Путеводитель по Праге

Район Йозефов в Праге

содержание:
История района Йозефов
Достопримечательности района

Йозефов (чеш. Josefov), известный ещё как Еврейский город (Židovské město) — исторический район, место проживания еврейской общины Праги. Район вырос из небольшого поселения еврейских купцов и торговцев, которые с конца X века стали заселять территорию вблизи важного торгового пути, обусловленного наличием удобного брода через Влтаву. Так повелось, что евреи восточного обряда (из Балканских стран и Византии) селились около «Старой школы» (первая пражская синагога, сейчас на её месте находится Испанская синагога), а евреи западного обряда (из Западной Европы) — вокруг Староновой синагоги. Разделял их небольшой участок христианской земли с Церковью святого Духа. Постепенно евреи разных обрядов «слились» в один район.

Спокойная жизнь еврейской общины продолжалась недолго. Уже во время первого крестового похода (1096 – 1099) их права и свободы оказались под угрозой. Ненависть охватила и Прагу. В 1096 году произошёл первый серьёзный еврейский погром. С этого времени сосуществование евреев и чехов характеризуется чередованием периодов мира и взаимопонимания с периодами ненависти и насилия.

В 1215 году состоявшийся в Риме Латеранский консилиум выступил за необходимость ограничить контакты христианского населения с евреями и постановил последним проживать на специально отведённых территориях. Так в Европе возникли гетто. Пражское гетто официально было оформленно в 1257 году, когда король Пржемысл Отакар II распорядился насильно переселить всех евреев из пражских городов Старе Место, Мала Страна и Градчаны в уже существовавшее поселение еврейских купцов и торговцев X века. Еврев лишили права владеть землёй, заниматься земледелием и ремёслами за пределами гетто, но сохранили возможность заниматься кредитованием и ростовщичеством (так как запрещалось христианской религией), а также ряд важных свобод, в том числе на исполнение религиозных обрядов и на внутреннее судебное разбирательство. Пржемысл Отакар II запретил любые посягательства на собственность евреев и требовал уважения к еврейским обычаям и святым местам. Взамен король требовал оплату налогов и предоставление кредитов. Нападение на еврея расценивалось как нападение на самого короля и его интересы. Убивший еврея должен был оплатить штраф, а также возместить ущерб его родственникам. К этому благоприятному для евреев периоду относится и постройка одного из древнейших архитектурных памятников — Староновая синагога (1270 год) — самая старая из семи сохранившихся синагог Праги.

Однако были и положительные страницы в истории пражского гетто. Согласно закону, каждый король после коронации на престол должен был лично определить юридический статус еврейской общины. Поэтому, когда к власти приходил просвещённый или расчётливый монарх, для гетто наступал благоприятный период с широкими правами и обязанностями.

Кроме светской власти монархов, евреи Йозефова преследовались и католической Церковью. В 1349 году пражский архиепископ Арношт из Пардубиц издал Арноштский устав, в котором он назвал евреев «убийцами Христа», а христианам дал понять, что Церковь одобряет насилие в их адрес. Правивший в это время Карл IV (сейчас признан лучшим правителем в истории Чехии) также был негативно настроен к евреям.

Иногда, не зная кого винить в своих бедах, население Праги выплёскивало гнев на жителей гетто. Например, в 1389 году на Пасху произошёл крупнейший еврейский погром, из-за предположения, что именно евреи отравили воду и вызвали эпидемию чумы, унёсшую жизнь трёх тысяч человек. Однако, даже несмотря на это, Прага считалась относительно спокойным местом проживания и туда в конце XV века частично перебрались изгнанные испанские евреи, а в середине XVII столетия нашли приют евреи Правобережной Украины, бежавшие от освободительной войны Богдана Хмельницкого.

Периодом рассвета для еврейской общины стало правление императора Рудольфа II, отличавшегося несвойственными для династии Габсбургов веротерпимостью и миролюбием. Он даже назначил своим финансистом еврея по имени Мордехай Майзел (1528-1601). Хитрый еврей не только быстро обогатился, но также использовал свою должность, чтобы его район получал всё необходимое для строительства и развития торговли, науки и искусства. Была открыта школа изучения талмуда и типография. Появились научные и литературные кружки. Территорию гетто расширили, а главную улицу впервые вымостили брусчаткой. Положительные изменения привели к тому, что за самим районом закрепилось название Em be Jisrael (Израильская земля). Другой авторитетной личностью того времени был представитель духовной жизни общины раввин Лёв.

После периода расцвета для района наступила пора страданий, длившаяся более полутора столетия. Только при правлении просвещённого монарха Иосифа II, издавшего в 1781 году Толерантный патент (указ о веротерпимости), евреи получили гражданские права и смогли найти применение своим способностям не только в торговле, но и в других сферах деятельности.

В 1850 году гетто было ликвидировано, а его территория официально вошла в состав Праги, как район под названием Йозефов (в честь императора, издавшего первые указы о равноправии). Также был снят запрет на проживание еврейского населения за его пределами. 90% евреев воспользовались новым правом и покинули район, который для них был территорией бедности и унижений. Их пустые дома заняли бездомные, что превратило Йозефов из захудалого района в самые настоящие трущобы.

Уравнивание еврейского населения в правах с другими национальностями Австро-Венгерской империи окончательно произошло в 1867 году. Вскоре чешские евреи, например, Франц Кафка, Иегуда Лоу и Макс Брод смогли открыто говорить о своей национальной принадлежности.

В конце XIX века район окончательно превратился в серьёзную санитарно-эпидемиологическую угрозу для всей Праги. В 1893 году городские власти утвердили план санации Йозефова, который предусматривал снос всего гетто и постройку на его месте новых современных зданий и широких улиц. Исключение сделали только для главных исторических достопримечательностей — в их число включили шесть синагог, ратушу и кладбище. Работы по санации начались в 1895 году и большей частью были завершены к 1914 году, однако отдельные проекты растянулись ещё на несколько десятилетий. После санации вместо 288 домов на 31 улочке на территории Йозефова разместилось 83 здания на 10 улицах.

Во время фашистской оккупации (1939–1945) из 118 тысяч евреев, которые проживали на территории Чешской Республики, было убито 80 тысяч человек. Сейчас их имена навсегда написаны на стенах Пинкасовой синагоги. В самой Праге после войны осталось лишь около семи тысяч евреев.

Известные личности, проживавшие в районе Йозефов:

Мордехай Майзель (1528–1601) — знаменитый общественный и культурный деятель, староста еврейского гетто. Построил две из шести дошедших до нас синагог (Майзелову и Высокую), ратушу, богадельню, сиротский дом, женскую баню, мостил улицы и поддерживал школы. Своё богатство Мордехай Майзел приобрёл, будучи в должности финансиста императора Рудольфа II. Позже Майзел даже выдавал личные кредиты монарху.

Раввин Лёв (1512–1609) — уважаемый галахический авторитет, мыслитель и учёный. Дружил со знаменитым астрономом Тихо Браге. Считают, что Лёв выступал популяризатором каббалы, которая в XVI веке уже получила широкое распространение (появилась в XII веке). Согласно легенде, для защиты евреев от частых погромов, раввин создал из глины великана по имени Голем. Последний успешно предотвращал антиеврейские выступления, но спустя какое-то время стал неуправляемым и начал крушить всё вокруг. Тогда раввин Лёв произнес волшебное слово, и глиняный монстр рассыпался в прах. Считается, что остатки Голема до сих пор спрятаны в Староновой синагоге и он оживёт, если еврейскому народу будет угрожать смертельная опасность. Голем стал одним из символов Праги благодаря одноимённому роману Густава Майринка.

 

Достопримечательности района Йозефов

Знакомство с Чехией

Традиционные блюда чешской кухни

Традиционная чешская кухня отличается сытными мясными блюдами, которые созданы для настоящих любителей вкусно поесть и хорошо выпить. Такие блюда обязательно необходимо дополнять чешским пивом.

Основы чешского языка для туристов, мини-разговорник, смешные и обманчивые чешские слова

Несмотря на своё славянское происхождение, в основе чешского языка лежит не кириллица, а латиница. В чешском языке для русских ушей слишком много согласных, а в некоторых их вообще нет (vlk, prst, dršťk).

Какие сувениры привезти из Праги и Чехии

Каждую страну отличает свой собственный набор уникальных изделий, которые производятся только там и фактически являются её символами. Чем же славится Чехия и что привезти из Праги в подарок друзьям и близким?

Как выглядят чешские кроны

Туристам необходимо знать как выглядят настоящие чешские кроны, чтобы не стать жертвой проходимцев, которые пытаются под любым предлогом «вручить» им старые чехословацкие, венгерские или любые другие банкноты.