туристам, которые интересуются окружающим миром, обязательно нужно посетить данную достопримечательность Брюсселя.
Музей Орта (фр. Musée Horta, нидерл. Hortamuseum) — архитектурный шедевр, созданный в 1898–1901 годах архитектором Виктором Орта, одним из тех, кто стоял у истоков стиля ар-нуво (модерн). Именно в этом доме жил и работал мастер, здесь же находилась его мастерская. Позже появились открытая терраса и зимний сад. Музейная экспозиция содержит архивные документы, чертежи, наброски, личные вещи, а также коллекцию мебели в стиле модерн, инструменты и предметы искусства периода жизни Виктора Орта. В 60-х годах XX века дом был выкуплен, его несколько раз реконструировали, чтобы превратить в музей. Для тех, кто не знает, что посмотреть в Брюсселе, музей Орта с его необычной планировкой станет настоящим открытием.
Музей музыкальных инструментов (нидерл. Muziekinstrumentenmuseum) является одним из самых крупных (около 8 тысяч инструментов) в мире. Интереснейшая достопримечательность Брюсселя была открыта на основе коллекции инструментов бельгийского композитора, критика и музыковеда Франсуа-Жозефа Фети, а также за счёт подаренной королю Леопольду II коллекции индийских инструментов. Впоследствии музей пополнился богатым собранием семьи музыкальных фабрикантов Маийонов (Mahillon). Недавно музей переехал в прекрасное здание в стиле ар-нуво, построенное в конце XIX века.
Музей шоколада и какао (фр. Musée du Cacao et du Chocolat, нидерл. Museum van cacao en chocolade), известный ещё под названием Choco-Story, знакомит посетителей с историей появления какао-бобов в Европе и рассказывает о зарождении культуры потребления шоколада вначале в виде напитка, а позже и шоколадных изделий. Например, как вплоть до начала XIX века его использовали в медицинских целях.
Сегодня Бельгия является лидером по производству шоколада. Здесь придумали конфеты и пралине, а также известные бельгийские шоколадные ракушки. В музее можно увидеть, как готовят все эти сладости, продегустировать и приобрести их. Музей регулярно проводит мастер-классы и обучающие уроки для начинающих, где любой желающий может научиться готовить шоколад либо понаблюдать за этим увлекательным процессом со стороны. Особенно подобные мероприятия обожают дети.
Центр комиксов (фр. Centre belge de la Bande dessinée, нидерл. Belgisch Centrum voor het Beeldverhaal) будет интересен и взрослым, и детям. Может быть, не все знают, что именно Брюссель сыграл важнейшую роль в развитии этого популярного вида искусства. В 20-х годах XX века в журналах бельгийской столицы публиковалось множество разнообразных комиксов, в том числе комикс «Приключения Тинтина», ставший одним из самых знаменитых в этом жанре. Здание Центра выполнено в стиле ар-нуво под руководством Виктора Орта. Экспозиция включает большое количество эскизов, рисунков и комиксов в самых разных направлениях и стилях. Дополнительно работает специализированная библиотека и читальный зал.
Рядом с Центром комиксов расположен Музей оригинальных фигур (фр. Museum of original figurines), ещё одна детская достопримечательность Брюсселя. Музей посвящён персонажам мультфильмов и комиксов, поэтому здесь можно увидеть абсолютно всех детских героев, на любви к которым выросло уже несколько поколений.
Музей медицины (фр. Musée de la médecine) — оригинальная экспозиция и гордость Бельгии. Восковые модели, которые демонстрируют различные заболевания, выглядят очень натуралистично. Они иллюстрируют и течение болезни, и процесс лечения. Главная ценность музея заключается в этнографической коллекции. Здесь же можно увидеть множество старинных инструментов для хирургов и косметологов, а также другие находки времён доколумбовой медицины. Помимо европейских экспонатов, представлены собрания предметов из Африки и Азии. Музей является наглядной демонстрацией того, как развивалась медицина во всём мире в различных направлениях, от палеомедицины до современных концепций и технологий.
Музей зоологии (фр. Musée de zoologie) имени Огюста Ламера, бельгийского энтомолога, известен благодаря филогенетическим коллекциям, которые раскрывают тайны эволюции вымерших и существующих видов. Например, здесь можно увидеть интересное собрание чучел животных и коллекцию сравнительной анатомии, где выставлены скелеты млекопитающих, рептилий и птиц. Также стоит осмотреть экспозицию позвоночных, обитающих в Бельгии, антропологическую коллекцию и собрание насекомых. Те экспонаты, которые сложно разглядеть из-за небольших размеров, представлены в увеличенном виде на цифровых дисплеях. Одной из наиболее важных научных достопримечательностей музея считается скелет вымершего целаканта, найденный в 1981 году.
Музей пива (англ. Belgian Brewers Museum, фр. Musée des Brasseurs Belges) представляет собой небольшую экспозицию, которая иллюстрирует историю и традиции местного пивоварения, рассказывает об ингредиентах, методиках фильтрации и способах охлаждения пива в разные исторические периоды. Многие экспонаты датируются XVIII веком. Также посетителей знакомят с современными технологиями пивоварения, их преимуществами и недостатками. Музей занимает всего несколько старых подвальных помещений и, скорее всего, разочарует настоящих ценителей пива скромной информационной экспозицией. К минусам можно отнести и отсутствие дегустаций.
Галереи Брюсселя объединены в художественный комплекс Королевские музеи изящных искусств (фр. Musées royaux des Beaux-Arts, нидерл. Koninklijke Musea voor Schone Kunsten). Он включает шесть отдельных галерей (в Бельгии их называют музеями), в которых размещено около 20 тысяч единиц живописи и скульптуры с XV века до наших дней.
Музей старинного искусства (фр. Musée royal d'art ancien) насчитывает более тысячи экспонатов, которые относятся к XIV–XVIII векам. Наибольшую ценность представляет фламандская коллекция (Питер Брейгель Старший, Рубенс, ван Дейк, Йорданс, ван дер Вейден) и голландская коллекция (Рембрандт, де Хоох, ван Рейсдал, Метсю). Также представлено большое количество шедевров французской и итальянской живописи.
Музей современного искусства (фр. Musée royal d'art moderne) выставляет преимущественно бельгийских мастеров. Например, широко представлены работы таких скульпторов и художников, как Константин Менье и Антуан Вирц. К числу общеизвестных мировых шедевров, которые здесь можно увидеть, относятся «Смерть Марата» Давида, «Кариатиду» Родена, «Портрет крестьянина» Ван Гога и «Портрет Сюзанны Бамбридж» Гогена.
Музей конца века (фр. Musée Fin de siècle) содержит коллекцию произведений искусства, созданных до 1900 года. Это не только художественные полотна, но и скульптуры, архитектурные проекты, а также ювелирные изделия.
Музей Магритта (фр. Musée Magritte) посвящён творчеству известного бельгийского художника-сюрреалиста. Рене Магритт оставил после себя богатейшую коллекцию своих работ (рисунки, картины, скульптуры и другие предметы искусства). Здесь же можно осмотреть интерьеры жилых комнат мастера и познакомиться с его биографией.
Музей Вирца (фр. Musée Wiertz) посвящён Антуану Вирцу и расположен в Икселе, пригороде Брюсселя. Выставлены картины, скульптуры и рисунки художника, представлявшего романтическое направление в XIX веке.
Музей Менье (фр. Musée Meunier) также расположен в пригороде, в бывшем доме художника Константина Менье. Здесь около 150 его работ, которые относятся к реалистическому искусству. Основной темой для творчества Менье была жизнь рабочего класса Бельгии.
Брюссельский собор (фр. Cathédrale Saints-Michel-et-Gudule de Bruxelles, нидерл. Kathedraal van Sint-Michiel en Sint-Goedele), известный ещё как Собор Сен-Мишель-э-Гюдюль (в честь святых Михаила и Гудулы), является главной христианской достопримечательностью Брюсселя. Его история начинается в XI веке, когда мощи святой Гудулы, покровительницы Брюсселя, были перевезены в местную Церковь святого Михаила. Впоследствии именно Гудула и Михаил дали название собору и стали главными защитниками Бельгии. Сам же собор начали строить в XIII веке на месте уже упомянутой церкви. Работы были окончены только к концу XV века.
Собор Богоматери Лакенской (фр. Église Notre-Dame de Laeken, нидерл. Onze-Lieve-Vrouwekerk van Laken) — усыпальница монархов Бельгии, а также членов их семьи. Построен в середине XIX века в память о королеве Луизе-Марии Орлеанской, а назван в честь чудотворной статуи Богородицы, которая была главной святыней готической Лакенской церкви, находившейся на этом месте в Средние века. Рядом с Собором Богоматери находится Лакенское кладбище, где похоронены многие известные личности.
Собор Девы Марии Саблонской (фр. Église Notre-Dame du Sablon, нидерл. Onze-Lieve-Vrouw-ter-Zavelkerk) — красивейший памятник брабантской готики. Первоначально на его месте находилась небольшая капелла в честь Девы Марии, возведённая в начале XIV столетия усилиями гильдии арбалетчиков. Спустя полвека в неё привезли чудотворную статую Мадонны, по легенде, украденную из Антверпена. Благодаря щедрым пожертвованиям к XVI веку вместо скромной капеллы появилась новая просторная церковь в стиле поздней пламенеющей готики. Внутри церковь интересна тем, что в ней имеется несколько алтарей — по одному для каждой из военных гильдий (арбалетчиков, аркебузиров, лучников и фехтовальщиков), принимавших участие в её строительстве.
Базилика Сакре-Кёр (фр. Basilique du Sacré-Coeur, нидерл. Nationale Basiliek van het Heilig Hart ) — шестая по размеру римско-католическая церковь во всём мире. Инициатором постройки этого поистине грандиозного сооружения, посвящённого святому Сердцу Иисуса Христа, выступил король Леопольд II, вдохновлённый посещением базилики Сакре-Кёр в Париже. Будущую достопримечательность Брюсселя начали возводить в 1905 году в ознаменование 75-летия независимости Бельгии, однако полностью закончили только в 1969 году.
Кирпичная базилика, увенчанная зелёным куполом из меди, изначально задумывалась в стиле неоготики, но две войны, отсутствие средств и другие проблемы привели к принятию нового проекта в стиле ар-деко. Сегодня Сакре-Кёр является самым крупным сооружением в этом стиле во всём мире — её высота и длина составляет 89 и 145 метров соответственно. Также базилика известна под названием Кукельберг (по имени места своего расположения).
Церковь святой Марии (фр. Église Royale Sainte-Marie, нидерл. Koninklijke Sint-Mariakerk) представляет собой интересную достопримечательность в эклектическом стиле (соединяет византийскую и древнеримскую архитектуру). Сооружение возвели в середине XIX века, торжественное открытие посвятили королеве Луизе Марии Орлеанской, чья смерть в молодом возрасте от туберкулёза не оставила равнодушным ни одного бельгийца. К сожалению, в наше время церковь играет роль исключительно архитектурного памятника, так как службы в ней не проводят из-за плохого состояния интерьера, сильно пострадавшего от пожара и влаги. Туристические экскурсии также не осуществляются. Лишь иногда здесь проходят концерты.
Церковь святого Николая (фр. Église Saint-Nicolas, нидерл. Sint-Niklaaskerk) — одна из старейших христианских построек города. Достопримечательность возвели в XII веке на средства гильдии купцов в честь святого Николая, покровителя торговли. В 1695 году во время французской бомбардировки она была практически разрушена. В память об этом событии в церкви до сих пор хранится пушечное ядро. Позже сооружение восстановили, однако через столетие его пришлось восстанавливать опять — на этот раз церковь обвалилась, но уже без внешнего вмешательства.
С южной и восточной стороны непосредственно к церкви были пристроены жилые дома, многие из которых сегодня функционируют как небольшие магазинчики и сувенирные лавки. Из-за этого внешний вид достопримечательности весьма необычен.
Церковь Капеллы (фр. Église Notre-Dame de la Chapelle, нидерл. Kapellenkirche) — одна из старейших городских церквей. Немногие достопримечательности Брюсселя могут похвастаться письменным подтверждением их существования в начале XII века. Именно тогда была построена капелла, которую уже в следующем веке начали перестраивать в полноценную церковь. За свою историю сооружение пережило несколько трагических событий. Церковь грабили и жгли, она подвергалась французскому артиллерийскому обстрелу, что, в свою очередь, привело к нескольким перестройкам и реконструкциям. Так романский облик сменился на готический.
В Церкве Капеллы похоронено множество известных жителей Брюсселя, например, художник Питер Брейгель Старший и скульптор Жан ван Делен. Сегодня она является приходской церковью для поляков Брюсселя.
Гранд-Плас (фр. Grand place, нидерл. Grote markt) — центральная площадь города. Возникла в XI веке, когда на месте высушенных болот образовался рынок. Удачное расположение и бурный рост торговли способствовали тому, что рынок, а вместе с ним и Гранд-Плас постоянно увеличивались в размерах. В XV веке торговые ряды и многие стихийно построенные дома купцов снесли, чтобы превратить территорию в единый архитектурный ансамбль с красивыми зданиями, новой ратушей и фонтаном. В конце XVII века площадь и часть прилегающих домов сильно пострадали от артиллерийской бомбардировки. Их восстановление привело к оригинальному смешению стилей архитектуры.
Раз в два года (по чётным годам) в середине августа на Гранд-Плас создаётся прекрасный цветочный ковёр. Сотни тысяч разноцветных бегоний на несколько дней образуют живой орнамент размером 24 на 77 метров. Данное мероприятие уже давно стало уникальной традицией, которая притягивает в Брюссель ещё больше туристов.
Главной достопримечательностью площади Гранд-Плас является Ратуша (фр. Hôtel de Ville, нидерл. Stadhuis), которая считается одним из самых красивых зданий в центре города. Сооружение, выполненное в готическом стиле, было построено в начале XV века. Ратушу украшает 96-метровая башня (изначально служила колокольней) и позолоченная статуя покровителя Брюсселя, архангела Михаила, убивающего дракона. На фасаде установлено более 200 статуй исторических личностей. Сегодня Ратуша с её прекрасными интерьерами открыта для туристических экскурсий, хотя до сих пор используется в качестве резиденции мэра (городская администрация находится отдельно).
Писающий мальчик (фр. Petit Julien, нидерл. Manneken Pis) — статуя-фонтан, одна из самых известных достопримечательностей Брюсселя. Точная дата и обстоятельства появления скульптуры неизвестны, хотя исследователи предположительно относят её к концу XIV века. Поэтому в наше время получили широкую популярность несколько весьма забавных легенд, повествующие о том, какой именно полезный поступок совершил маленький мальчик. Конечно же, ни одна из них ничего общего с действительностью не имеет.
Уже более трёхсот лет существует уникальная традиция, которая заключается в том, что на Жульена (именно так называют статую местные жители) надевают тематический костюм или одежду. Брюссельский Писающий мальчик уже успел примерить большинство национальных костюмов, побывать в образах Санта-Клауса, Дракулы, революционера, лётчика, спортсмена и многих других. После каждого такого мероприятия костюм передают в коллекцию Музея города, где их собралось уже более восьми сотен.
Ещё одна традиция — заменять воду, которая циркулирует в фонтане, на пиво или вино. Это происходит намного реже, чем одевания (только по важным национальным праздникам). Писающий мальчик расположен в пяти минутах ходьбы от площади Гранд-Плас.
Писающая девочка (нидерл. Jeanneke Pis) — статуя-фонтан высотой 50 см, которая представляет собой символическую пару для Писающего мальчика. Установлена по личной инициативе хозяина одного из местных кафе в качестве маркетингового хода и привлечения большего числа посетителей. Чтобы предотвратить похищение и вандализм, статуя закрывается решёткой. Если Писающий мальчик по-бельгийски звучит как «Манекен пис», то статуя девочки имеет название «Жаннекен пис», что переводится как «писающая маленькая Жанна». Статуя также находится в пяти минутах ходьбы от площади Гранд-Плас.
Здание фондовой биржи (фр. Bourse de Bruxelles, нидерл. Beurs van Brussel) относится к красивейшим сооружениям города. Его возвели во второй половине XIX века в стиле неоренессанса с некоторыми элементами ампира. На главном фасаде расположены фигуры, символизирующие Бельгию и две важные отрасли — морскую навигацию и промышленность. В числе скульпторов, которые занимались созданием статуй, был и Огюст Роден. Ранее на месте фондовой биржи находился рынок масла, а до него — монастырь.
Колонна Конгресса (фр. Colonne du Congrès, нидерл. Congreskolom) — грандиозный памятник архитектуры высотой 47 метров, установленный в 1859 году в честь принятия Конституции Бельгии (1831 год). Внешнее сходство с древнеримской Колонной Траяна не случайно — именно её взяли за основу автор проекта премьер-министр Шарль Роже и архитектор Жозеф Пуларт.
У подножия достопримечательности расположены два бронзовых льва, символизирующие главные регионы Бельгии (Фландрия и Валлония), барельефы на пьедестале означают девять бельгийских провинций, а четыре скульптуры по углам — основные конституционные свободы (прессы, образования, вероисповедания и ассоциаций). Отдельно выгравированы важные даты в борьбе за независимость Бельгии, имена членов национального конгресса и временного правительства, главные отрывки из либеральной конституции Бельгии.
Также в основании колонны Конгресса горит вечный огонь, расположен мемориал памяти жертв двух мировых войн и установлена мемориальная доска в честь погибших бельгийских солдат на службе по поддержанию мира с 1945 года. На вершине колонны находится статуя первого короля Леопольда I.
Ворота Халле (фр. Porte de Hal, нидерл. Hallepoort) возведены в XIV веке и были частью второй линии крепостных стен Брюсселя. Позже ворота стали использовать как военную, а впоследствии и городскую тюрьму. Именно это спасло их от сноса, когда крепостные стены и укрепления были полностью разобраны.
В начале XIX века будущее ворот было под вопросом: жители столицы полагали, что строение уродует город, но в целях сохранения исторического наследия их всё же оставили. Современный вид достопримечательности — результат перестройки в конце XIX века, когда им придали неоготические черты с элементами романтизма. В действительности исторический облик ворот был более простым и без декоративных элементов.
Атомиум (Atomium) — современный символ атомного века, освоения и использования атомной энергии, а также музейная достопримечательность научно-познавательного характера. Здесь действует одна постоянная экспозиция, посвящённая Всемирной выставке 1958 года, регулярно проходят временные выставки. Внешне Атомиум представляет собой стальное сооружение из девяти атомов железа, соединённых в кубический фрагмент кристаллической решётки. Масштаб увеличен в 165 миллиардов раз, поэтому его высота составляет 102 метра. Диаметр каждой из девяти сфер — 18 метров. Шесть из них доступны для посетителей. Сферы соединены между собой 23-метровыми трубами, в которых расположены коридоры и эскалаторы. Центральная труба — это лифт, поднимающий посетителей на самый верх, где находятся ресторан и обзорная платформа для осмотра окрестностей.
Парк «Мини-Европа» — уникальный парк миниатюр, где воссозданы 350 достопримечательностей Европы и около 80 архитектурных комплексов. Масштаб миниатюр — 1:25. Макеты отличаются высочайшим качеством, а парк оборудован современными технологиями, которые позволили сделать некоторые экспозиции интерактивными (например, извержение Везувия, работа ветряных мельниц, движение поездов и автомобилей).
Королевские оранжереи (фр. Serres Royales de Laeken, нидерл. Koninklijke Serres van Laken) расположены на территории парковой зоны Лакенского дворца. Павильоны, в которых находятся оранжереи, задумывались как стеклянный дворец, но полностью проект завершён не был. Сегодня их общая площадь составляет 25 000 м². Здесь можно увидеть множество экзотических растений, в частности, уникальную коллекцию камелий. К сожалению, Королевские оранжереи доступны для посещения только две недели в году. Рядом расположены Японская пагода высотой 40 метров и Китайский павильон, где представлены коллекции предметов, привезённых Леопольдом II из Китая и Японии соответственно.
Традиционная чешская кухня отличается сытными мясными блюдами, которые созданы для настоящих любителей вкусно поесть и хорошо выпить. Такие блюда обязательно необходимо дополнять чешским пивом.
Несмотря на своё славянское происхождение, в основе чешского языка лежит не кириллица, а латиница. В чешском языке для русских ушей слишком много согласных, а в некоторых их вообще нет (vlk, prst, dršťk).
Каждую страну отличает свой собственный набор уникальных изделий, которые производятся только там и фактически являются её символами. Чем же славится Чехия и что привезти из Праги в подарок друзьям и близким?
Туристам необходимо знать как выглядят настоящие чешские кроны, чтобы не стать жертвой проходимцев, которые пытаются под любым предлогом «вручить» им старые чехословацкие, венгерские или любые другие банкноты.