Путеводитель по Мюнхену

Немецкий музей (Мюнхен)

Немецкий музей (нем. Deutsches Museum) — музейный комплекс, экспозиции которого посвящены естественным наукам, технике и достижениям человечества. Основанный в 1903, он является одним из крупнейших технических музеев мира и важнейшей достопримечательностью Мюнхена. Здесь находится более 28 тысяч экспонатов, которые представляют около 50 направлений науки и техники.

Главная цель Немецкого музея состоит в том, чтобы показать развитие науки и техники в доступной, интересной и наглядной форме. Многие музейные экспозиции включают увлекательные интерактивные стенды, а также проводят тематические демонстрации научных явлений, технических процессов и производственных этапов создания продукции.

Отделы и экспозиции Немецкого музея

Немецкий музей состоит из 10 отделов, каждый из которых включает от 5 до 10 тематических экспозиций. Некоторые из экспозиций настолько огромны, что на тщательное знакомство уходит по 2-3 часа. Советуем заранее определиться с интересующими вас экспозициями и даже не пытаться посмотреть всё и сразу. Настоящие поклонники науки и техники могут запросто провести в Немецком музее целую неделю и всё равно вряд ли успеют осмотреть все музейные отделы. Главный корпус Немецкого музея включает следующие отделы и экспозиции:

  • отдел Естественные науки включает экспозиции: астрономия, химия, геодезия и картография, система мер и весов, математика, фармацевтика, хронометрия;
  • отдел Материалы, технологии и производство включает экспозиции: сельское хозяйство, пещера Альтамира, горное дело, нефть и газ, стеклоделие, керамика, детали машин, металл и сталь, полиграфия и бумага, сварка и пайка, технические игрушки (конструкторы), производство текстиля, машиностроение;
  • отдел Энергия включает экспозиции: мощность двигателей, электроэнергия, энергетические технологии, окружающая среда;
  • отдел Средства коммуникации включает экспозиции: технология печати, фото и кино, компьютеры, микроэлектроника, телекоммуникации, радио;
  • отдел Транспорт включает экспозиции: кораблестроение и мореплавание, воздухоплавание и авиация, космонавтика, модель железной дороги, туннелирование, проектирование мостов, гидротехника;
  • отдел Музыкальные инструменты включает экспозиции: туры, концерты, проекты, клавишные инструменты, музыкальные аудиозаписи, музыкальные видеозаписи;
  • отдел Детское Королевство включает экспозиции: водный мир, силовые тренажёры, пожарная машина, строительные блоки, компьютеры, театр Танагра, дом света, музыка, лаборатория, корабли;
  • отдел Музейный остров включает экспозиции: музейная башня, внутренний двор, история музея, зал славы;
  • отдел Новые технологии включает экспозиции: нанотехнологии, лабораторная деятельность, роботехника.

Важно! Также функционируют два отдельных филиала Немецкого музея: транспортный на «Лугу Терезы» и авиационный на аэродроме Шляйсхайм.

Экспозиция «Воздухоплавание и авиация»

Тематическая экспозиция охватывает появление воздухоплавания в мире и дальнейшее развитие германской авиации. Стенд «Воздушные шары и дирижабли» рассказывает о первых попытках человека подняться в воздух. Здесь представлена диорама первого полёта воздушного шара (Париж, 21 ноября 1783), сконструированного братьями Монгольфье.

Стенд «Полёт в природе» повествует о летательных аппаратах, способных парить за счёт аэродинамической подъёмной силы крыла в движущемся воздушном потоке. Такие аппараты проектировались на основе изучения формы семян и строения различных животных.

Отдельный стенд рассказывает о германском инженере по имени Отто Лилиенталь, который научно обосновал причины парения птиц и подробно изучал вопрос центра подъёмной силы. Также он конструировал и лично испытывал планеры. Лилиенталь погиб, когда его планер перевернуло внезапным порывом ветра. Последними словами была короткая фраза «жертвы неизбежны».

Следующим этапом развития воздухоплавания стало появление настоящих летательных аппаратов, которые отличались от предыдущих «конструкций» наличием мотора. Первым был моторизованный аэроплан братьев Райт. Так как военная значимость подобных летательных аппаратов была определена практически сразу, в дальнейшем авиация стала развиваться именно для нужд военно-воздушных сил. Здесь представлены:

  • Klemm L 25 и Junkers A 50 «Junior» — самолёты для спортивных, учебных и туристических целей;
  • Fokker Dr. I и Rumpler C IV — истребители второй половины Первой мировой войны. Для ознакомления с устройством Rumpler C IV часть обшивки с левого борта самолёта удалена.

Специальный выставочный стенд посвящён 150-летию авиаконструктора Гуго Юнкерса (1859–1935). Здесь представлен первый цельнометаллический пассажирский самолёт Junkers F13, рассчитанный на четырёх пассажиров. Первый его полёт был осуществлён в 1919 году, а сама модель находилась в коммерческой эксплуатации более 20 лет). На базе Junkers F13 был разработан Junkers Ju 52, который вначале также выполнял пассажирские авиарейсы, а во время Второй мировой войны был переоборудован в транспортный самолёт фашистской Германии.

Messerschmitt M 17 — первый самолёт конструкции Вилли Мессершмитта. Модель включает ряд особенностей, которые впоследствии стали характерными для всех «мессеров» (лёгкий вес, передняя часть крыла, консольные строительства и малое поперечное сечение фюзеляжа).

Стенд «Реактивные самолёты и вертолёты» может похвастаться репликой первого турбореактивного двигателя. Самолёт с таким двигателем впервые поднялся в воздух в августе 1939, а истребитель Messerschmitt Me 109 стал первым реактивным самолётом серийного производства. Также здесь можно увидеть Lockheed F 104 Starfighter, который был самым быстрым истребителем своего времени. Интересными являются стенд «Физика полёта» (демонстрация аэродинамики, сопротивления воздуха и механики полета) и стенд, посвящённый технологии вертикального взлёта и посадки.

В музее представлены отдельные элементы современного пассажирского лайнера Airbus. Фюзеляж в разрезе, двигатель и шасси наглядно иллюстрируют методы строительства, масштаб и технические характеристики современного авиастроения.

Отдельными интересными экспонатами Немецкого музея являются:

  • первый в мире автомобиль с жидкостным ракетным двигателем (1930 год);
  • синхронизатор пулемета;
  • реплика спасательного парашюта 1919 года;
  • эволюция развития кислородного оборудования;
  • эволюция развития автоматических катапультируемых кресел;
  • ракетные сани (результат экспериментов с ракетным двигателем в 1930-х годах).

Это только часть авиационных экспонатов, которыми располагает Немецкий музей. Основная их часть представлена в отдельном филиале на старейшем из сохранившихся аэродромов Германии Шлайсхайм (Schleißheim).

Экспозиция «Мореплавание и кораблестроение»

На протяжении многих веков мореплавание создавало торговые связи между континентами и, следовательно, между культурами. Вплоть до XX века корабли были единственным средством перемещения товаров и получения информации. В то же время, корабль, когда он находился в открытом море, представлял собой изолированную среду, свой ​​собственный мир.

Одним из главных экспонатов является рыболовецкое судно «Мария». Спущенная на воду в Северном море в 1880 году «Мария» олицетворяет собой конец эпохи коммерческих парусных судов. Эру стальных корпусов с механическими двигателями представляют паровой буксир «Renzo» (1931 год) и дизельный спасательный катер «Theodor Heuss» (1960 год, находится на улице). Таким образом, экспозиция охватывает все три важнейших технологических периода развития кораблестроения (парус, паровой двигатель и дизельный двигатель).

Также в Немецком музее представлено две подводные лодки, 37 малых лодок, 232 уменьшенные модели кораблей разных эпох, навигационные приборы и 6 диорам, демонстрирующих отдельные аспекты морского дела. Самая старая модель корабля восходит к первой половине XIX века (парусное судно «Гутенберг»). Здесь можно увидеть модели кораблей викингов, торговые когги Ганзейского союза, каравеллы, крупные трёхмачтовые суда и быстрые клиперы. Последнее поколение крупных коммерческих парусников со стальным корпусом представлено винджаммером «Preußen» (построен в 1902 году в Гамбурге).

Пассажирские суда. На рубеже XIX и XX века престиж промышленно развитых стран во многом определялся мощными и роскошными пассажирскими лайнерами. Одним из них являлся «Кайзер Вильгельм II», спущенный на воду в 1903 году. Сегодня в нём можно увидеть не только гордость кораблестроения своего времени, но и зеркальное отражение общества начала XX века. Взгляните на поперечный разрез лайнера, который по имущественному цензу разделён на первый, второй и третий класс. Беднейшие слои общества олицетворяет машинное отделение, где кочегары своим изнурительным трудом поддерживали работу 19 котлов.

После Второй мировой войны самолёты сменили корабли в качестве основного средства перевозки пассажиров через Атлантику. Вскоре увеличение дорожного движения создало спрос на автомобильные паромы. Данный факт нашёл отображение в модели пассажиро-автомобильного парома «Силья Европа» (1993 год).

Кораблестроение. Экспозиция демонстрирует процесс создания корабля от установки киля до спуска на воду. Показаны верфи, макеты, диорамы и даже опытно-испытательный бассейн.

Жизнь на борту корабля. Экспозиция даёт возможность заглянуть внутрь рыболовецкого судна «Мария», осмотреть помещения экипажа и столовую, узнать как моряки проводили досуг и взглянуть на условия, в которых происходил процесс ловли рыбы. Также можно посетить воссозданную ходовую рубку исторического лайнера «Adolph Woermann» или посмотреть диораму, которая рассказывает об условиях жизни эмигрантов во время плавания в Америку в поисках лучшей жизни.

Навигационные приборы. Экспозиция про предметы и приборы, которые в разные исторические периоды помогали морякам определять относительно безопасный курс для корабля. Первым из таких предметов был самый обыкновенный отвес, используемый для измерения глубины. Отдельные стенды посвящены хронометру (прибор для определения географической широты) и магнитному компасу, эволюционировавшему в гирокомпас.

Подводные технологии. Экспозиция, посвящённая подводным лодкам и глубоководному погружению. Здесь представлен уникальный экспонат — первая немецкая подводная лодка U1, ввод в эксплуатацию которой состоялся в 1906 году. Экспонат является оригиналом, а не воссозданной моделью.

Экспозиция «Горное дело»

Экспозиция посвящена добыче полезных ископаемых и состоит из нескольких реалистично воссозданных шахт с манекенами шахтёров в полный человеческий рост. Общая длинна всех переходов и маршрутов составляет около 700 метров. Данная экспозиция с максимальной точностью передаёт условия труда рабочих и внутреннюю атмосферу в шахтах в разные исторические периоды.

Систематическое развитие горного дела началось в четвёртом тысячелетии до нашей эры в связи с открытием процесса получения таких металлов как медь и олово из руды. Позже, кроме руды, занялись добычей каменной соли. Очень быстро шахты приобрели важное экономическое и политическое значение. Напомним, что серебро и золото не требовалось выплавлять из руды, так как его находили в чистом виде. Получать железо из железной руды научились лишь в первом тысячелетии до нашей эры.

Что касается Германии, то согласно письменным свидетельствам, начало добычи полезных ископаемых на её территории датируется 970 годом. Со временем добыча руды потеряла свою первостепенную важность — её вытеснила добыча угля (источник энергии) и добыча соли (сырьё для химической промышленности). XIX век ознаменовался быстрым техническим прогрессом отрасли, а XX век — автоматизацией всех стадий горнодобывающего процесса.

Экспозиция «Стеклоделие»

Экспозиция рассказывает о развитии производства стекла и включает копию стекловаренной печи, диораму стеклодувной мастерской, зал зеркал в стиле барокко и макет, демонстрирующий исторические методы создания стекла для окон. Также ежедневно (но не на протяжении целого дня) можно понаблюдать за работой настоящего стеклодува.

Экспозиция «Керамика»

Экспозиция рассказывает о зарождении гончарного ремесла и его постепенном развитии в сложнейший технологический процесс, без которого сегодня не может обойтись ни одна сфера жизнедеятельности человека. Например, посетители узнают как керамика используется для производства искусственных медицинских суставов, элементов теплоизоляции, составляющих для электростанций и во многом другом. Несколько стендов повествуют о керамических изделиях, которые во все времена являлись незаменимой домашней посудой, полезной хозяйской утварью, важным строительным материалом и прекрасным направлением искусства в качестве фарфора.

Уникальным экспонатом экспозиции является действующий кирпичный мини-завод. Его продукцию можно приобрести в качестве сувенира. На каждом кирпичике, цена которого составляет 1 евро, ставят клеймо Немецкого музея.

Экспозиция «Пивоварение»

Экспозиция позволяет узнать много интересного о возникновении, способах приготовления и сложностях процесса пивоварения в разные исторические периоды. Например, что мюнхенские пивовары опускали раскалённые камни в деревянные бочки с суслом, поскольку варить пиво в традиционном смысле этого слова не могли себе позволить из-за дороговизны железных чанов.

Известно, что уже древние шумеры и вавилоняне готовили некий пивной напиток из поджаренного хлеба. Любили его и в Древнем Египте.

Экспозиция пивоварения включает несколько домашних хозяйств, которые являлись прообразом современной пивоварни. Среди их числа египетская пивоварня холодного пива (2000 лет до н.э.), мюнхенская пивоварня 1812 года и даже осетинская пивоварня 1900 года.

Экспозиция «Производство сахара»

Экспозиция посвящена истории развития сахарного производства и рассказывает о технологиях изготовления коричневого сахара в различные эпохи. Представлены исследования немецкого технолога Франца-Карла Ахарда о содержании сахара в сахарной свекле и миниатюры французского химика Анри Луи Дюамель дю Монсо, отображающие производство рафинированного сахара в XVIII веке.

Отдел содержит макеты сахарного завода в Вест-Индии (1730 год) и в Силезии (1805 год), ставшие прообразами современной сахарной промышленности. Также посетители могут увидеть макет сахарного завода 1960 года, который демонстрирует производство белого очищенного сахара.

Экспозиция «Полиграфия и бумага»

Экспозиция посвящена истории производства бумаги, а также её роли в повседневной жизни человека. Экспонаты, расположенные в трёх залах, дают полное представление об усовершенствовании технологии изготовления бумаги и соответствующего оборудования.

В первом выставочном зале посетители могут познакомиться с производством папируса, пергамента и тапы. Ежедневно здесь проводят увлекательную демонстрацию, благодаря которой можно узнать, как изготавливалась бумага в XIII веке.

Второй зал знакомит с новым этапом в производстве бумаги. Начиная с XIX века, сырьём для её производства стало дерево, что потребовало создания новых бумагоделательных машин и станков. Интерес представляет машина 1820 года, ставшая прообразом современных агрегатов. Третий зал отведён для демонстрации методов современного производства и использования бумаги.

Экспозиция «Производство текстиля»

Экспозиция даёт представление обо всём, что относится к производству сукна, ткани, текстильных материалов, а также помогает понять важную роль одежды не только как способа защиты, но и как украшения, и средства демонстрации социального положения.

Здесь представлены стадии усовершенствования изготовления одежды, начиная от ручного труда несколько тысячелетий назад до времён промышленной революции конца XVIII века и далее, вплоть до использования автоматизированного компьютерного управления производственными процессами. Посетители могут увидеть уникальные макеты фабрик и цехов XVIII века, а также диораму процесса окончательной отделки текстиля.

Экспозиция предоставляет возможность каждому желающему попробовать самостоятельно изготовить тканое полотно на экспериментальном станке и узнать больше о химических волокнах при помощи специализированной Инфотеки.

Экспозиция «Музыкальные инструменты»

Экспозиция, расположенная на двух этажах, содержит более 700 копий различных музыкальных инструментов, начиная от бронзового века вплоть до наших дней. Главным направлением выставки является отслеживание технологического усовершенствования ряда музыкальных инструментов, используемых в западном музыкальном искусстве.

Все экспонаты представлены по группам. Струнные, ударные и щипковые инструменты находятся на первом этаже, а автоматические, клавишные и духовые — на втором.

Дважды в день посетители имеют возможность поиграть на некоторых музыкальных инструментах, за исключением оригинальных, которые также можно услышать, но только во время проводимых здесь же концертов. В музейном магазине туристы могут приобрести компакт-диски с записью концертов органной и фортепьянной музыки, исполненных на представленных в музее инструментах.

Экспозиция «Фото и Видео: от Дагерра до DVD»

Выставка посвящена развитию фото и видео индустрии, начиная с момента её появления вплоть до наших дней. Более 600 экспонатов, представленных в хронологическом порядке, позволяют окунуться в мир фотографии, а также увидеть как усовершенствовалось искусство фото и видео съёмки за относительно небольшой период их существования.

Экспозиция представляет обзор аналоговых методов современного цифрового кино- и фотооборудования. Посетители могут узнать как свет, цвет и пространство влияют на изображение, а также познакомиться с деталями и методами работы отдельных технических компонентов. Ежедневно здесь проводятся демонстрации с участием всех желающих.

Экспозиция «Детское Королевство»

Удивительная экспозиция с несколькими сотнями интереснейших занятий предназначена для маленьких пытливых непосед (от 3 до 8 лет). Целью обширной экспозиции является знакомство с миром науки и техники тех, кто в жизни только начинает делать первые серьёзные шаги.

Первых два отдела знакомят маленьких посетителей с силой воды и энергией движения. Дети могут увидеть, как человек заставил эти элементы природы работать на себя, приводя в движение важные механизмы. В других отделах дети могут поиграть в пожарного и строителя, побывать на настоящем корабле, провести собственные исследования в настоящей лаборатории, а также опробовать игру на гигантской гитаре. Если ваш малыш — будущий компьютерный гений, отправляйтесь в раздел компьютерных технологий, а если заметили, что ребёнок имеет актёрские способности — обязательно посетите театр Танагра. Здесь взрослые могут стать маленькими, а дети — большими.

Реплика наскальных рисунков пещеры Альтамира

Настоящая пещера Альтамира находится на севере Испании и является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО благодаря уникальной наскальной живописи, датируемой 15 000 лет до нашей эры. Наскальные рисунки представляют собой изображения животных (бизоны, зубры, лошади, кабаны, лани) и отпечатки человеческих ладоней. Они наносились древесным углём, иногда были высечены на камне, раскрашены в коричневые, желтоватые и красные оттенки охры. Посмотреть на оригинальные рисунки в наше время уже невозможно — пещера Альтамира закрыта в связи с нарушением внутреннего микроклимата, что произошло по причине регулярных туристических «нашествий».

Музейная башня

Это символ Немецкого музея. На фасаде башни размещены такие метеорологические приборы как барометр, термометр, гигрометр и анемометр. Они дают полное представление о погоде. Внутри башни находится маятник Фуко, демонстрирующий суточное вращение Земли. Очень интересный объект — астрономические часы на фасаде башни. Дни недели на этих часах изображены в виде графических символов, а месяцы — в виде знаков Зодиака. Также обозначены фазы Луны.