Палаццо Консерватори

Палаццо Консерватори (итал. Palazzo dei Conservatori) — дворец XV века, в котором размещена уникальная коллекция греческих и римских скульптур Античности, а также картинная галерея Капитолийская Пинакотека. Палаццо Консерватори входит в комплекс Капитолийского музея.

содержание:
История палаццо
Главные достопримечательности:
внутренний двор
парадная лестница
зал Горациев и Куриациев
зал Волчицы
экседра Марка Аврелия
зал Кастеллани
пинакотека
музей монет
Практическая информация:
график работы
входной билет
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

Здание построили в XV веке для проведения заседаний сенаторов одной из главных магистратур Рима. Прежде на этом месте находились судебные органы, называвшиеся «Conservatori dell'Urbe». Именно в память о них Палаццо и получило современное названием.

Однако уже в 1560 году благодаря гениальному проекту Микеланджело Буонарроти сооружение было перестроено. Все учебники по истории архитектуры приводят Палаццо Консерватори в пример, как первое строение, украшенное гигантскими пилястрами протяженностью в несколько этажей. Знакомство с музеем начинается со двора здания.

 

Главные достопримечательности Палаццо Консерватори

Внутренний двор (Cortile)

Представляет собой место, украшенное отдельными архитектурными элементами разных древнеримских сооружение и зданий. Вдоль правой стены хорошо видны сохранившиеся арки старого здания V века.

В 1720 году во дворе разместили великолепную скульптурную группу — богиня Рома и два пленённых варварских правителя. Ранее группа входила в коллекцию кардинала Чези и была выкуплена папой Климентом XI именно для Капитолийского музея.

Главным экспонатом Внутреннего двора являются фрагменты огромной 12–метровой статуи Колосс Константина. Статуя представляла собой сложную конструкцию из мрамора и позолоченного дерева. Тело императора, скрытое под гигантской парчовой тогой, было выполненное из деревянных балок, а голова, руки и ноги — из мрамора.

Парадная лестница (Scalone)

Ведёт на верхние этажи. На лестничных площадках размещены большие исторические рельефы, посвящённые императорам Марку Аврелию и Адриану, а также панели, инкрустированные цветным мрамором из Базилики Юния Басса на холме Эсквилине.

Зал Горациев и Куриациев (Sala degli Orazi e Curiazi)

Центральным местом в экспозиции зала является фресковая роспись с изображением исторического поединка Горациев и Куриациев. Событие произошло в рамках борьбы Рима с городом Альба-Лонга за лидерство в Латинском союзе (объединение городов региона Лацио). Чтобы избежать полноценного сражения двух армий, трое братьев из рода Горациев (Рим) сразились с тремя братьями Куриациями (Альба-Лонга). В результате смертельной схватки в живых остался лишь один из Горациев.

Точная дата поединка в рассказе историка Тита Ливия, который и является первоисточником, не называется. Однако известно, что уже к VII веку до нашей эры город Альба-Лонга был разрушен римлянами, а его жители насильно переселены в Рим. Поединок Горациев и Куриациев получил широкую известность благодаря картине Жак-Луи Давида «Клятва Горациев» (1784 год), которая принесла небывалый успех художнику и стала поворотным моментом в формировании школы французского неоклассицизма.

В Зале Горациев и Куриациев установлены две скульптуры, изображающие Папу Урбана VIII и Папу Иннокентия X. Мраморная статуя Урбана VIII (1640 год) выполнена его протеже, великим мастером Джованни Бернини, который был папским архитектором и во многом именно он определил сегодняшний облик Вечного города, сформировав стиль римского барокко. Бронзовая статуя Иннокентия X (1650 год) — результат работы не менее великого скульптора и живописца Алессандро Альгарди.

 

Зал Волчицы (Sala della Lupa)

Скульптура легендарной Капитолийской волчицы, символа Рима, установлена в центре зала. Датируется артефакт V веком до н. э., предположительно работы этрусских мастеров. Первоначально фигура волчицы символизировала правосудие и была установлена на фасаде Палаццо, в котором прежде находились судебные органы. После реконструкции по проекту Микеланджело, волчицу перенесли внутрь здания. Приблизительно в это же время ваятелем Антонио Поллайоло были изготовлены фигуры близнецов Ромула и Рема, так как прежние были утеряны.

В 2006 Анна Мария Карруба (Anna Maria Carruba), специалист по металлургии, сделала сенсационное заявление, что скульптура самой волчицы не могла быть изготовлена раньше VIII–X веков. Дело в том, что римские мастера не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям и сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком. Исследования металла указывают на XIII век как на наиболее вероятную дату появления статуи.

Экседра Марка Аврелия (Esedra di Marco Aurelio)

Зал был построен как новое крыло к Палаццо Консерватори и назван греческим термином «экседра», который обозначает глубокую нишу, завершаемую полукуполом. Зал покрывает большой стеклянный навес, разработанный в духе современной архитектуры и с использованием самых передовых технологий.

Здесь находится важнейший экспонат — конная статуя из позолоченной бронзы императора Марка Аврелия. Скульптура была создана в конце II века нашей эры и является единственной конной статуей, уцелевшей с античных времён. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники. Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура поверженного врага (связанного варвара), а жест императора обозначал великодушие по отношению к побеждённым.

В Средние века статую по ошибке принимали за императора Константина Великого, которого Церковь канонизировала как святого равноапостольного. Именно это и спасло памятник, ведь служители Божьи объявили статуи дохристианских правителей языческими идолами и велели их уничтожать. В течение долгого времени статуя, постамент для которой был выполнен самим Микеланджело, возвышалась в центре Капитолийской площади.

Зал Кастеллани (Sale Castellani)

Хранит уникальную коллекцию артефактов, подаренную известным ювелиром и коллекционером Аугусто Кастеллани в конце XIX века. Коллекция составляет около 700 предметов периода VIII–IV веков до нашей эры, и включает этрусскую и греческую керамику, терракотовую и бронзовую посуду. Интересными экспонатами являются глиняные чаши, коллекция греческих терракотовых блюд, бронзовая посуда из Палестины, кратер (сосуд) с изображением морского сражения, ваза со сценой ослепления циклопа Полифема и парадная колесница.

Капитолийская пинакотека (Pinacoteca Capitolina)

Основана в 1748 году Папой Бенедиктом XIV. Здесь выставлены такие известные полотна как «Ромул и Рем» (Рубенс), «Портрет неизвестного» (Диего Веласкес), «Святой Иоанн Баптист» (Караваджо) и многие другие картины известных художников XVI–XVIII веков.

Капитолийский музей монет (Medagliere Capitolino)

Включает богатое собрание монет, медалей, печатей, драгоценных камней и ювелирных изделий. Музей был создан в 1872 году в отдельном зале Палаццо Консерватори, но открытым на постоянной основе стал только в 2003, когда переехал в соседний Палаццо Кафарелли-Клементино.

В 2005 году в Палаццо Консерватори открыли экспозицию, посвящённую древнейшему храму на холме Капитолий — Храму Юпитера. Храм существовал с 509 года до нашей эры по VI век нашей эры и являлся одним из важнейших культовых сооружений Древнего Рима.

 

график работы

 
  пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
09:30 — 19:30
09:30 — 19:30
09:30 — 19:30
09:30 — 19:30
09:30 — 19:30
09:30 — 19:30
09:30 — 19:30

входной билет

13 евро — единый билет в Капитолийские музеи

beenhereадрес

Рим, Капитолийская площадь (Piazza del Campidoglio)

location_onна карте Рима