Путеводитель по Мюнхену

Резиденция (Мюнхен)

Мюнхенская Резиденция (нем. Münchner Residenz) — дворцовый комплекс представителей династии Виттельсбахов, которые с 1240 по 1918 годы являлись правителями Баварии. Каждое поколение Виттельсбахов вносило свой вклад в развитие Резиденции, поэтому в дворцовой архитектуре нашли отражение все основные художественные стили. В наше время Резиденция включает 130 комнат и залов, которые построены вокруг 10 внутренних дворов.

содержание:
История постройки Резиденции
Внутренние дворы Резиденции
Музей Резиденции, залы и комнаты:
Сокровищница
Антиквариум
Зал императора
Галерея Предков
Кабинет фарфора
Королевские покои
Зал Геркулеса
Театр Кювилье
Апартаменты курфюрста
Комнаты Шарлотты
Зал четвёрки белых лошадей
Залы Нибелунгов
Чёрный зал
Папские комнаты
Каменные комнаты
Трирские комнаты
Церковь Всех Святых
Роскошная капелла
Дворцовая капелла
Дворцовый сад
Комнаты дворцового сада
Зимний сад
Роскошные комнаты
Главные экспозиции:
коллекция фарфора
коллекция европейской миниатюры Ноттбомов
коллекция серебра
коллекция церковных одеяний
коллекция церковных реликвий
Музей монет
График работы
Стоимость билетов
Полезные ссылки
Адрес
На карте Мюнхена

История постройки Резиденции

Основой для современного дворцового комплекса послужил замок Нойвесте, построенный в 1385 году в северо-восточной части тогдашнего Мюнхена. В течение следующих столетий герцоги, курфюрсты и короли Баварии расширяли и перестраивали замок. Так возник комплекс дворцовых зданий, сгруппированных вокруг нескольких дворов.

Первый этап строительства

1385 год — возведение замка Нойвесте. Впоследствии замок постепенно расширяется; фундаменты этих зданий до сих существуют под Аптечным двориком и восточным крылом Банкетного зала.

Во время правления герцога Альбрехта V (1550-1579) построено новое здание с залом Антиквариум, который вместил его огромную коллекцию картин, монет, греческого и римского антиквариата. Антиквариум стал крупнейшим залом произведений искусства Ренессанса к северу от Альп. Также возвели Зал для игры в мяч (модное королевское развлечение, впоследствии ставшее основой для современного большого тенниса). От Зала для игры в мяч сохранились только часть подвала.

Второй этап строительства

Осуществлялся герцогом Вильгельмом V (1579-1597):

  • 1581-1600 — более пышная отделка и меблирование Антиквариума;
  • 1581-1586 — возведение Двора с гротом и постройка здания с Чёрным залом;
  • 1580-1581 — рядом с Резиденцией построены Покои наследника и Апартаменты вдовы. До наших дней не сохранились.

Третий этап строительства

Во время правления герцога Максимилиана I (1598-1651) происходит расширение дворцового комплекса с размахом, соответствующим его сану курфюрста, который Максимилиан получил в 1623 году. При нём Резиденция во многом обрела сегодняшний облик.

  • 1601-1607 — возведение Дворцовой капеллы и Роскошной часовни;
  • 1612-1616 — постройка комплекса зданий вокруг Двора императора (Лестница императора, Зал императора, Зал четвёрки белых лошадей, Каменные комнаты и Трирские комнаты). Также были построены Апартаменты фрейлин  и фасад, выходящий на Резиденцштрассе;
  • 1613-1615 — возведены здания вокруг Фонтанного двора, включая Коридор Шарлотты и Большой коридор с оленями (не сохранился до наших дней). К северу от Резиденции заложен Дворцовый сад;
  • при Фердинанде Марии (1636-1679) произошла постройка Апартаментов супруги курфюрста, позже получивших название Папские комнаты.

Четвёртый этап строительства

Основная часть работ проделана во время правления курфюрста Карла Альбрехта (1697–1745). Он рассматривал Резиденцию как один из факторов, который поможет заполучить корону императора Священной Римской империи германской нации. Для этого Карл Альбрехт распорядился улучшить интерьеры главных залов, чтобы они поражали богатством, изысканностью и роскошью.

  • 1690-1700 — восстановление части Резиденции после пожара;
  • 1726-1730 — строительство Галереи предков;
  • 1726-1737 — постройка Роскошных комнат, Зелёной галереи и Кабинета миниатюр;
  • 1751-1755 — строительство Театра Кювилье.

Пятый этап строительства

Сразу несколько правителей Баварии внесли существенный вклад в развитие Резиденции, однако вершины роскоши и величия дворцовый комплекс достиг во время правления короля Людвига I (1825-1848). Не менее важную роль сыграл его талантливый и гениальный придворный архитектор Лео фон Кленце.

  • 1817-1822 — постройка Дворцовой школы верховой езды;
  • 1811-1825 — строительство Королевского дворцового театра и Национального театра;
  • 1826-1835 — постройка Церкви Всех Святых, Королевских покоев, Зала Нибелунгов;
  • 1835-1842 — строительство Бального зала. Сохранился только фасад здания;
  • середина XIX века — постройка летнего сада и зимнего сада (не сохранились);
  • начало XX века — появилось электрическое освещение и центральное отопление.

Резиденция становится музеем

7 ноября 1918 года король Людвиг III покидает Резиденцию после того, как Курт Айзнер провозгласил образование Свободного государства Бавария. В 1920 Резиденция становится общественным музеем. В 1944 дворцовый комплекс сильно пострадал от бомбардировок авиацией США. Из 23 000 квадратных метров полностью нетронутыми остались лишь 50. Большинство ценностей и предметов искусства были эвакуированы в безопасное место и поэтому уцелели. Сразу после окончания Второй Мировой войны начались работы по восстановлению Резиденции из руин.

Только в 1958 году первая часть Музея Резиденции, Театр Кювилье и Сокровищница открылись для посещения. Восстановление остальных залов и комнат закончили в 1979 году. Уже на следующий год приступили за постепенную реставрацию, которая продолжается до сих пор (поэтому 2-3 зала всегда закрыты для туристов).

 

Внутренние дворы Резиденции

Аптекарский двор (Apothekenhof) — старейшая часть Резиденции, именно на этом месте  был расположен Замок Нойвесте. В начале XIX века здания вокруг двора устарели, поэтому они были полностью перестроены по заказу короля Людвига I архитектором Лео фон Кленце. Одним из новых зданий стала дворцовая аптека, в которой длительный период времени работал известный немецкий химик Макс фон Петтенкофер (1818–1901), из-за чего эта часть Резиденции сейчас известна как Аптекарский двор.

Двор императора (Kaiserhof) — создан в начале XVII века при герцоге Максимилиане I. В зданиях, составляющих восточную и западную стороны двора, располагались гостевые апартаменты, сегодня известные как Трирские и Каменные комнаты, а здание с запада предназначалось для императора. Двор императора использовался только по важным церемониальным случаям.

Двор с капеллой (Kapellenhof) — узкий дворик, построенный в начале XVII века герцогом Максимилианом I. Двор берёт название от капеллы, к которой примыкает. Войти во двор можно с Резиденцштрассе через большие ворота, украшенные скульптурами львов.

Двор с гротом (Grottenhof) — прекрасный двор с живописной и натуралистичной фонтанной скульптурой «Персей, убивающий горгону Медузу» (Бенвенуто Челлини). Также двор интересен красивейшим гротом из морских ракушек, выполненный в индийском стиле.

«Пудреный» дворик (Puderhöfchen) — крошечный треугольный дворик, название которого связано с соседним помещением для напудривания париков. После реставрации «Пудреный дворик» был покрыт стеклянной крышей и закрыт для посещения.

Двор Комите (Comitéhof) — двор, расположенный перед Театром Кювилье. Ранее назывался «Орнаментированный», однако совсем недавно был переименован в честь «Комитета Кювилье» (Cuvilliés Comité) — организации, целью которой был сбор средств для восстановления Театра Кювилье. Двор покрыт стеклянной крышей.

Двор с фонтаном (Brunnenhof) — восьмиугольный двор с фронтонами, построенный во время правления герцога Максимилиана V. Использовался для проведения турниров и для въезда карет в Резиденцию. Двор получил своё название от фонтана, установленного в 1614 году в честь Оттона I Рыжего, первого баварского герцога из рода Виттельсбахов. Фонтан символически изображает четыре главные реки Баварии и украшен четырьмя фигурами античных богов, установленных вокруг бронзовой статуи герцога.

Кабинетный сад (Kabinettsgarten) — двор, появившийся как пространство между неоклассическими постройками, возведёнными после 1832 года. Этот, практический изолированный от других частей Резиденции двор, превратили в небольшой, но уютный сад.

Двор Королевских покоев (Königsbauhof) был построен в начале XIX века для короля Людвига I в соответствии с проектом архитектора Лео фон Кленце как двор, примыкающий к помещениям Королевких покоев. Ранее на этом месте находился дворцовый сад.

Кухонный двор (Küchenhof) — двор, получивший название из-за того, что когда-то здесь размещались кухни. Сейчас в этих помещениях расположены кассы музея.

Музей Резиденции. Залы и комнаты

Резиденция Виттельсбахов была впервые открыта для посетителей в 1920 году. Апартаменты, церемониальные залы и дворцовые комнаты, принадлежавшие правителям Баварии, предоставляют уникальную возможность ознакомиться с множеством разных архитектурных стилей в одном месте. Резиденция демонстрирует, как жили Виттельсбахи в прошлом и как они использовали искусство и архитектуру для выражения своей власти. За многие столетия династия собрала огромные коллекции скульптуры, живописи, фарфора, серебра, мебели и драгоценностей.

Сокровищница

Сокровищница (Schatzkammer) — собрание драгоценностей династии Виттельсбахов и символов королевской власти. Здесь хранятся монаршие шедевры, искусно выполненные церковные реликвии и потрясающие произведения ювелирного искусства.

Важнейшими экспонатами Сокровищницы являются короны баварского короля и королевы, корона английской королевы Анны Чешской (Богемской) и Статуя святого Георгия. Для туристов женского пола будет интересно взглянуть на два изысканных туалетных набора баварской принцессы — походный, в который входит 120 предметов, и домашний, состоящий из 380 предметов.

Виттельбахская сокровищница была создана герцогом Альбрехтом V в 1565 году и постоянно расширялась при его преемниках. Коллекция существенно увеличилась в конце XVIII века в связи с присоединением Курпфальца и в начале XIX века из-за конфискации имущества многих монастырей.

Антиквариум

Антиквариум (Antiquarium) — старейший и один из самых роскошных залов Резиденции. Длина зала составляет 66 метров, что делает его самым большим ренессансным залом к северу от Альп. Построен в 1568-1571 годах герцогом Альбрехтом IV для своей коллекции античных скульптур. Именно поэтому зал получил название «Антиквариум». В конце XVI века герцог Вильгельм V и его сын Максимилиан I превратили помещение в Банкетный зал. Они опустили пол, возвели помост с балюстрадой и установили камин.

Росписи на потолке и стенах Антиквариума датируются периодом его перестройки в Банкетный зал. Шестнадцать художественных росписей вдоль вершины свода аллегорически изображают Славу и Добродетель в виде сидящих женских фигур.

Своды над окнами и наличники окон украшены росписями городов, площадей, рынков и дворцов Баварского герцогства того времени. Они окружены гротеском — причудливым орнаментом, заимствованным из архитектуры античности. Бюсты и другие скульптуры, представленные в Антиквариуме, включают как подлинные работы периода классической античности, так и ренессансные копии. Многие из них составляли коллекцию Альбрехта V, остальные были добавлены в XVII-XVIII веках.

Зал императора

Зал императора (Kaisersaal) — помещение для проведения торжественных церемоний, построенное во время правления герцога Максимилиана I. Потолок зала украшен росписями. Главной сюжетной линией выступают Разум и Добродетель, которые служат двойным основанием царственного правления. Фигуры на трёх главных росписях символизируют Монархию, Мудрость и Славу. Многие изображения демонстрируют эпизоды из Библии и античной истории, которые в XVII веке служили образцами добродетельности. Эта же тема продолжается и на гобеленах работы голландского мастера Ганса ван дер Биста. Центральным украшением зала являлась не сохранившаяся порфирно-красная статуя Добродетели, которая украшала собой каминную полку. Лестница Императора соединяет одноимённый зал с внутренним двором.

 

Галерея Предков

Галерея Предков (Ahnengalerie) — художественная галерея, в которой находятся портреты 121 представителя династии Виттельсбахов, а также Карла Великого, от которого Виттельсбахи выводили свою генеалогию. Портреты искусно вставлены в позолоченные резные панели, а само помещение дополнительно украшено изящным стукко (художественная штукатурка).

Создавая эту галерею в 1726 году, Карл Альбрехт не только воздвигнул памятник предыдущим поколениям, но и привлёк внимание к широте династических связей дома Виттельсбахов. Фактор важности своей династии он использовал в качестве обоснования претензий на императорский трон. После длительной политической борьбы и тонких интриг ему удалось добиться осуществления своих замыслов — в 1742 году Карл Альбрехт был коронован во Франкфурте-на-Майне как император Священной Римской империи под именем Карл VII.

Кабинет фарфора

Кабинет фарфора (Porzellankabinett) — экспозиция изящного фарфора из Мейсена, Севра, Нимфенбурга и Франкенталя. Помещение было создано Карлом Альбрехтом и предназначалось для хранения родовых сокровищ Виттельсбахов, которые выполняли ту же функцию, что и Галерея Предков. То есть, служили напоминанием о величии династии и обоснованию претензий на императорский трон. Драгоценные сосуды, ювелирные украшения, короны и инсигнии (знаки монаршей власти) отражались в зеркалах, создавая впечатление бесконечного великолепия. В XVIII веке большие зеркала являлись одним из самых дорогих предметов роскоши.

Со временем, сокровища Виттельсбахов существенно увеличились и помещение стало для них слишком маленьким. Поэтому здесь поместили коллекцию фарфора. Зеркала многократно и причудливо отражают комнату и саму коллекцию, зрительно искажая и увеличивая комнату.

Королевские покои

Королевские покои (Königsbau) — комнаты для проживания королей Баварии. Когда курфюрст Максимилиан Йозеф IV стал первым королём Баварии (1806 год), в Резиденции не было покоев, соответствующих новому высокому титулу. Поэтому он начал перестройку некоторых помещений, но только его сын, король Людвиг I, после восхождения на трон построил новое здание — Кёнигсбау (Королевские покои). Увлечение Людвига Италией и Возрождением определило стиль здания и, в особенности, его фасада, который был спроектирован архитектором Лео фон Кленце по образцам Палаццо Питти и Палаццо Ручеллаи во Флоренции. Первый камень в фундамент Кёнигсбау был заложен в 1826 году, а последние работы были завершены в 1835.

Людвиг хотел, чтобы фасад Королевских покоев был обращён к городу и был виден простым людям. Король гордо заявлял: «Свет в моем окне всегда зажигается первым. Когда я выглядываю из окна и смотрю на Макс-Йозеф-Платц утром, я вижу, как огоньки один за другим зажигаются в домах моих подданных». Людвиг позволил мюнхенцам даже посещение Кёнигсбау в те дни, когда королевская чета была в отъезде. Этим жестом он хотел приблизить монархию к народу.

Людвиг лично выбирал темы для настенной росписи Королевских покоев. Его комнаты украшены изображениями на темы древнегреческой поэзии, а покои супруги — эпизодами из поэм немецких авторов. Архитектор Королевских покоев Лео фон Кленце, выдающийся представитель неоклассицизма, спроектировал каждую деталь апартаментов, включая стены и мебель, в едином стиле. Вся мебель была изготовлена местными краснодеревщиками и резчиками.

Зал Геркулеса

Зал Геркулеса (Herkulessaal) — концертный зал, расположенный в северном крыле Резиденции. В далёком прошлом помещение служило Тронным залом. Название происходит от огромных гобеленов, изображающих 12 подвигов античного героя Геркулеса. Герцог Альбрехт V заказал их в 1565 году для загородной резиденции в Дахау.

Зал Геркулеса известен прекрасной акустикой. Именно поэтому здесь дают концерты такие известные коллективы, как Оркестр Баварского радио, Мюнхенский симфонический оркестр и Баварский государственный оркестр. Иногда проходят выступления джаз- и поп-исполнителей.

Театр Кювилье

Театр Кювилье (Cuvilliés Theater) — театр, построенный придворным архитектором Франсуа Кювилье старшим для курфюрста Максимилиана Йозефа III в 1751-1755 годах. Изначально предназначался исключительно для курфюрста и его придворных. Здесь было дано множество роскошных театральных постановок и спектаклей, включая премьеру оперы Амадея Моцарта «Идоменей» в 1781 году.

Здание театра было полностью уничтожено бомбардировкой 18 марта 1944 года. После войны на его месте был возведён Новый театр Резиденции. Всё, что осталось от старого Театра Кювилье — расписанные деревянные резные панели и некоторые украшения балконов и лож, которые заранее были вывезены в безопасное место. Без сомнения, Театр Кювилье являлся не только главным произведением баварского рококо, но и одним из выдающихся памятников архитектуры всей Европы.

Апартаменты курфюрста

Апартаменты курфюрста (Kurfürstenzimmer) — богато украшенные комнаты, в которых проживал курфюрст (правитель Баварии) с супругой. До 1599 года в этих комнатах была размещена библиотека. Позже в них проживали наследники правящего курфюрста до момента обретения ими всей полноты власти и переезда в Королевские покои. Курфюрст Максимилиан III Йозеф изменил традиции, поскольку продолжал жить в этих комнатах со своей супругой Марией-Анной и после того, как стал курфюрстом в 1745 году. На следующий год он расширил и модернизировал апартаменты, чтобы они отвечали высокому уровню церемониальных мероприятий.

Апартаменты курфюрста были уничтожены в годы Второй мировой войны. Некоторые произведения искусства и часть настенных панелей удалось спасти, что позволило в дальнейшем реконструировать первоначальный интерьер комнат. Однако большинство предметов мебели и значительное число представленных сегодня картин не были частью оригинального интерьера.

Комнаты Шарлотты

Комнаты Шарлотты (Charlottenzimmer) — комнаты, в которых проживала София Шарлотта Августа Виттельсбах (1848–1897), красивая и образованная девушка с несчастливой судьбой. В начале XVII века на этом месте был коридор, соединяющий новопостроенные секции Резиденции со старым замком Нойвесте. Герцог Максимилиан I перестроил коридор в комнаты для гостей. Два века спустя комнаты для гостей были переделаны для принцессы Софии.

 

Зал четвёрки белых лошадей

Зал четвёрки белых лошадей (Vierschimmelsaal) — зал, где герцог обедал вместе с высокими сановниками и семьёй. По таким случаям стены украшались прекрасными гобеленами.

Зал, построенный в 1614 году, получил своё название от росписи, когда-то украшавшей центр потолка. Роспись изображала Аполлона в солнечной колеснице, запряжённой четырьмя белыми лошадьми. Вокруг колесницы Аполлона были нарисованы шесть известных на то время планет, каждую из которых символизировал бог из античного пантеона. Человеческие занятия, пользующиеся защитой и покровительством богов, изображены на картинах фламандского художника Паоло Фьямминго. Эти картины не были частью оригинального интерьера — первоначально стены зала были покрыты панелями, имитирующими мрамор и известными как скальола (scagliola).

Залы Нибелунгов

Залы Нибелунгов (Nibelungensälе) — три больших и два малых зала, занимающие первый этаж западного крыла Королевских покоев. Их украшение король Людвиг I доверил архитектору Лео фон Кленце, который в свою очередь опирался на итальянские образы.

Настенные росписи залов были выполнены в середине XIX века и изображают сцены из «Песни о Нибелунгах» — героического эпоса немецкого народа, записанного предположительно в 1200 году. Это первые монументальные картины по мотивам этого средневекового произведения, которое в XIX веке стало для страны воплощением германской эпической поэзии. Главные герои «Песни о Нибелунгах» изображены в первом зале. В следующих трёх последовательно изображены основные события эпоса — женитьба Зигфрида на сестре короля Кримхильде, его убийство Хагеном и кровавая месть Кримхильды. Росписи в последней комнате изображают сцены оплакивания погибших Нибелунгов. Залы Нибелунгов, как и Королевские покои, по желанию Людвига I были открыты для широкой публики.

Чёрный зал

Чёрный зал (Schwarzer Saal) был создан в конце XVI века во время правления Вильгельма V, но своё название получил позже — в 1623, когда герцог Максимилиан I установил в зале порталы с отделкой, имитирующей чёрный мрамор. Раньше же комната называлась Залом перспективы из-за соответствующей росписи на потолке, созданной Гансом Верлем в 1602 году. С помощью картины художник попытался создать иллюзию того, что комната является более высокой, чем на самом деле (такое впечатление возникает только, если встать точно в центре зала).

Чёрный зал являлся первым в Германии примером заимствования итальянской практики создания архитектурных иллюзий путём особой техники росписи потолка. Таким образом, работа Верля стала предвестником барокко в южной Германии. Роспись была выполнена масляными красками на холсте и прикреплена к потолку деревянными рамами. После разрушения Чёрного зала во время Второй мировой войны, Карл Маннингер восстановил оригинальную роспись, используя, однако, иную технику росписи — прямое нанесение красок на сухую штукатурку.

Папские комнаты

Папские комнаты (Päpstliche Zimmer) — богато украшенные комнаты, в которых, начиная с середины XVII века проживали супруги четырёх поколений баварских правителей. Созданы Генриеттой Аделаидой Савойской, приказавшей перестроить апартаменты своей свекрови в стиле позднего барокко, используя сюжеты и темы, связанные с Турином (город её рождения и юности). Название «Папские» комнаты получили после того, как в 1782 году в них останавливался папа Пий VI.

Последним, кто занимал эти комнаты, была Мария-Амалия — супруга курфюрста, а со временем и императора, Карла Альбрехта. Она использовала помещения с 1730 по 1756 годы и обставила их новой мебелью в стиле рококо, не меняя интерьера в целом. Перестройка в XIX веке и бомбардировки Второй мировой войны в значительной мере уничтожили величие и роскошь этих комнат. Например, Кабинет сердец (Herzkabinett), названный так из-за потолочных росписей, изображающих культ сердец, пострадал во время войны настолько серьёзно, что стала возможна только частичная его реконструкция.

Каменные комнаты

Каменные комнаты (Steinzimmer) — ряд комнат, которые в XVII веке были самыми большими и важными помещениями в Резиденции. Название они получили из-за наличия в их интерьере большого количества мрамора и его разнообразных имитаций.

Каменные комнаты расположены в той части территории Резиденции, застройка которой началась по приказу герцога Максимилиана I в 1611 году. Помещения не предназначались для самого герцога — в них должен был останавливаться император Священной Римской империи и его супруга во время своих визитов в Мюнхен. Только в таких случаях в комнатах устанавливалась мебель, а стены украшались гобеленами.

Среди наиболее красивых предметов мебели выделяется необычный богато украшенный стол со вставками из полудрагоценных камней. Его столешница была заказана у флорентийских мастеров в 1623 году в честь превращения Баварии в курфюршество (государство, правители которого имели право избирать императора). Главной особенностью стола являются четыре крупные и восемь меньших панелей из массива ляпис-лазури, украшенного золотом. Эти чрезвычайно дорогие панели окружают баварский герб в центре стола и монограмму «МЕ» (инициалы Максимилиана и его супруги Елизаветы).

Сегодня наиболее важное украшение Каменных комнат — серия из десяти гобеленов, изображающих героические деяния Отто Виттельсбаха, первого баварского герцога из рода Виттельсбахов. Гобелены были созданы в 1604-1611 годах по заказу герцога Максимилиана I голландским мастером Гансом ван дер Бистом по эскизам придворного художника Петера Кандида. Максимилиану I принадлежало более 300 гобеленов, но в дворцовых инвентарных книгах серия гобеленов про деяния Отто Виттельсбаха всегда значилась первой из-за своей особой материальной, художественной и исторической ценности.

Трирские комнаты

Трирские комнаты (Trierzimmer) — гостевые комнаты, построенные в начале XVII века в восточном крыле Резиденции. Получили название в честь Клемента Венцеслава Саксонского, архиепископа Трирского, который часто гостил в Резиденции и занимал эти комнаты.

Начиная с 1611 года, по приказу герцога Максимилиана I было возведено четыре здания вокруг Двора императора. Апартаменты для наиболее важных гостей размещались на верхних этажах. Комнаты в западном крыле, выходящие на Резиденцштрассе, были зарезервированы для императора и его супруги. Комнаты в восточном крыле предназначались для членов императорской семьи и высокопоставленных придворных. Если во дворце не принимали гостей, комнаты использовались для проведения встреч и совещаний, что отображено на потолочных росписях. Почти во всех комнатах потолок покрыт резными деревянными панелями, обрамляющими картины придворного художника Питера де Витте, более известного как Петер Кандид.

Стены Трирских комнат не имели постоянных украшений. Только когда в Резиденцию приезжали гости, расставлялась мебель, а стены завешивались дорогими гобеленами. Сегодня в комнатах выставляются разнообразные произведения искусства и ремесёл, главным образом, гобелены и мебель XVII века.

Церковь Всех Святых

Церковь Всех Святых (Allerheiligen-Hofkirche) — церковь, построенная в 1826-1837 годах архитектором Лео фон Кленце по заказу короля Людвига I. Сегодня церковь используется как концертный зал.

Идея постройки возникла у Людвига I в 1823 году во время его пребывания в Палермо. После посещения ночной мессы в местной дворцовой капелле, построенной в смешанном норманно-византийском стиле, он был настолько впечатлён, что заявил: «Именно такую церковь я хочу у себя во дворце!». При постройке Лео фон Кленце взял за основу Собор святого Марка (Венеция), выполненный в византийском стиле, но привнёс элементы античного зодчества.

Первоначально своды и апсиды церкви были украшены фресками на золотом фоне. Их сюжеты охватывали Ветхий и Новый Заветы от создания Вселенной до Воскресения и Вознесения Христова. Пол был выложен цветным мрамором, а стены покрыты штукатуркой, имитирующей мрамор. Остатки штукатурки можно и сегодня увидеть на входной стене. Галереи поддерживались колоннами из красного мрамора. Для участия в мессе король мог попасть на галерею прямо из Резиденции, а обычные верующие — через портал на восточном фасаде, который был выполнен в романо-готическом стиле.

Церковь приобрела особенное значение ещё и потому, что была первым церковным строением, воздвигнутым в Баварии с 1803 года после конфискации имущества Церкви.

Роскошная капелла

Роскошная капелла (Reiche Kapelle) — небольшая капелла, освящённая в 1607 году. Место для уединённых молитв герцога Максимилиана I и его супруги. Именно в этой капелле хранилась бесценная коллекция церковных реликвий курфюрста.

Для католической Церкви реликвии и мощи были неизмеримо более ценны, чем золото или драгоценные камни, поскольку святые, связанные с той или иной реликвией, считаются посредниками между людьми и Богом. Данный факт и чудодейственные свойства, приписываемые реликвиям, сделали капеллу духовным центром всей Резиденции.

Роскошная капелла украшена особенно богато в соответствии со своей исключительной важностью. Пол выложен цветным мрамором и полудрагоценными камнями. Позолоченный рельеф на голубом фоне, напоминающем ляпис лазурь, украшает потолок. Инициалы «М» и «Е» на потолке обозначают Максимилиана I и Елизавету Лотарингскую. С центра потолка свисает светильник с цветными стёклами. Стены выложены разноцветными панелями стукко, отполированными до блеска, чтобы напоминать мрамор (такой материал называется «скальола»).

Дворцовая капелла

Дворцовая капелла (Hofkapelle). Построена в начале XVII века для герцога и его супруги в рамках проекта по масштабной перестройке и расширению Резиденции, предпринятого Максимилианом І. Набожный Максимилиан I посещал мессы ежедневно. Придворные молились в капелле внизу, в то время как герцог и его семья сидели в галерее, в которую можно было попасть из их спален.

Дворцовая капелла посвящена Деве непорочного зачатия. Наверняка это был личный выбор Максимилиана, поскольку он к тому времени уже выбрал Деву Марию в качестве святого покровителя и заступника династии Виттельсбахов и всей Баварии. Великолепный высокий алтарь, созданный предположительно Гансом Крумпером, также сконцентрирован на образе Девы Марии. Центральная фреска алтаря была создана в 1600 году и изображает Деву восседающей в облаках в окружении ангелов. Роспись вверху изображает Троицу.

Дворцовый сад

Дворцовый сад (Hofgartern) был заложен герцогом Максимилианом I в 1613 году параллельно с реконструкцией и расширением Резиденции. Сад находился за рвом, который в то время окружал бóльшую часть Резиденции. В нём было множество круговых дорожек (так называемых tempietti), аллей, засаженных шелковицей, фонтанов, аркад, изгородей, украшенных орнаментами и других декоративных элементов.

В центре сада расположен Павильон богини Дианы, построенный в 1615 году. От его восьми арок во все стороны расходятся дорожки, определяя, таким образом, общую планировку сада. Павильон увенчан монументальной бронзовой копией статуи Tellus Bavarica, которая символизировала собой богатства баварской земли — зерно, дичь, воду и соль. Статуя была отлита Хубертом Герхардом в конце XVI века, а в 1616 году по приказу герцога Максимилиана I была перемещена в садовый павильон из другого сада Резиденции. Сегодня оригинал скульптуры размещён в одном из коридоров дворцового комплекса с целью уберечь его от негативных погодных условий.

Дворцовый сад несколько раз подвергался перепланировке в соответствии с господствующими в то или иное время вкусами. Восстановительные работы, начатые после Второй мировой войны, воссоздали планировку сада, существовавшую в 1776 году.

Комнаты дворцового сада

Комнаты дворцового сада (Hofgartenzimmer) — вторая часть комнат, построенных Максимилианом I на месте более древних построек. Сейчас в этих комнатах собраны предметы интерьера разных эпох, перемещённые из Покоев дворцового сада. В первых трёх комнатах можно познакомиться с предметами, принадлежавшими первому королю Баварии и его семье, что даёт некоторое представление о том, как жили особы королевского происхождения в начале XIX века. В остальных шести комнатах выставлены предметы искусства и мебель XVIII-XIX веков. Сами же Покои дворцового сада, выходящие на Дворцовый сад, были уничтожены в годы Второй мировой войны.

Зимний сад

Зимний сад (Wintergarten) — оранжерея, построенная в 1869 году на крыше Банкетного зала в северной части Резиденции по заказу «сказочного короля» Людвига II. Сводчатая конструкция длинной почти 70 метров из металлических балок была спроектирована придворным архитектором Эдуардом Риделем. Под 10-метровым стеклянным куполом придворный садовник Карл фон Эффнер создал экзотический сад с роскошной тропической растительностью, прудом и водопадом.

Для Зимнего сада были созданы садовые конструкции в восточном стиле, названные «Мавританская беседка» и «Индийский королевский шатёр», а также две визуально расширяющие пространство панорамные картины «Индийский дворец» и «Гималайские горы», которые можно было заменять по настроению. Зимний сад, который должен был переносить посетителя в сказочный мир «Тысячи и одной ночи», был разобран в 1897 году, через 13 лет после смерти Людвига II.

Роскошные комнаты

Роскошные комнаты (Reiche Zimmer) — наиболее богато отделанные меблированные комнаты во всей Резиденции. Спроектированы и построены архитектором Франсуа Кювилье в годы правления курфюрста Карла Альбрехта. Роскошь этих апартаментов должна была помочь Карлу Альбрехту в обосновании претензий на императорский трон. Кювилье спроектировал не только сами помещения, но и меблирование, и элементы интерьера, включая резные панели стен и потолочную лепнину. Опираясь на мастерство других художников, ему удалось создать уникальные интерьеры, сами по себе являющиеся произведениями искусства.

В Палате для аудиенций (Audienzzimmer) курфюрст, стоя под красным бархатным навесом, принимал иностранных послов в присутствии всего своего двора.

В Зелёной галерее (Grüne Galerie) дважды в неделю проходили торжественные собрания, куда курфюрст приглашал отдельных придворных. По таким случаям, в Галерее зажигали сотни свечей, свет от которых отражался в больших зеркалах и позолоте на стенах, усиливая торжественный эффект. Зелёная галерея была названа так из-за увешанных зелёным шёлком стен.

Помещение также использовалось в роли картинной галереи. Полотна в роскошных позолоченных рамах расположены в три ряда рядом с высокими зеркалами. Курфюрст Карл Альбрехт лично выбирал картины из богатой коллекции семьи Виттельсбахов. Они включали работы высочайшего качества, но со временем некоторые были перемещены в другие места, например, в Старую Пинакотеку.

В Палате конференций (Konferenzzimmer) курфюрст Карл Альбрехт проводил политические или личные беседы. Только особам самых высоких рангов или ближайшим родственникам было позволено посещать курфюрста в его «Тайном кабинете». Поскольку согласно дворцовому этикету комната занимала более высокое место, чем остальные приёмные, её интерьер было особенно богатым. 

Как указано в одном из дворцовых документов, Государственная спальня (Paradeschlafzimmer) служила «только для показа, но не для успокоения и отдыха». Спальня не использовалась по прямому назначению, а предназначалась только для демонстрации богатства и роскоши монарха. Государственная спальня появилась в Резиденции в подражание французскому королевскому двору, однако курфюрст Карл Альбрехт не захотел принять основной цели, которую она выполняла во французском придворном этикете. А именно — во Франции утреннее пробуждение монарха и его вечерний отход ко сну приобрели форму публичного проявления монаршей власти, известные как levee и couchee соответственно.

Государственная спальня, исходя из её важности, была обставлена особенно дорогой и роскошной мебелью. Так, лакированную мебель по заказу курфюрста Карла Альбрехта изготовили лучшие парижские краснодеревщики Бернард Ванрисамбур и Антуан-Робер Годре.

Крохотная комнатка Кабинет миниатюр (Miniaturenkabinett) — последняя из Роскошных комнат. Большое зеркало на задней стене комнаты имеет пару с противоположной стороны, в Зелёной галерее. Зеркала создают впечатление, что последовательность комнат тянется бесконечно в двух направлениях. Украшения Кабинета миниатюр особенно изысканны. Прекрасная резьба, в остальных комнатах позолоченная, здесь покрыта красным лаком, который был тогда крайне сложен и дорог в производстве. 129 миниатюр голландских, французских и немецких мастеров XVI-XVIII веков вделаны в панели.

Главные экспозиции Резиденции

Коллекция фарфора

Коллекция содержит не только произведения искусства, созданные на Королевской мануфактуре в Нимфенбурге, но и изделия других известных фабрик, таких как Севрская во Франции или Королевская в Берлине. Главным экспонатом является знаменитый Ониксовый сервиз, созданный на Нимфенбургской мануфактуре по заказу короля Людвига I. Сервиз включает 717 предметов, на производство которых ушло 13 лет. Все предметы имеют фиолетовый фон, имитирующий цвет полудрагоценного камня оникса.

Другая удивительная часть Коллекции фарфора — тарелки. Некоторые из них украшены сценами из немецкого средневекового эпоса «Песнь о Нибелунгах», изображениями прекрасных женщин в народных костюмах и пейзажными видами Баварии.

Одна из комнат Коллекции особенно интересна тем, что в ней размещены репродукции картин Старой Пинакотеки. Репродукции были заказаны королём Людвигом I в 1827 году. В то время фарфор ценили за его долговечность. Именно это и стало причиной королевского заказа — монарх считал, что «копии наиболее прекрасных картин, выполненные на фарфоре, будут сохранены для следующих поколений, в то время как оригиналы падут жертвами неумолимого времени». К счастью, Людвиг I сильно ошибся. Отметим, что производство фарфоровых картин требовало высокого мастерства. Например, краски, наносимые на фарфор, меняли свой цвет во время обжига, поэтому мастера не могли видеть результат своих усилий до окончания всего процесса.

Особенной ценностью является восточноазиатская часть коллекции, которая содержит более 500 фарфоровых предметов и некоторое количество лакированных изделий. Большинство из них были приобретены курфюрстом Максимилианом II Эммануелем на рубеже XVII и XVIII веков. К наиболее древним предметам относятся бело-голубые фарфоровые чаши и тарелки, созданные в Китае в конце XVI века.

Также экспонируются фарфоровые изделия имари (японский фарфор, отличающийся особой красотой). В начале XVIII века он был настолько популярен в Европе, что китайские ремесленники начали копировать и экспортировать его в больших количествах. В Европе качественный фарфор начали производить в 1708 году в Мейсене (Германия), и с тех пор интерес к китайскому и японскому фарфору угас.

Коллекция европейской миниатюры Ноттбомов

Клаус и Хельга Ноттбомы собрали огромную коллекцию миниатюр XVI–XIX веков (период, когда искусство миниатюры переживало расцвет; впоследствии распространение фотографии постепенно вытеснило его). Коллекция содержит преимущественно портреты, но есть натюрморты и пейзажи. Техника исполнения также очень разнообразна — от акварели (по пергаменту и слоновой кости) до масла или эмали (по серебру и меди).

Коллекция серебра

Коллекция содержит серебряные изделия, использовавшиеся в ежедневном быту, однако даже такие обычные предметы имеют высокую материальную и художественную ценность. Ранее все экспонаты являлись частью государственной казны, и во времена финансовых трудностей их переплавляли в монеты. Также старые сервизы часто переплавлялись для производства более модных и современных.

Во время Тридцатилетней войны шведские войска пытались вывезти часть коллекции, но корабль, на котором интервенты перевозили серебро Виттельсбахов, затонул на реке Инн возле Мюльдорфа в 1648 году. Через несколько лет почти весь груз удалось поднять со дна реки. В начале XIX века коллекция существенно пополнилась за счёт конфискации церковного имущества епископов Бамберга и Вюрцбурга, а также богатств правителей Курпфальца, территории которого присоединили к Баварии.

Главное богатство коллекции — серебряный сервиз короля Максимилиана Йозефа из 502 предметов, созданный в 1807-1809 годах двумя известными парижскими ювелирами Мартином-Гийомом Бьенне и Жаном-Батистом-Клодом Одио. Этот выдающийся сервиз, выполненный в неоклассической манере, первоначально предназначался для двора короля Вестфалии Жерома, младшего брата Наполеона Бонапарта.

Всего коллекция содержит более 3,5 тысяч предметов и является одной из лучших в Европе. В основном она включает предметы XVIII-XIX веков, поскольку лишь очень небольшое количество предметов более ранних эпох сохранилось до наших дней.

Коллекция церковных одеяний

В Зале церковных одеяний экспонируется одежда священнослужителей и другие текстильные вещи, используемые в церковной практике XVI-XIX веков. В начале XVII века курфюрст Максимилиан I приобрёл в Италии большее количество ценных тканей, включая вышитые золотом. В королевских мастерских из этих тканей сшили несколько наборов церковных одеяний, которые использовались во время служб в Дворцовой капелле и Роскошной капелле. Коллекция сильно пополнилась в 1803 году за счёт церковных одеяний, конфискованных после закрытия монастырей в Южной Германии.

Коллекция церковных реликвий

Не только мощи святых, но и тесно связанные с ними вещи и предметы, почитались как реликвии. Коллекция начала собираться в годы контрреформации (движение, направленное на борьбу с протестантизмом). В 1577 году папа Римский даровал герцогу Вильгельму V право собирать реликвии. Сын Вильгельма, Максимилиан I, расширил коллекцию и поместил раки с мощами в Роскошной капелле. До XIX века эти реликвии считались самой ценной частью дворцовых богатств. До наших дней сохранилось около 60 рак, созданных в 1590-1640 годах выдающимися мюнхенскими и аугсбургскими мастерами.

Музей монет

Одно из крупнейших в мире собраний монет и медальонов. Коллекционировать их начал ещё герцог Альбрехт V в 1570 году. Курфюрст Карл II Теодор (1724-1799), во время правления которого объединились Бавария и Пфальц, собрал воедино и коллекции обоих владений. Существенно расширилась коллекция в годы наполеоновских войн за счёт конфискации монастырского имущества.

Сегодня Музей насчитывает более 300 тысяч монет, банкнот и медальонов от античности до наших дней, являясь одной из крупнейших монетных коллекций в мире. Музейные экспонаты позволяют проследить развитие монетного дела Европы от древности до XX века. Здесь представлены монеты греков, кельтов, римлян, значительное собрание средневековых монет и большая коллекция современности, включая Исламские государства и страны Дальнего Востока. Отдельную часть коллекции составляют резные изделия из камня — геммы и камеи. В последнее время музей пополняется кредитными картами.

ГРАФИК РАБОТЫ

 
  24 марта — 21 октября   22 октября — 23 марта
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
09:00 — 18:00
09:00 — 18:00
09:00 — 18:00
09:00 — 18:00
09:00 — 18:00
09:00 — 18:00
09:00 — 18:00
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
10:00 — 17:00
10:00 — 17:00
10:00 — 17:00
10:00 — 17:00
10:00 — 17:00
10:00 — 17:00
10:00 — 17:00

СТОИМОСТЬ БИЛЕТОВ

7 евро — Музей Резиденции
7 евро — Сокровищница
11 евро — Музей Резиденции + Сокровищница
13 евро — Музей Резиденции + Сокровищница + Театр Кювилье
3,5 евро — Театр Кювилье

beenhereАДРЕС

Мюнхен, Residenzstraße 1

location_onНА КАРТЕ МЮНХЕНА