Палаццо Консерватори
Палаццо Консерватори (итал. Palazzo dei Conservatori) — дворец XV века, в котором размещена уникальная коллекция греческих и римских скульптур Античности, а также картинная галерея Капитолийская Пинакотека. Палаццо Консерватори входит в комплекс Капитолийского музея.
Здание построили в XV веке для проведения заседаний сенаторов одной из главных магистратур Рима. Прежде на этом месте находились судебные органы, называвшиеся «Conservatori dell'Urbe». Именно в память о них Палаццо и получило современное названием.
Однако уже в 1560 году благодаря гениальному проекту Микеланджело Буонарроти сооружение было перестроено. Все учебники по истории архитектуры приводят Палаццо Консерватори в пример, как первое строение, украшенное гигантскими пилястрами протяженностью в несколько этажей. Знакомство с музеем начинается со двора здания.
Главные достопримечательности Палаццо Консерватори
Внутренний двор (Cortile)
Представляет собой место, украшенное отдельными архитектурными элементами разных древнеримских сооружение и зданий. Вдоль правой стены хорошо видны сохранившиеся арки старого здания V века.
В 1720 году во дворе разместили великолепную скульптурную группу — богиня Рома и два пленённых варварских правителя. Ранее группа входила в коллекцию кардинала Чези и была выкуплена папой Климентом XI именно для Капитолийского музея.
Главным экспонатом Внутреннего двора являются фрагменты огромной 12–метровой статуи Колосс Константина. Статуя представляла собой сложную конструкцию из мрамора и позолоченного дерева. Тело императора, скрытое под гигантской парчовой тогой, было выполненное из деревянных балок, а голова, руки и ноги — из мрамора.
Парадная лестница (Scalone)
Ведёт на верхние этажи. На лестничных площадках размещены большие исторические рельефы, посвящённые императорам Марку Аврелию и Адриану, а также панели, инкрустированные цветным мрамором из Базилики Юния Басса на холме Эсквилине.
Зал Горациев и Куриациев (Sala degli Orazi e Curiazi)
Центральным местом в экспозиции зала является фресковая роспись с изображением исторического поединка Горациев и Куриациев. Событие произошло в рамках борьбы Рима с городом Альба-Лонга за лидерство в Латинском союзе (объединение городов региона Лацио). Чтобы избежать полноценного сражения двух армий, трое братьев из рода Горациев (Рим) сразились с тремя братьями Куриациями (Альба-Лонга). В результате смертельной схватки в живых остался лишь один из Горациев.
Точная дата поединка в рассказе историка Тита Ливия, который и является первоисточником, не называется. Однако известно, что уже к VII веку до нашей эры город Альба-Лонга был разрушен римлянами, а его жители насильно переселены в Рим. Поединок Горациев и Куриациев получил широкую известность благодаря картине Жак-Луи Давида «Клятва Горациев» (1784 год), которая принесла небывалый успех художнику и стала поворотным моментом в формировании школы французского неоклассицизма.
В Зале Горациев и Куриациев установлены две скульптуры, изображающие Папу Урбана VIII и Папу Иннокентия X. Мраморная статуя Урбана VIII (1640 год) выполнена его протеже, великим мастером Джованни Бернини, который был папским архитектором и во многом именно он определил сегодняшний облик Вечного города, сформировав стиль римского барокко. Бронзовая статуя Иннокентия X (1650 год) — результат работы не менее великого скульптора и живописца Алессандро Альгарди.
Зал Волчицы (Sala della Lupa)
Скульптура легендарной Капитолийской волчицы, символа Рима, установлена в центре зала. Датируется артефакт V веком до н. э., предположительно работы этрусских мастеров. Первоначально фигура волчицы символизировала правосудие и была установлена на фасаде Палаццо, в котором прежде находились судебные органы. После реконструкции по проекту Микеланджело, волчицу перенесли внутрь здания. Приблизительно в это же время ваятелем Антонио Поллайоло были изготовлены фигуры близнецов Ромула и Рема, так как прежние были утеряны.
В 2006 Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba), специалист по металлургии, сделала сенсационное заявление, что скульптура самой волчицы не могла быть изготовлена раньше VIII–X веков. Дело в том, что римские мастера не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям и сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком. Исследования металла указывают на XIII век как на наиболее вероятную дату появления статуи.
Экседра Марка Аврелия (Esedra di Marco Aurelio)
Зал был построен как новое крыло к Палаццо Консерватори и назван греческим термином «экседра», который обозначает глубокую нишу, завершаемую полукуполом. Зал покрывает большой стеклянный навес, разработанный в духе современной архитектуры и с использованием самых передовых технологий.
Здесь находится важнейший экспонат — конная статуя из позолоченной бронзы императора Марка Аврелия. Скульптура была создана в конце II века нашей эры и является единственной конной статуей, уцелевшей с античных времён. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура поверженного врага (связанного варвара), а жест императора обозначал великодушие по отношению к побеждённым.
В Средние века статую по ошибке принимали за императора Константина Великого, которого Церковь канонизировала как святого равноапостольного. Именно это и спасло памятник, ведь служители Божьи объявили статуи дохристианских правителей языческими идолами и велели их уничтожать. В течение долгого времени статуя, постамент для которой был выполнен самим Микеланджело, возвышалась в центре Капитолийской площади.
Зал Кастеллани (Sale Castellani)
Хранит уникальную коллекцию артефактов, подаренную известным ювелиром и коллекционером Аугусто Кастеллани в конце XIX века. Коллекция составляет около 700 предметов периода VIII–IV веков до нашей эры, и включает этрусскую и греческую керамику, терракотовую и бронзовую посуду. Интересными экспонатами являются глиняные чаши, коллекция греческих терракотовых блюд, бронзовая посуда из Палестины, кратер (сосуд) с изображением морского сражения, ваза со сценой ослепления циклопа Полифема и парадная колесница.
Капитолийская пинакотека (Pinacoteca Capitolina)
Основана в 1748 году Папой Бенедиктом XIV. Здесь выставлены такие известные полотна как «Ромул и Рем» (Рубенс), «Портрет неизвестного» (Диего Веласкес), «Святой Иоанн Баптист» (Караваджо) и многие другие картины известных художников XVI–XVIII веков.
Капитолийский музей монет (Medagliere Capitolino)
Включает богатое собрание монет, медалей, печатей, драгоценных камней и ювелирных изделий. Музей был создан в 1872 году в отдельном зале Палаццо Консерватори, но открытым на постоянной основе стал только в 2003, когда переехал в соседний Палаццо Кафарелли-Клементино.
В 2005 году в Палаццо Консерватори открыли экспозицию, посвящённую древнейшему храму на холме Капитолий — Храму Юпитера. Храм существовал с 509 года до нашей эры по VI век нашей эры и являлся одним из важнейших культовых сооружений Древнего Рима.
пн вт ср чт пт сб вс |
09:30 — 19:30 09:30 — 19:30 09:30 — 19:30 09:30 — 19:30 09:30 — 19:30 09:30 — 19:30 09:30 — 19:30 |
13 евро — единый билет в Капитолийские музеи |
официальный сайт
виртуальный тур
отзывы на TripAdvisor
Рим, Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio)