Церковь Иль-Джезу

Иль-Джезу (итал. Il Gesù) — главная церковь Ордена иезуитов в Риме, в которой похоронен его основатель, Игнатий Лойола. Полное название достопримечательности — Церковь святого имени Иисуса (Chiesa del Sacro Nome di Gesù).

содержание:
История постройки
Архитектура
План-схема
Главный алтарь
Капеллы
Фотогалерея
Практическая информация:
график работы
входной билет
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

Постройка Иль-Джезу

Церковь для Ордена иезуитов была задумана ещё в 1551 году, когда Игнатий Лойола решил построить в Риме соборный храм для своего ордена. В 1554 году Микеланджело представил кардиналу план постройки, однако его вариант был отклонён и остался лишь на бумаге. Спустя несколько лет, в 1561 году при поддержке кардинала Фарнезе, архитектор Джакомо Бароцци да Виньола приступил к работе уже по своему проекту. В ходе строительства к разработке фасада был привлечён известный архитектор Джакомо Делла Порта, который после смерти Виньолы выполнял заключительные работы.

Строительство Иль-Джезу началось в 1568 году, а через 16 лет она была освящена и стала действующей титулярной соборной церковью Ордена Иезуитов в Риме. К середине XVIII века Орден имел в Европе значительное политическое влияние и огромное богатство. Используя свои связи с влиятельными членами королевских семей, иезуиты часто вмешивались в государственные дела европейских стран с целью укрепления влияния. В итоге оппозиция к иезуитам, состоящая из нескольких монархических домов, вынудила Папу Климента XIV в 1773 году упразднить Орден. Это привело к тому, что Церковь Иль-Джезу была лишена многих своих богатств. Только в 1814 году Папа Пий VII разрешил дальнейшее существование Ордена, после чего сооружения было возвращено иезуитам.

 

Архитектура Иль-Джезу (Рим)

Простой фасад, спроектированный в смешении барокко и Возрождения, выполнен Джакомо Делла Порто. Архитектурный стиль сооружения говорит о несомненном влиянии Микеланджело на творчество своего талантливого ученика. Фасад на двух уровнях с коринфскими полуколоннами и пилястрами соединяет снаружи и внутри неравные высоты нефа и боковых капелл. Чтобы согласовать эту разницу архитектор использует изогнутые стойки и спирали на концах верхнего яруса, маскируя неправильный профиль фасада и визуально соединяя его два уровня. Подчёркивая главный портал, Делла Порто «ломает» антаблемент и выдвигает на один шаг к площади всю центральную часть здания. По сторонам главного входа установлены полуколонны, поддерживающие треугольный фронтон. Картуш над главным входом украшен монограммой Иисуса, а в двух боковых нишах расположены статуи святых Игнатия Лойолы и Франциска Ксаверия, установленные в XVII веке. Аскетичный фасад и минимальное количество архитектурных украшений полностью соответствует строгим канонам Ордена иезуитов.

Внутреннее пространство Церкви Иль-Джезу (Рим) оформлено позолоченной лепниной, а восьмиугольный купол расписан фреской Джованни Баттиста Гаулли «Триумф имени Иисуса». Эта роспись, изображающая многих пророков, евангелистов и учителей святой Церкви, считается уникальной из-за достигнутого визуального эффекта объёмности. Если смотреть на фреску, создаётся впечатление о наличии рельефов и выпуклостей, хотя в действительности изображены плоские живописные фигуры. Автором потолочной лепнины и декора является скульптор Антонио Рагги.

План-схема

 

Главный алтарь

Находится на неоготическом постаменте, был обновлён в XIX веке Антонио Сарти. Четыре колонны из жёлтого мрамора были размещены так, чтобы сформировать своеобразную триумфальную арку. Венчает колонны треугольный фронтон с монограммой Иисуса Христа, расположенной по центру в обрамлении ангелов. Алтарная картина «Обрезание» художника Алессандро Капальти, выдвигается с помощью специального механизма и открывает взору статую святого Сердца.

Ризница, разработанная Джироламо Райнальди, является одной из крупнейших и самых величественных ризниц Рима. У входа в вестибюль на синем фоне потолка можно увидеть символ иезуитов — позолоченную монограмму «IHS», аббревиатуру имени Иисуса, которая включена в светлое солнце. В центре находится фреска флорентийского мастера Агостино Чампелли «Поклонение Блаженного», а немного выше — роспись со сценами из «Страстей Христовых», предположительно работы Джованни Ланфранко Пармы. Вдоль стен установлены большие деревянные шкафы, украшенные статуями двенадцати апостолов.

Капеллы Иль-Джезу

Капелла святого Игнатия (Capella di sant’Ignazio) воздвигнута по проекту члена Ордена иезуитов Андреа Поццо, который и победил на публичном конкурсе в 1695 году. Две пары высоких композитных колонн, увенчанных сломанными дугами с обеих сторон, являются своеобразным обрамлением для размещённой на пьедестале из мрамора и позолочённой бронзы монументальной статуи святого  Игнатия. Оригинальная статуя работы Пьера Ле Грос II не сохранилась, так как была расплавлена во времена французской оккупации в 1798 году. Её копию изготовили в XIX веке в студии Антонио Канова (вероятно мастер Адам Тадолини). Ниша, где находится статуя (как и в случае с главным алтарём) оснащена специальным механизмом, который выдвигает алтарное полотно Андреа Поццо с изображением святого Игнатия, получающего от воскресшего Иисуса знамя с монограммой его имени. Ежедневно в 17:30 полотно в центре алтаря опускается вниз и перед зрителями открывается богато украшенная ниша со скульптурами из серебра.

Алтарь капеллы декорирован лазуритом, полудрагоценными камнями и несколькими видами цветного мрамора. Под алтарём установлена урна с мощами святого Игнатия, которая изготовлена Алессандро Альгарди из золочённой бронзы. На нижнем торце находятся две группы статуй олицетворяющих Религию, которая отравляет Ересь и Веру, побеждающую Идолопоклонство.

 

Капелла святой Троицы (Cappella della Santissima Trinità). Здесь находится полотно Франческо Бассано Младшего «Святая Троица», в честь которой и названа капелла. В реликварии на алтаре хранится правая рука святого Андреа Боболи, польского иезуита-мученика, который в 1657 году во время войны России с Речью Посполитой был схвачен украинскими казаками и подвергнут зверским пыткам. Канонизирован Андреа Боболи Папой Пием XI в 1938 году.

Капелла святого Семейства (Cappella della Sacra Famiglia) посвящена Рождеству и оформлена картинами небесного празднования Рождества Христова, с изображением пророков Давида, Исаии, Захария, а также сценами «Объявление пастухов» и «Избиение младенцев». Четыре статуи, находящиеся у торцевой стены капеллы, символизируют Целомудрие и Рассудительность (справа), а также Стойкость и Справедливость (слева). Напротив установлены четыре могилы семейства Черри, которые были покровителями капеллы.

Капелла Мадонны (Cappella della Madonna della Strada). Название происходит от находящейся здесь фрески Мадонны, почитаемой как чудотворной, предположительно датируемой второй половиной XIII века. Первоначально фресковая картина Мадонны на деревянной табличке была расположена в маленькой церкви Альтиери. Купол капеллы расписан фресками Уэлса с ангелами, играющими на трубах, а пол покрыт редким мрамором с золочёнными бронзовыми звёздами. Оформлением капеллы занимался Джузеппе Валериано. На стенах в деревянных панелях находятся картины, представляющие сцены из жизни Богородицы, а чуть ниже, на чёрном мраморе выгравированы слова из Ветхого и Нового Заветов.

Капелла святого Франческо Борджиа (Cappella di san Francesco Borgia) посвящена вице-королю Каталонии, который овдовев, отказался от своего герцогского титула и привилегий, чтобы войти в Орден иезуитов. Впоследствии он стал третьим генералом Ордена и был канонизирован Папой Климентом X в 1671 году. Алтарь украшен картиной Андреа Поццо «Святой Франческо Борджиа в молитве». Две бронзовые фигуры апостолов установлены по бокам алтаря, а фрески на стенах принадлежат таким известным живописцам как Помаранцио и Пьер Франческо Мола. Сбоку от входа расположены четыре мраморных надгробия, установленных во второй половине XIX века и принадлежащих семье маркиза Феррари.

Капелла святого Франциска Ксаверия (Cappella di san Francesco Saverio) построена по проекту Пьетро да Картона по заказу епископа Джованни Франческо Негрони. Пьетро да Картона приподнял пол капеллы и окружил её четырьмя колоннами из красного мрамора с коринфскими капителями. Внутри капелла расписана фресками, представляющими Франциска Ксаверия, подхваченным ангелами для вознесения на небеса. Алтарная картина, на которой изображён святой Франциск, умирающий на острове Шанчуань, где он находился с проповеднической миссией, является работой великого мастера XVII века Карло Маратта. Рялдом с алтарём находится серебряный реликварий, который хранит правое предплечье святого.

 

график работы

 
  церковь   camere di Sant’Ignazio
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
07:00 — 12:30, 16:00 — 19:45
07:00 — 12:30, 16:00 — 19:45
07:00 — 12:30, 16:00 — 19:45
07:00 — 12:30, 16:00 — 19:45
07:00 — 12:30, 16:00 — 19:45
07:00 — 12:30, 16:00 — 19:45
07:00 — 12:30, 16:00 — 19:45
пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
16:00 — 18:00
16:00 — 18:00
16:00 — 18:00
16:00 — 18:00
16:00 — 18:00
16:00 — 18:00
16:00 — 18:00

входной билет

бесплатный вход для всех категорий посетителей

beenhereадрес

Рим, Via degli Astalli 16

location_onна карте Рима