Традиционные блюда чешской кухни
Традиционная чешская кухня отличается сытными мясными блюдами, которые созданы для настоящих любителей вкусно поесть и хорошо выпить. Такие блюда обязательно необходимо дополнять чешским пивом.
Собор святого Вита (чеш. Katedrála svatého Víta) — католический собор, главная архитектурная достопримечательность Праги. Королевская усыпальница. До 1918 года собор служил местом коронации королей Чехии, в наше время здесь хранятся их коронационные регалии.
Официальное название — Кафедральный Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха. Находится на территории крепости Пражский Град.
Размеры собора:
Ротонда и базилика — предшественники Собора святого Вита
Место, на котором в середине XIV века воздвигли собор, имеет длинную историю. Археологи полагают, что здесь издавна находилось капище Святовита, языческого бога войны и победы, которого чешские племена почитали верховным богом. В конце IX века представители правящего княжеского рода Пржемысловичей начали насильственную христианизацию подконтрольных им земель (Богемия и Моравия), однако приживалась новая религия сложно, несколько раз вспыхивали вооруженные восстания.
В начале X века князь Вацлав, чтобы сгладить восприятие христианства, на месте капища Святовита распорядился построить каменную ротонду в честь святого Вита, чью десницу (часть руки) германский король Генрих I намедни преподнёс ему в дар. Расчёт был прост: раньше молились Святовиту — сейчас будут почитать святого Вита. Строительство круглой ротонды диаметром 13 метров завершилось в 930 году.
Вит (годы жизни: 290–303). Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого не сохранилось. По преданиям, 13-летний юноша отправился в Рим, где изгнал бесов то ли из сына императора Диоклетиана, то ли из самого императора. После этого Вит отказался помолиться римским богам. Его арестовали и за отказ признавать римскую религию бросили к голодным львам, но те не тронули Вита. Тогда его бросили в котёл с кипящим маслом.
В 935 году князя Вацлава убил родной брат-язычник, который через несколько лет раскаялся в содеянном и способствовал его канонизации. Гибель Вацлава была представлена как смерть за христианскую веру, а не результат княжеских амбиций младшего брата. Вскоре Вацлав стал первым чешским святым, а его могила в Ротонде святого Вита — главным объектом паломничества христиан в чешских землях. Уже в середине X века сформировался серьёзный по влиянию культ святого Вацлава, который не только способствовал окончанию христианизации, но и стал символом национальной государственности.
В связи с почитанием святого Вацлава в 1060–1096 годах ротонда (как место его захоронения) была перестроена в трёхнефную Базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха в романском стиле, размеры которой составили 70 × 35 метров. Базилика должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения, то есть стала главным христианским сооружением Чехии. Кроме уже известных Вита и Вацлава, базилика была посвящена и святому Войтеху.
В наше время руины стен базилики законсервированы, но их можно осмотреть через специальные окна с южной стороны собора.
Идейным вдохновителем величественного кафедрального собора был будущий король и император Карл IV, который поставил себе цель превратить Прагу в один из лучших городов Европы. Непосредственным поводом для постройки послужило важное событие преобразования епархии Праги в архиепархию 30 апреля 1344 года. Строительство собора началось 21 ноября 1344 года и проходило в несколько этапов.
Первый этап постройки: 1344 — 1419 годы
В качестве главного архитектора был выбран фламандский мастер Матьё Аррасский, с которым Карл IV познакомился во время его работы при папском дворе в Авиньоне. Он создал проект собора в готическом стиле, взяв за основу облик южнофранцузских соборов (Родезского, Нарбоннского), и заложил фундамент, но построить успел только основание стен и аркады восточной части. Матьё Аррасский умер на восьмой год строительства, в 1352 году.
Строительство продолжил 23-летний архитектор Петр Парлерж из Швабии. Сначала он работал в соответствии с проектом Матьё Аррасского, но когда выполнил его, начал реализовывать собственные идеи и планы. Его смелость и творческая мысль привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример — сконструированный им свод, который представляет собой двойные диагональные балки, вместе они создают неповторимый орнамент. В то время как Матьё по складу ума был математиком, из-за чего его конструкции полны чистого расчёта, Парлерж был больше художником и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов и декоративных элементов.
Постройку башни-колокольни с Золотыми воротами после смерти Парлержа (1399 год) продолжили его сыновья — Ян, Пётр и Вацлав. Однако их работу прервали Гуситские войны, начавшиеся в 1419 году.
Второй этап постройки: 1556 — 1561 годы
Архитекторы Бонифаций Вольмут и Ганс Тироль занимались восстановлением собора после серьёзного пожара 1541 года, который уничтожил значительную часть левобережной Праги (Пражский Град, Градчаны, Мала Страна). Также они перестроили вершину башни-колокольни (добавили галерею и купол), придав ей ренессансный вид. Немного позже была возведена капелла над гробницей святого Войтеха, отлиты новые колокола (старые повреждены пожаром), а на башне-колокольне установили часовой механизм. На этом строительство вновь остановилось, но уже из-за нехватки финансовых средств.
Внутреннее убранство собора сильно пострадало во время Восстания сословий (1618–1620). Чешские протестанты не стали щадить католический собор, уничтожили или разграбили всё ценное.
Во время войны за Австрийское наследство (1740–1748) собор пострадал уже от артиллерийского обстрела прусской армии, а через три года купол башни-колокольни раскололся из-за попавшей в него молнии.
Третий этап постройки: 1873 — 1929 годы
В середине XIX века, в связи с возрождением национального величия, чехи стали поднимать вопрос о необходимости завершить строительство Собора святого Вита. Сегодня кажется невероятным, но более 500 лет главная достопримечательность Праги функционировала, будучи готовой только на половину.
В 1859 году была создана специальная комиссия, которая более пяти лет занималась адаптацией чертежей XIV века архитектора Петра Парлержа и внесением многочисленных современных правок. Ещё несколько лет ушло на ремонтные работы, которыми руководил Йозеф Краннер, а также на удаление элементов барокко, что успели появиться за последние 200 лет и не вписывались в готический облик собора.
Строительство западной части собора проходило с 1873 по 1929 годы, а некоторые декоративные элементы вносились вплоть до середины XX века. Руководил постройкой Йозеф Моцкер, после его смерти (1899 год) — Камил Гильберт. Конечно, они не могли повторить индивидуальный стиль Петра Парлержа, однако в целом их работа считается весьма успешной, потому что удалось добиться архитектурной целостности и единства сложной композиции.
Главным парадным входом в собор является южный портал, называемый Золотые ворота. Он использовался при проведении праздничных и торжественных мероприятий, таких как коронационные или свадебные торжества. Монарх в сопровождении придворной знати прибывал в Собор святого Вита по специальной Королевской дороге.
Золотые ворота были созданы по проекту Петра Парлержа и представляют собой тройную арку в готическом стиле. Своё название ворота получили благодаря уникальной мозаике «Страшный суд» (1370–1372 годы), фон которой выложен из позолоченного стекла. Авторы мозаики — неизвестные венецианские мастера, в своём шедевре они использовали около миллиона стеклянных фрагментов 33 оттенков. В центральной части мозаики изображён Иисус Христос, вершащий Страшный суд. К нему взывают шесть покровителей чешских земель (Прокоп, Вит, Людмила, Сигизмунд, Вацлав, Адальберт). Уровнем ниже изображены Карл IV и его жена Элишка Померанская. В правой части мозаики изображены спасённые верующие, в левой — отвергнутые грешники, осуждённые на пребывание в адском пламени. Тему Страшного суда продолжает витраж над мозаикой.
Отдельного внимания заслуживает декоративная ограда в виде решётки перед Золотыми воротами. На ней можно увидеть 12 скульптурных композиций, которые изображают бытовые занятия для каждого знака зодиака. Это очень интересный момент — ведь Церковь никогда не «дружила» с астрологией.
Башню начали возводить уже после смерти Парлержа его сыновья, но полностью по чертежам отца. В середине XVI века готическая башня обрела черты ренессансного стиля.
На уровне второго яруса за изящной позолоченной решёткой находятся колокола. Главным считается 14-тонный «Зикмунд» — самый тяжелый колокол на территории Чехии. Он был отлит в 1549 году мастером по имени Томаш Ярош, который также известен Поющим фонтаном. Другими важными колоколами, сохранившимися до наших дней, являются «Вацлав» (4500 кг, 1542 год) и «Иоанн Креститель» (3500 кг, 1546 год).
Чуть выше второго яруса находится стилизованная монограмма «R» с короной, орденом Золотого руна и двумя пальмовыми листами. Она символизирует вклад Рудольфа II, который щедро финансировал отделочные работы. Ещё выше можно увидеть два часовых механизма. Верхний циферблат показывает часы, нижний — минуты и четверти.
Если преодолеть 287 ступеней, можно подняться на смотровую площадку, откуда открывается отличный панорамный вид на Прагу. Площадка находится на уровне 56 метров, высота башни — 97 метров. Длительное время именно башня-колокольня была самой высокой постройкой Праги.
Кенотаф — надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного.
Центральный и два боковых входных портала формируют нижний ярус собора. На их бронзовых дверях изображены рельефы на тему строительства собора (центральный портал), сцены из жизни князя Вацлава (портал справа) и святого Войтеха (портал слева).
Бронзовая дверь центрального портала западного фасада включает 10 панелей, на которых изображены важные события истории чешских земель и строительства собора.
Главная достопримечательность второго яруса западного фасада — роза (большое круглое окно) на сюжет о сотворении мира. У основания розы можно разглядеть бюсты четырёх архитекторов (Франтишек Кисела, Зденек Вирт, Камил Гильберт, Йозеф Моцкер), сыгравших главную роль в окончании строительства собора.
Две западные башни (обе — по 80 метров) полностью выполнены в готическом стиле.
Многочисленные гаргульи собора, оформленные в виде животных, птиц и мифических существ, отпугивают злых духов (так считалось в Средние века) и служат водостоками.
Внутреннее пространство собора представляет собой латинский крест с размерами 124 × 60 метров. 28 колонн являются опорами для нервюрного свода цилиндрического типа, который расположен на высоте 33 метров. Трифорий (галерея второго яруса на высоте 14 метров) проходит по всему внутреннему периметру. Вдоль внешних стен находится 17 капелл. Главный алтарь расположен в восточной части собора.
Создан по проекту Йозефа Краннера 1868 года. Его основой служит престол, периметр которого украшен заключёнными в круг изображениями ветхозаветных пророков (слева направо: Иоиль, Амос, Осия, Малахия, Иезекииль, Исайя, Моисей, Иеремия, Даниил, Захария, Михей, Иона, Аггей) работы скульптора Йозефа Шимека. В 1902 году передняя часть престола была закрыта антепендиумом, рисунки и вышивка на котором изображают в духе типологического параллелизма прообразы литургического жертвоприношения: жертвоприношение Каина и Авеля, освящение хлебов и жертвоприношение Авраама.
Запрестольный образ с пределлой имеет форму готического ковчега. Над ним вздымается центральный балдахин — табернакль, остроконечное завершение которого украшено крестоцветом. Боковые части балдахина представляют собой открытые тройные аркады с треугольными фронтонами. Над старинным табернаклем с эмблемой пражской архиепархии помещено Распятие. Во всех шести боковых арках находятся реликварии в форме домиков. Их передней стенкой служит украшенная эмалью металлическая пластина, которую изготовил по проекту живописца Франтишека Секвенса Ян Хадт. На пластине запечатлены страдания христианских мучеников и прославленные деяния покровителей чешских земель: слева — св. Войтеха, св. Кирилла и св. Вита, справа — св. Вацлава, св. Людмилы и св. Прокопа. Как и в основании статуи св. Вита здесь недостает изображения св. Сигизмунда. Работа над алтарем была завершена в 1873 году Йозефом Моцкером, который практически ни в чём не отступил от проекта Краннера. Только ангелов, которые по замыслу Краннера должны были украшать лестницу за алтарем, Моцкер заменил подсвечниками.
На верхней плите саркофага из белого мрамора высечены рельефные изображения находящихся здесь императора Фердинанда I, его жены Анны Ягеллонской и сына Максимилиана II. Их окружают семь путти и статуя воскресшего Христа. На боковых панелях мавзолея изображены гербы подвластных земель и фигуры императора Карла IV, его четырёх жен, королей Вацлава IV, Ладислава Постума, Йиржи из Подебрад — все они захоронены в Крипте.
Мавзолей был заказан у голландского скульптора Александра Колина из Инсбрука после смерти Фердинанда I (1564 год) его детьми Максимилианом II и Фердинандом Тирольским, а принимал готовую работу уже его внук Рудольф II в 1589 году. Позже мавзолей был окружён кованой ренессансной решёткой работы Георгия Шмидтгаммера.
Расположена под Мавзолеем Габсбургов и включает два небольших подземных помещения, в которых находятся 16 захоронений королевских персон. Самые известные из них — Карл IV, Вацлав IV и Рудольф II. Также в крипте можно увидеть руины ротонды X века и базилики XI века, которые предшествовали современному собору.
Вход в крипту расположен рядом с Капеллой святого Креста (№ 36 на плане), а выход находится в самом центре собора.
Самая красивая в художественном плане капелла, её стены полностью покрыты фресками и росписью. Возведена в 60-х годах XIV века Петром Парлержем над Ротондой святого Вита, в которой был погребён князь Вацлав, в последствии канонизированный. То есть его могилу никогда не переносили.
Расписанные фресками стены инкрустированы полудрагоценными камнями (всего 1345 штук) и самоцветами в золотом обрамлении. Они изображают библейские сюжеты и сцены из жизни святого Вацлава. Цветной блеск камней символизирует небесный Иерусалим. Некоторые фрески выполнены на тему хождения по мукам. В центре дальней стены расположена скульптура князя в доспехах и с оружием (по бокам у Вацлава — два ангела, за которыми изображены четыре чешских покровителя).
Обратите внимание на массивные железные двери XIV века, украшенные большим гербовым орлом, важнейшая их деталь — бронзовое кольцо романской эпохи. Как утверждает одна из легенд убийства Вацлава, именно за это кольцо (которое тогда было размещено на дверях церкви) держался смертельно раненый князь. По другой версии, Вацлав был убит во время пира.
Рядом находится дубовая дверь о семи замках, которая ведёт в Коронную палату, где хранятся чешские коронационные регалии. Для всеобщего обозрения их выставляют только в исключительных случаях (в прошлом веке такое происходило семь раз). Увидеть точные копии можно в Зале сейма Старого королевского дворца.
Изготовлен из двух тонн чистого серебра, а в отдельных местах покрыт платиной и золотом. Шедевр создан в начале XVIII века ведущим венским архитектором Фишером фон Эрлахом. Бархатный балдахин подарен императрицей Марией Терезией.
Крылатый путто держит картуш с изображением языка и символизирует легенду, которую активно распространяла католическая Церковь. Священнослужители утверждали, что, открыв могилу Непомуцкого, они обнаружили нетленный язык мученика. Это заявление популяризировало уже другую легенду, согласно которой генеральный викарий пражского архиепископства был убит по приказу короля Вацлава IV из-за отказа раскрыть ему тайну исповеди королевы. В действительности же необходимо было «найти» чудо, чтобы иметь повод объявить Яна Непомуцкого святым. Настоящая причина его смерти остаётся неизвестной. Со временем его образ стал культовой фигурой Контрреформации, которая была направлена на борьбу с чешскими протестантами. Напротив саркофага находится одноимённая капелла.
Создана в конце XV века для короля Владислава II Ягеллона и его семьи. Находится на уровне второго этажа и соединена крытым коридором со Старым королевским двором, чтобы представители королевской династии могли посетить службу, ни с кем не пересекаясь. Капелла украшена декоративными ветвями засохшего кустарника и монограммой короля Владислава II — латинской буквой W. На внешней стороне балкона находятся гербы земель (Богемия, Польша, Венгрия, Моравия, Силезия, Лужица, Далмация, Босния), которые находились под управлением династии Ягеллонов.
Капеллу украшают скульптуры рудокопов в стиле барокко. Они символизируют шахтёров серебряных рудников района Кутна-Гора, доходы с которых составляли важную часть королевской казны, позволяли финансировать отделочные работы в соборе и строительство многих других объектов в ягеллонский период.
Витражам в соборе уделено отдельное внимание. В Средние века считалось, что внутреннее пространство храма — святое место, а значит, и свет, проникающий внутрь, должен быть иным (не солнечным и не лунным). Поэтому использовали преломлённый свет цветных витражных окон, который должен был разделять миры того и этого света.
Многие витражи Собора святого Вита датируются началом XX века, над ними работали более десяти чешских художников, среди которых был и знаменитый Альфонс Муха.
Капелла — отдельное небольшое помещение в боковом нефе для молитвы. В Средние века почти все капеллы в Соборе святого Вита были семейными, что означало почётную привилегию для дворянского рода молиться в отдельном помещении. Взамен представители рода брали на себя обязанность по обустройству капеллы. Они приглашали скульпторов и художников, старались купить святые мощи или заполучить ценную реликвию, чтобы разместить их в своей капелле. Называть капеллы родовыми именами было не принято, хотя названия двух из них всё-таки напоминают о своих меценатах (Шварценбергской и Тунской).
21 — Капелла святой Анежки Чешской. Обустроена за счёт рода Бартонь из Добенина, владельцев текстильных фабрик. Анежка Пржемысловна (1211–1282) — сестра короля Вацлава I Одноглазого, всю жизнь посвятила служению Богу, основала монастырь, играла важную роль в культурной и социальной жизни Праги. Капелла украшена бронзовой скульптурой святой и витражом с изображением восьми блаженств.
22 — Шварценбергская капелла. Находилась под опекой одного из самых влиятельных родов Богемии и Австрии — Шварценбергов. В капелле расположен Чимлитский ковчег с росписью на тему поклонения волхвов.
23 — Новая архиепископская капелла. С 1909 года служит местом погребения пражских архиепископов (до этого их хоронили за главным алтарём, там, где сейчас находится статуя кардинала Фридриха Шварценберга, № 45).
Главная ценность капеллы — витраж Альфонса Мухи на тему распространения христианства в Чехии. Витраж изображает более десяти исторических сюжетов, в том числе чествование миссионеров Кирилла и Мефодия, которые принесли новую религию славянам, а также обряд крещения князя Борживоя, его жены Людмилы и их юного внука, будущего святого Вацлава. Считается, что Альфонс Муха, не зная, каким образом изобразить маленького Вацлава, нарисовал своего сына.
Алтарная фреска капеллы называется «Вознесение Девы Марии» и принадлежит кисти Бартоломеуса Спрангера, придворного художника Рудольфа II.
24 — Капелла Гильберта. Главная достопримечательность — лестница Камила Гильберта в стиле английской готики. Раньше в капелле находилась сокровищница собора, однако в конце XX века её ценности послужили основой для создания экспозиции «Святовицкий поклад», которую разместили в Капелле святого Креста.
25 — Новая сакристия. Место для хранения церковной утвари, риз и облачений священников.
26 — Cеверный трансепт. На уровне второго яруса расположен орган середины XVIII века в стиле барокко, под ним — три больших арочных проёма с массивными деревянными панелями, украшенные резьбой с изображением святых покровителей чешских земель. Их создал Кашпар Бехтелер в начале XVII века.
27 — Капелла святого Сигизмунда. Служила молельней для представителей рода Черниных. В середине XIV века мощи Сигизмунда (король бургундов в 516–524 годах) доставили в Собор святого Вита из Франции по личному распоряжению Карла IV. С тех пор святой считается покровителем Чехии и почитается как пример искреннего раскаяния за тяжкий грех: будучи королём приказал убить собственного сына от первого брака, который оскорблял его вторую жену.
28 — Старая сакристия. До сих пор используется по своему прямому назначению (хранение церковной утвари, риз и облачений священников). Справа от входа находятся скульптура святого Михаила и исповедальня, над которой можно увидеть копию картины Тициана «Вход Христа в Иерусалим», а слева — картина Петра Брандля.
29 — Капелла святой Анны. Была под покровительством рода Ностицких.
Анна — мать Девы Марии, стены капеллы расписаны фресками из её жизни. Алтарь украшают статуи святой Анны, святых Луки и Мефодия.
30 — Старая архиепископская капелла. В полу и в стенах находятся надгробные плиты и могилы архиепископов Праги. Также здесь можно увидеть саркофаг высочайшего канцлера королевства Вратислава Пернштейна.
31 — Капелла Иоанна Крестителя. Здесь покоятся князья Борживой II и его брат Бржетислав II (оба правили на рубеже XI–XII веков). В стены также встроены мраморные надгробия архиепископов. Алтарь украшают статуи Иоанна Крестителя, Кирилла и Мефодия. В капелле находится, так называемый, Иерусалимский подсвечник — знаменитый памятник романского литейного дела.
32 — Капелла Девы Марии. В центре расположен алтарь со сценами из жизни Богородицы. Две панели слева изображают Благовещение (вверху) и Сретение (внизу), панели справа — Умиление (вверху) и проповедующего Христа (внизу). У основания алтаря можно увидеть сцену свадебного пира в Кане Галилейской, где Христос, по просьбе Марии, явил миру своё первое чудо, обратив воду в вино, и раскрыл свою божественную сущность.
В капелле находятся саркофаги князей Спытигнева II и Бржетислава I. Последнего называют чешским Ахиллесом, так как он похитил 15-летнюю девушку Юдифь из монастыря в городе Швайнфурт (Германия) и женился на ней. Однако настоящая причина такого поступка неизвестна. Романтическая литература объясняет его чувством пламенной любви, охватившей сердце чешского князя, когда он первый раз увидел девушку. Историки же склоняются к более прагматичной версии, что заключается в желании породниться с влиятельным родом Бабенбергов, к которому принадлежала Юдифь. В браке она родила мужу пятерых сыновей.
33 — Капелла святых Мощей. Находилась под покровительством влиятельного рода Штернбергов. Центральное место занимает алтарь, в котором хранятся мощи, собранные Карлом IV. По сторонам находятся саркофаги Отокара I и Отокара II. У последнего были обнаружены его погребальная корона, скипетр и держава из позолоченного серебра. Скипетр относится к самым старым из сохранившихся в центральной Европе. Правую стену капеллы украшает роспись «Поклонение трёх волхвов Богородице». На колонне слева (на высоте 3–4 метров) можно увидеть пушечное ядро, которое напоминает об обстреле собора во время осады Праги (Семилетняя война, 1756–1763).
34 — Капелла Яна Непомуцкого. Здесь находится реликварий, украшенный серебряными бюстами святых Вацлава, Войтеха, Кирилла и Вита, в котором хранятся мощи святого Войтеха.
35 — Капелла святой Марии Магдалены. Слева и справа можно увидеть надгробные плиты первых архитекторов собора — Матьё Аррасского и Петра Парлержа. Капелла обустроена за счёт представителей рода Вальдштейнов.
36 — Капелла святого Креста. Здесь хранятся несколько ценных реликвий. На стене слева (над алтарём) расположен миланский крест Рудольфа II из кедрового дерева, а на стене справа (над огороженной лестницей) — картина «Восхваление святого Яна Непомуцкого». При канонизации Непомуцкого в Риме в 1729 году процессия несла эту картину как хоругвь.
37 — Капелла святого Андрея. Находилась под покровительством Мартиницкого рода.
38 — Библиотека. Раньше здесь размещалась редкая коллекция рукописей и старых изданий, которые в наше время хранятся в Архиве Пражского Града.
39 — Тунская капелла. Отличается скромным убранством. Алтарь в стиле классицизма украшен картиной с изображением мёртвого Иисуса с ангелами. На стенах капеллы размещены надгробные плиты.
40 — Капелла Гроба Господня. Украшена витражом на тему деяний милосердных, таких как принесение хлеба голодным и воды жаждущим, освобождение пойманных животных и другие. Алтарь XVII века украшен картиной с изображением маленькой Марии и её родителей.
41 — Капелла святой Людмилы. Раньше использовалась в качестве баптистерия (помещение для совершения крещения), поэтому на одной из стен находится мозаика «Крещение Господне». Витраж выполнен на тему ниспослания Святого Духа. Также в капелле можно увидеть скульптуру святой Людмилы, которая изображена в момент своего убийства — в 921 году она была задушена во время молитвы своим же платком.
Людмила сыграла важную роль в процессе христианизации чешских земель.
42 — Резной алтарь из дерева. Выполнен из разных пород дерева и имеет высокую художественную ценность. Создан скульптором и резчиком Франтишеком Билеком в начале XX века для будущего президента Томаша Масарика, который пожертвовал алтарь собору.
43 — Кафедра. Представляет собой богато декорированную трибуну, с которой духовное лицо читает проповедь. Кафедру украшают изображения Отцов Церкви и орудий Страстей Христовых, а также голубь (символ Святого Духа), череп и песочные часы (символы бренности бытия).
44 — Надгробный памятник Леопольда Шлика, фельдмаршала и верховного канцлера Чешского королевства во время войны за испанское наследство (1701–1714).
Общая высота памятника — 9 метров. Его главной частью является обелиск из тёмно-красного мрамора, в центре которого находится овальная ниша с бюстом Леопольда Шлика. Слева от обелиска установлена статуя бога войны Марса, справа — статуя Минервы (богини мудрости), которая лавровым венком венчает бюст. Эти две статуи символизируют военную карьеру умершего и заслуги в качестве чиновника. У основания обелиска геральдический лев держит сломанный меч (символ смерти), а на его вершине — позолоченный шар (символ вечности). Над обелиском можно увидеть статую крылатой Фамы (богини молвы и репутации).
45 — Статуя кардинала Фридриха Шварценберга, который в 1850–1885 годах занимал должность архиепископа Праги. Кардинал изображён на коленях в молитве, его лицо отражает глубокую внутреннюю сосредоточенность.
46 — Картина «Легенда о святом Вите».
48 — резное панно из дерева № 1. Изображает бегство короля Фридриха Пфальского после поражения в битве у Белой Горы (1620 год). Главная ценность панно заключается в том, что на нём детально изображена Прага начала XVII века.
49 — резное панно из дерева № 2. Изображает разорение собора в 1619 году во время Восстания сословий.
апрель — октябрь | ноябрь — март | ||||
пн вт ср чт пт сб вс |
09:00 — 17:00 09:00 — 17:00 09:00 — 17:00 09:00 — 17:00 09:00 — 17:00 09:00 — 17:00 12:00 — 17:00 |
пн вт ср чт пт сб вс |
09:00 — 16:00 09:00 — 16:00 09:00 — 16:00 09:00 — 16:00 09:00 — 16:00 09:00 — 16:00 12:00 — 16:00 |
150 крон — Южная башня (смотровая площадка) собора |
250 крон — экспозиция «Сокровища Собора святого Вита») |
250 крон — посещение собора по билету «Пражский град — круг B» |
350 крон — посещение собора по билету «Пражский град — круг A» |
официальный сайт
виртуальный тур
отзывы на TripAdvisor
Прага, крепость Пражский Град
Традиционная чешская кухня отличается сытными мясными блюдами, которые созданы для настоящих любителей вкусно поесть и хорошо выпить. Такие блюда обязательно необходимо дополнять чешским пивом.
Несмотря на своё славянское происхождение, в основе чешского языка лежит не кириллица, а латиница. В чешском языке для русских ушей слишком много согласных, а в некоторых их вообще нет (vlk, prst, dršťk).
Каждую страну отличает свой собственный набор уникальных изделий, которые производятся только там и фактически являются её символами. Чем же славится Чехия и что привезти из Праги в подарок друзьям и близким?
Туристам необходимо знать как выглядят настоящие чешские кроны, чтобы не стать жертвой проходимцев, которые пытаются под любым предлогом «вручить» им старые чехословацкие, венгерские или любые другие банкноты.