Собор святого Павла (Лондон)

Собор святого Павла (англ. St Paul’s Cathedral) — англиканский храм, резиденция епископа Лондонского, одна из самых важных и узнаваемых достопримечательностей столицы Великобритании. По занимаемой площади является вторым религиозным сооружением в стране, уступая только Ливерпульскому собору. С момента постройки и до 1962 года Собор святого Павла, высота которого составляет 111 метров, был самым высоким зданием в Лондоне. Виды на достопримечательность защищены законом — ни одна новая постройка не должна их закрывать. Собор занимает важное место в национальной идентичности англичан и выступает в роли одной из главных визитных карточек Лондона, часто фигурируя на рекламных туристических материалах.

Сооружение выполняет не только религиозную, но и важную гражданскую роль — в соборе установлено 67 монументов в честь известных личностей, чей вклад в развитие Великобритании признан наиболее ценным. Многие из них здесь же и похоронены — в крипте собора, самой большой среди крипт Европы. Отличительной и крайне необычной особенностью крипты Собора святого Павла является тот факт, что она используется в качестве банкетного зала (любой желающий может заказать фуршет, деловой обед или ужин, приватное или корпоративное мероприятие).

В Соборе святого Павла проходили многие важнейшие общегосударственные церемонии: похороны лорда Горацио Нельсона, герцога Артура Веллингтона, сэра Винстона Черчилля и леди Маргарет Тэтчер, торжественные службы в ознаменование окончаний Первой и Второй мировых войн, свадьба принца Уэльского Чарльза и леди Дианы Спенсер, торжества по случаю бриллиантовых юбилеев (правление в течении 60 лет) королевы Виктории (в 1897 году) и королевы Елизаветы II (в 2012 году).

содержание:
Предыстория
Старый Собор святого Павла
Строительство нового Собора
видео про строительство
Особенности конструкции и стиль
купол
главный (западный) фасад
Внутреннее пространство, интерьер (фотогалерея)
апсида
монументы
крипта и захоронения
часы и колокола
проект «Интерпретация»
художественный проект собора
Собор во время II мировой войны
Практическая информация:
график работы
входные билеты
полезные ссылки
адрес
на карте Лондона

Предыстория

По данным средневекового хрониста Беды Достопочтенного, в 604 году священник Меллит, посланный святым Августином (архиепископ Кентерберийский), крестил короля англо-саксонского королевства Эссекса Саберта, во владениях которого и находился Лондиниум (древнеримское название Лондона). В том же году Саберт назначил Меллита первым епископом королевства, а также отдал приказ о постройке деревянной церкви, посвящённой апостолу Павлу. Существует предположение, хотя и недоказанное, что церковь была расположена на том же месте, что и современный Собор святого Павла, поэтому историю собора принято вести именно с 604 года.

После смерти Саберта (616 год) его сыновья отказались от христианства, вернулись к язычеству и изгнали Меллита. Что касается самой Церкви святого Павла — она сгорела в 675 году. В дальнейшем, когда христианство вновь утвердилось в Эссексе (конец VII века), дважды возводили новую церковь в честь апостола Павла, однако оба раза их уничтожал крупномасштабный пожар (в 962 и 1087 годах соответственно).

 

Старый Собор святого Павла

Строительство уже четвёртого по счёту главного храма Лондона, сегодня именуемого Старым Собором святого Павла (Old St Paul’s), начали норманны сразу после пожара 1087 года. Работы приостанавливались после очередного большого пожара в 1136, поэтому он был достроен только в 1240. Уже в 1256 началась перестройка собора, окончательно завершённая только в 1314. За те два столетия, пока продолжалось строительство, на смену романскому стилю пришёл готический, что отобразилось на внешнем облике сооружения.

Старый Cобор святого Павла был огромен. В то время по длине он уступал только собору Клюнийского аббатства, а по высоте — Линкольнскому собору и Церкви святой Марии в Штральзунде. Раскопки в конце XIX века показали, что его длина составляла 178 метров, а высота шпиля — впечатляющие 149 метров.

К началу XVI века собор начал приходить в упадок. В годы Реформации в Англии (вт. четв. XVI века) и последующих гонений против Католической Церкви сооружение особенно сильно пострадало — были уничтожены или повреждены многие элементы интерьера и экстерьера, а большая часть сокровищ изъята в пользу королевской казны и распродана на аукционах.

В 1561 году величественный шпиль старого собора был уничтожен ударом молнии. И католики, и протестанты, восприняли событие как знак Божьего гнева против действий своих оппонентов. В годы Гражданской войны (1640-е) достопримечательность вновь стала объектом надругательств со стороны пуритан, а во время Английской республики (с 1649 по 1660) собор начали понемногу разбирать для строительства дворца лорда-протектора Оливера Кромвеля Somerset House.

Однако самое ужасное было впереди. Лондонцы боялись, что надвигающийся 1666 год, оканчивавшийся тремя апокалиптическими шестёрками, принесёт великие беды. Их опасения подтвердились — в начале сентября в городе на протяжении четырёх дней свирепствовал пожар, уничтоживший около 13 тысяч домов, 93 церкви и главный храм — Старый Собор святого Павла.

 

Строительство нового Собора святого Павла

Определённые планы по обновлению старого собора существовали ещё задолго до пожара 1661 года.  Планировалось внести изменения в экстерьер и интерьер таким образом, чтобы привести общий стиль сооружения в гармонию с западным фасадом, построенным в 1630-е годы в стиле классицизма, тогда как все более ранние части собора оставались готическими. Первое время после пожара рассматривали возможность построить новый собор на руинах старого, однако затем от идеи отказались. Было решено начать строительство с нуля, предварительно полностью разобрав фундамент старого собора.

Задание построить новый величественный собор (на месте уничтоженного огнём старого) было возложено на сэра Кристофера Рена, учёного, занимавшегося исследованиями вопросов математики и механики. В то время профессия архитектора ещё не успела выделиться в самостоятельное направление и развивалась исключительно в рамках изучения математики.

В июле 1668 года архиепископ Кентерберийский совместно с епископами Лондонским и Оксфордским поручили Кристоферу Рену создать «прекрасный и благородный собор, который возвеличил бы славу города и нации». Подготовка проекта заняла несколько лет. Сложность заключалась в том, что готический стиль давно устарел, а пришедшая на его смену архитектура Возрождения и барокко не устраивала высокопоставленных сановников Англиканской Церкви в связи с враждебным отношением ко всему, что ассоциировалось с католическими сооружениями.

Только в 1675 году специальная комиссия и король одобрили окончательный проект, третий по счёту, представленный архитектором (детальный макет второго отклонённого проекта в масштабе 1:24 можно увидеть на втором этаже собора). Интересно, что для финансирования работ был введён новый общегосударственный налог на уголь.

Согласно общепринятой практике того времени постройка собора происходила по секциям. Первой всегда возводили восточную часть, где были расположены хоры, что давало возможность начать богослужения даже в соборе, который готов только на 30-50%. Также подобная практика позволяла приостановить строительство на длительный срок в случае финансовых проблем или войны. К счастью, в истории Собора святого Павла в Лондоне такая предусмотрительность оказалась излишней. Уже в 1694 году приступили к внутреннему убранству хоров.

Кристофер Рен вместе с мастером по имени Гринлинг Гиббонс, лучшим резчиком Англии, разработали для хоров серию прекрасных деревянных панелей с изображениями, которые были призваны показать красоту и гармонию природы (рог изобилия, открывающиеся стручки гороха, кукурузные початки и многие другие). При этом полностью отсутствуют изображения святых, апостолов или персонажей из Нового завета, что связано с идеологическими различиями между англиканством и католицизмом.

Как только внутреннее убранство хоров завершили, Собор святого Павла был освящён для богослужений (2 декабря 1697 года). Полностью строительные работы закончили только через 11 лет (26 октября 1708 года в стены был положен последний камень). Парламент же официально провозгласил завершение строительства на Рождество 1711 года, хотя фактически отделочные работы продолжались ещё два десятилетия (например, статуи на крыше были установлены в 1720-е годы). Полная стоимость постройки составила 1.1 миллиона фунтов, что в пересчёте на современные деньги составляет от 150 миллионов до 1.5 миллиарда фунтов стерлингов (в зависимости от методов пересчёта цен и инфляции).

Строительство закончили ещё при жизни Кристофера Рена, что являлось крайне редким событием для средневековых соборов, учитывая их грандиозность. Увидеть творение, ставшее делом всей жизни — мечта для любого архитектора.

видео

 

Особенности конструкции и стиль собора

Собор святого Павла выполнен в смешанном барочно-классическом стиле, который стал результатом творческого осмысления архитектором Реном традиций английской готики, классицизма Иниго Джонса, барочного стиля римских храмов XVII века и стиля французского архитектора Франсуа Мансара. Влияние средневековых традиций особенно чётко просматривается в планировке — как и великие соборы в Йорке и Винчестере, лондонский собор вытянут в длину, и имеет сильно выступающие в сторону трансепты.

Главная сложность проекта Кристофера Рена, заключалась в том, чтобы возвести массивную конструкцию на относительно неустойчивой почве Лондона. К счастью, было найдено удачное решение. Собор необычен тем, что его крипта (крупнейшая в Европе) расположена сразу под всем сооружением и выполняет важнейшую роль — является основанием для массивных колонн, которые распределяют вес более стройных колонн, расположенных на поверхности. Также в отличие от общепринятой практики строительства соборов того времени, купол Собора святого Павла поддерживается восемью, а не четырьмя колоннами, за счёт чего достигается более равномерное распределение веса на уровне фундамента.

Стены Собора святого Павла в Лондоне специально были спроектированы очень толстыми для поддержания веса конструкции огромного купола. Однако уже в процессе строительства выяснилось, что даже такой толщины недостаточно для надёжности сооружения. Поэтому свод собора был усилен аркбутанами, спрятанными за декоративной ложной стеной, которая внешне оформлена в виде второго этажа.

 

Купол (экстерьер)

Снаружи самой заметной достопримечательностью собора является великолепный купол, который имеет общую высоту 111 метров и до сих пор возвышается над большинством современных зданий Лондона. До середины XX века Собор святого Павла был самым высоким зданием в городе, что подчёркивало его огромное общенациональное значение.

Проектировка и создание купола стало по-настоящему серьёзной проблемой. Её сложность заключалась в необходимости возвести купол, достаточно высокий для господства над городскими постройками, и одновременно добиться его визуальной привлекательности изнутри. По замыслу архитектора проблему мог бы решить двойной купол, как в Соборе святого Петра в Риме. Однако в отличие от римского собора, Рен сделал купола не полукруглыми, а более вытянутыми, что позволило разместить между ними кирпичный конус, который несёт на себе вес внешнего купола и лантерны (башенки), увенчивающей его.

Рен лично посетил Собор святого Петра в Риме, построенный Микеланджело, и церковь Валь-де-Грас в Париже работы Мансара, чтобы лучше ознакомиться со строением их куполов. Видимо именно эти выдающиеся произведения барочной архитектуры вдохновляли английского архитектора. Однако в отличии от куполов упомянутых храмов купол Собора святого Павла в Лондоне опирается на два отдельных яруса кладки (их высота вместе с не украшенным основанием составляет 29 метров). Также он отдал предпочтение перистилю (колоннаде вокруг купола), а не чередованию окон и колонн, как Микеланджело и Мансар. К перистилю Рен добавил ниши между каждыми четырьмя колоннами, что внесло разнообразие во внешний вид. Перистиль выполняет важную конструктивную роль — он является основанием, как внутреннего купола, так и кирпичного конуса, поддерживающего лантерну (каменная башенка на самой вершине купола).

Над перистилем возвышается второй ярус, окружённый балконом с балюстрадой — Каменная галерея (с неё открывается прекрасный вид на Лондон). Второй ярус украшен чередующимися пилястрами и прямоугольными окнами, что создаёт ощущение лёгкости всей конструкции. Над верхним ярусом расположен покрытый свинцовыми пластинами купол. В самом куполе (под лантерной) есть 8 световых колодцев, однако снаружи их практически невозможно разглядеть. Колодцы пропускают свет и освещают внутреннее пространство внешнего купола. Частично результат их освещения можно увидеть через круглое отверстие во внутреннем куполе, если находится внутри собора.

Лантерна состоит из нескольких ярусов. Первый ярус окружен Золотой галереей, на которую можно подняться, преодолев 530 ступенек, а второй ярус имеет форму темпьетто (маленького храма) с четырьмя портиками. Увенчивает лантерну небольшой купол с водруженным на него крестом. Общий вес лантерны составляет 850 тонн.

Купол (интерьер)

В центре собора обрывается ряд небольших куполов и мощных боковых арок, а над посетителями открывается вид на гигантский купол — главную достопримечательность Собора святого Павла в Лондоне. В основании купола, на высоте 30 метров расположен карниз, который поддерживает так называемую Галерею шёпотов. Название она получила из-за непредусмотренных архитектором необычных акустических свойств — слово, даже сказанное шёпотом, многократно отражается от стен и отчётливо слышно в другом конце галереи. Подняться на Галерею шёпотов можно по 259 ступенькам с первого этажа собора.

Купол собора находится на цилиндрическом основании, поверх которого расположены окна (по 3 в группе), разделённые позолоченными нишами со статуями. Эти элементы повторяют схему перистиля снаружи купола. На внутренней стороне купола художник Торнхилл изобразил восемь монохромных сюжетов из жизни святого Павла. Каждый сюжет вписан в нарисованную арку, и, кажется, что арки являются архитектурным продолжением колонн первого яруса.

Западный (главный) фасад

Примечательной деталью собора является западный фасад, в котором расположен главный вход (портал). Фасад представляет собой классический портик как и во множестве других соборов того времени, но с важным отличием — он двухъярусный. Оба яруса поддерживаются сдвоенными колоннами. Фронтон украшен каменным барельефом со сценой обращения святого Павла в христианство работы Фрэнсиса Берда. С двух сторон западного фасада возвышаются башни. Изначально проект не предусматривал строительство башен, однако Рен добавил их в 1707 году, желая разместить в них часы. Поэтому в стенах были оставлены специальные отверстия, но впоследствии часы установили только в южной башне, а отверстия в северной до сих пор остаются пустыми. Интересной достопримечательностью южной башни является Геометрическая лестница, по которой можно подняться в библиотеку.

Интерьер Собора святого Павла

Просторный, прекрасно спланированный интерьер собора производит неизгладимое впечатление на посетителей. Центральный неф, трансепты и хоры образуют крест, как и было принято в средневековых храмах. Высота нефа составляет 28 метров, длина — 68, ширина — 37. Хоры собора, где размещается орган, епископский трон и места для священнослужителей и хора, имеют длину 51 метр.

Апсида

В 1958 году апсида была освящена как Капелла Иисуса в память об американских солдатах, павших в Европе во время Второй мировой войны. В Списке славы указаны имена более 20 тысяч американцев, погибших в годы войны. Три окна апсиды были созданы в 1960 году и изображают сцены службы и пожертвования, а эмблемы вокруг окон символизируют штаты США и американскую армию. На одной из деревянных панелей изображена ракета как знак признания достижений США в освоении космоса.

 

Монументы в Соборе святого Павла

Над украшением интерьера Собора святого Павла в Лондоне работали многие выдающиеся деятели искусства своего времени: Гринлинг Гиббонс изваял каменные и деревянные скульптуры, роспись купола выполнена Джеймсом Торнхиллом, декоративные металлические элементы (решётки, балюстрады) созданы Жаном Тижу, мозаики спроектированы сэром Уильямом Ричмондом, а люстры, светильники, алтарь и балдахин над ним являются работой Стивена Бауэра и Готфреда Аллена.

Вдоль стен собора установлено 67 монументов в честь известных личностей, чей вклад в развитие Великобритании признан наиболее важным. Крупнейшим является Монумент герцога Артура Веллингтона (1769–1852; полководец, главным военным достижением которого стала совместно с Блюхером победа над Наполеоном при Ватерлоо). Расположен в северной части нефа и изображает герцога верхом на его любимом коне по кличке Копенгаген. Из-за противодействия церкви, отказывавшейся давать разрешение на установление статуи коня внутри собора, монумент был установлен только в 1912 году. Сам герцог похоронен в крипте собора.

Не менее важным и почитаемым является и Монумент лорда Горацио Нельсона (1758–1805; выдающийся флотоводец, одержавший победу над франко-испанским флотом в Трафальгарском сражении в 1805 году). Его могила также находится в крипте. Также нужно упомянуть про Монумент Джона Донна (1572–1631; настоятель собора и поэт). Его уникальность в том, что поэт лично позировал скульптору Николасу Стоуну, надевая погребальный саван. Скульптура Джона Донна была установлена ещё в 1630-х годах, и является единственной статуей, уцелевшей после Великого пожара 1666 года.

Крипта и захоронения

Более двухсот известных деятелей культуры, просвещения, искусства, а также политики и военные покоятся в крипте собора (некоторым из них в самом соборе установлены монументы). Практически весь пол крипты покрыт могильными плитами. Волей-неволей, туристам приходится по ним ходить. Однако англичане полагают, что такое поведение посетителей никоим образом не тревожит усопших. Мало того, крипта используется в качестве банкетного зала, где разрешается проводить фуршеты, деловые обеды и ужины, приватные и корпоративные мероприятия. Для этого здесь функционирует небольшой конференц-зал, в наличии аудио и видео оборудование, в том числе ЖК проектор и высококачественная акустическая система.

Первым человеком, погребённым в крипте Собора святого Павла в Лондоне, стал его архитектор Кристофер Рен. Произошло это в 1723 году. Могилу украшает всего лишь скромная плита с надписью на латыни «Читатель, если ищешь памятник, оглянись вокруг» (Lector, si monumentum requiris, circumspice).

Наиболее известными личностями, которые похоронены в крипте, являются уже упоминавшиеся ранее герцог Артур Веллингтон и лорд Горацио Нельсон. Мраморный саркофаг Нельсона изначально был изготовлен для погребения кардинала Волси, но последний попал в опалу, и в такой чести ему было отказано. Также здесь похоронены Флоренс Найтингел (героиня Крымской войны), Джозеф Уильям Тёрнер, Хьюберт Пэрри, Сэмюэль Джонсон, Томас Эдвард Лоуренс, сэр Александр Флеминг и многие другие.

Также Собор святого Павла служит местом проведения похоронных процессий для национальных лидеров и выдающихся людей. Здесь проходили церемониальные похороны сэра Винстона Черчилля и леди Маргарет Тэтчер (могила Черчиля находится в родном графстве Оксфордшир, а Тэтчер — на кладбище Королевского госпиталя Челси в Лондоне).

В восточном крыле крипты находится Капелла Ордена Британской империи, основанного в 1917 году. Сокровищница  также расположена в крипте, однако у собора сохранилось крайне немного ценностей — в течение веков сокровища изымались на нужды государства, а в 1810 году грабители унесли практически все представляющие ценность предметы.

Часы и колокола

В юго-западной башне Собора святого Павла установлены часы, механизм которых был создан в 1893 году компанией Smith of Derby. Механизм имеет длину 5,8 метров; его завод — очень тяжелая работа, которую раньше приходилось выполнять вручную смотрителю часов, но с 1969 года это бремя взяла на себя автоматика.

Также в юго-западной башне расположены четыре колокола. Один из них, отлитый в 1881 году, носит имя Большой Павел и весит 16,5 тонн, являясь самым большим колоколом на Британских островах. Большой Павел традиционно звонит в 13:00. Другой колокол, Большой Том, был доставлен в собор из Капеллы святого Стефана Вестминстерского дворца. Он отбивает каждый час. Также в него звонят по случаям смерти представителей королевской семьи, епископов Лондонских и лорд-мэров Лондона (церемониальная должность, не путать с мэром города). Единственным иностранцем, смерть которого отметили звоном Большого Тома, был президент США Джеймс Гарфилд. В последний раз колокол звонил в 2002 году в день смерти королевы-матери Елизаветы.

Два меньших колокола, вес которых составляет 600 кг и 1500 кг соответственно, были отлиты в 1717 году. Именно их звон раздаётся каждую четверть часа. Ещё 12 колоколов расположено в северо-западной башне; они используются для перезвона и оповещения о начале утренней службы в 08:00.

Проект «Интерпретация»

В 2010 году с целью освещения жизни собора для посетителей и туристов начал функционировать долгосрочный проект «Интерпретация». Было открыто так называемое «Око собора» — 270-градусная мультимедийная панорама, подробно повествующая о 1400 годах истории Собора святого Павла в Лондоне. Расположено Око в бывшей сокровищнице в крипте. Также в рамках проекта были установлены мультимедийные экраны, которые позволяют рассмотреть архитектурные детали собора, увеличивать отдельные участки фресок и стен, слушать интервью настоятеля собора и команды реставраторов, или посмотреть архивные записи важнейших служб и мероприятий. Вся информация доступна на 12 языках, в том числе и на русском.

 

Художественный проект Собора святого Павла

В соборе действует долгосрочная программа, целью которой является демонстрация тесной связи искусства и религии. Например, здесь выставлялись инсталляции ведущих современных художников, таких как Энтони Громли, Ребекки Хорн, Йоко Оно, Мартина Фиррелла, а также проходила выставка религиозных картин выходца из СССР Сергея Чепика (родился в Киеве, учился в Ленинграде), уехавшего в Париж в 1988 году, где к нему пришли признание и известность.

В соборе находится копия известной картины Холмана Ханта «Свет мира» (оригинал — в Колледже Кебл, Оксфорд). Произведение наполнено образами, имеющими символистский смысл. Интересным предметом искусства является неоднозначная скульптура «Мадонна с ребёнком» (1982 год) работы Генри Мура.

В 2010 году собор отобрал две работы художника Марка Александра для размещения на стенах нефа. Обе работы называются «Красный Мангейм». Вдохновением для их написания послужил шедевр немецкого рококо — алтарь Мангеймского собора (середина XVIII века), уничтоженный во время Второй мировой войны.

Известный художник Билл Виола в 2012 году создал для собора два алтаря на темы Девы Марии и мучеников. Алтари представляют собой инсталляции из множества экранов, на которые выводятся различные изображение.

Собор во время Второй мировой войны

Собор святого Павла В Лондоне пережил массированные бомбардировки во время Битвы за Англию (1940-1941 годы). Дважды в него попадали бомбы, сброшенные с немецких самолётов. 12 сентября 1940 года мощнейшая бомба с часовым механизмом, упавшая на собор, была успешно обезврежена, вывезена за город и ликвидирована специальным подразделением королевской инженерной службы под командованием лейтенанта Роберта Дэвиса. Это спасло сооружение. Если бы бомба взорвалась на месте падения, она бы полностью уничтожила достопримечательность, оставив воронку диаметром 30 метров. Сапёры, участвовавшие в операции по спасению национальной святыни, были награждены Крестом Георга.

К периоду авианалётов относится и одна из известнейших фотографий собора. Снимок был сделан фотографом Гербертом Мейсоном 29 декабря 1940 года во время так называемого «Второго великого лондонского пожара». На фото виден купол собора в клубах дыма от пожаров, охвативших Лондон.

 

график работы

 
  пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
08:30 — 16:00
08:30 — 16:00
08:30 — 16:00
08:30 — 16:00
08:30 — 16:00
08:30 — 16:00
выходной

входные билеты

16 фунтов — полный билет online
18 фунтов — полный билет при входе
7 фунтов — детский билет online
8 фунтов — детский билет при входе
фотографировать запрещено

beenhereадрес

Лондон, St. Paul's Churchyard, EC4M 8AD

location_onна карте Лондона