Сан-Джованни ин Латерано

Сан-Джованни ин Латерано (итал. San Giovanni in Laterano) — кафедральный собор, место нахождения римской епископской кафедры и папского трона. В католической иерархии Сан-Джованни ин Латерано носит титул «Великая базилика» и стоит выше всех остальных храмов мира, в том числе и Собора святого Петра, о чём свидетельствует надпись на фасаде: «святейшая Латеранская церковь, всех храмов города и мира мать и глава». Полное название достопримечательности звучит «Собор святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме».

содержание:
Древнеримский храм
Постройка собора
Архитектура собора:
главный (восточный) фасад
северный фасад
внутреннее пространство
латеранские апостолы
Фотогалерея
Практическая информация:
график работы
входной билет
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

 

Древнеримский храм

Предшественником собора Сан-Джованни ин Латерано был древнеримский христианский храм, воздвигнутый в начале IV века рядом с Латеранским дворцом, который в это же время становится официальной резиденцией римских епископов (в последствии сан римского епископа перерос в титул Папы Римского). В 324 году храм была освящён в честь Христа Спасителя. Благодаря важному соседству с резиденцией римских епископов (а позднее — Римских Пап) вскоре он получает статус главного христианского сооружения в Риме. Покровителями храма в разное время были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов, однако официально он назван в честь Иоанна Крестителя («Иоанн» на итальянском — Джованни).

В стенах храма и дворца состоялось пять вселенских соборов. На протяжении многих веков у алтаря Сан-Джованни ин Латерано принимали посвящения все понтифики Рима. Такое исключительное положение храм и дворец занимали до 1309 года, когда папская резиденция была перенесена в Авиньон. Это был период упадка папской власти, потери былого влияния на политическую жизнь Европы. Во время вынужденного пребывания понтификов в Авиньоне, храм постепенно приходил в упадок и даже несколько раз подвергался пожарам. Поэтому, когда в 1377 году папский престол вернулся в Рим, новой резиденцией был выбран Ватикан.

 

Постройка собора Сан-Джованни ин Латерано

Только в 1650 году началось полномасштабное восстановление храма и его перестройка в величественный кафедральный собор. Руководить строительными работами было поручено архитектору Франческо Борромини, а после его смерти в 1667 году к затянувшемуся проекту обновления некогда великой христианской достопримечательности привлекли целый ряд величайших мастеров своего времени. Общими усилиями постройку собора завершили в 1735 году, когда закончили возведение нового монументального фасада.

Архитектура Сан-Джованни ин Латерано

Главный (восточный) фасад

Прекрасный и колоссальный по размерам фасад, который в архитектурном стиле больше напоминает дворцовый, нежели церковный, является работой флорентийского архитектора Алессандро Галилеи. Парадным входом служат пять порталов, над которыми устроены лоджии. Крайний портал справа известен как «святые врата» и открывается только в «юбилейные» годы.

Фасад собора выступает вперёд на несколько метров, однако украшенный балюстрадой, он является единым целым со всем сооружением. Колонны, расположенные на уровне первого и второго этажа, венчаются карнизом с треугольным портиком. Надпись на фронтоне гласит: «святейшая Латеранская церковь, всех храмов города и мира мать и глава». На карнизе установлены 11 статуй, изображающие Иисуса Христа, Иоанна Крестителя, Иоанна Евангелиста и других апостолов.

Северный фасад

Фасаду северного трансепта, обрамлённого двумя средневековыми башнями эпохи Пия IV, предшествует большая терраса с лоджией, разработанная Доменико Фонтана. На потолке лоджии по воле Сикста V выполнены фрески изображающие ангелов и святых. В нижней правой части под окнами, находятся ниши закрытые воротами, где расположена бронзовая статуя Генриха IV из Франции.

Внутреннее пространство

В главный неф пятинефного собора можно попасть через нартекс, где установлена статуя императора Константина I, перенесённая из его терм на Квиринале. Для двери центрального прохода было использовано античное бронзовое полотно дверей Курии Юлия, реконструированное Борромини. Пол в соборе является одной из ярчайших работ мозаистов семьи Космати. Авторство великолепно оформленного потолка принадлежит Флавинио Буланже и Вико ди Рафаэлю.

Главный алтарь расположен в центре собора и является папским, поскольку служить за ним может только действующий понтифик. Над алтарём находится прекрасный табернакль, украшенный резными узорчатыми решётками. Здесь в двух серебряных реликвариях, выполненных в форме бюстов, хранятся головы апостолов Петра и Павла.

В северном трансепте собора установлен орган, изготовленный в XVI веке. Напротив, в южной трансепте, находится алтарь с киворием в стиле барокко, украшенный драгоценными камнями. Над киворием расположен реликварий, где хранится часть столешницы от стола, на котором Иисус Христос принял последний ужин на Тайной Вечере. Другими важнейшими христианскими реликвиями, хранящимися в соборе, являются часть Ризы Богоматери (святое одеяние принадлежавшее Деве Марии) и фрагмент губки, которая использовалась, чтобы смочить губы распятому Иисусу Христу.

Обновлённая в XIX веке апсида собора украшена лепниной, фресками и великолепной мозаикой работы Якопо Торрити и Якопо да Камерино. В центре мозаики изображён Крест Христов и голубь Святого Духа. Вокруг расположены фигуры апостолов и Дева Мария. В нижней части апсиды находятся папские часы работы XIX века, которые оформлены мраморными барельефами.

Латеранские апостолы

Одной из главных достопримечательностей Сан-Джованни ин Латерано являются скульптуры 12 апостолов, установленные в нишах центрального нефа. Ниши были спроектированы ещё в середине XVII века Франческо Борромини, однако вплотную реализацией его творческих планов занялись уже в начале XVIII века Папа Климент XI и кардинал Бенедетто Памфили. Для этого они привлекли 10 состоятельных меценатов из числа богатейших граждан Рима, настойчиво попросив каждого из них профинансировать создание одной из скульптур. Сам же Папа оплатил статую апостола Петра, а кардинал Памфили — апостола Иоанна Богослова.

Эскизы будущих скульптур выполнил Карло Маратта, любимый художник Климента XI. Воплощать эскизы папского мастера было поручено 7 скульпторам, однако один из них — Пьер Ле Гро Младший — отказался работать по заранее подготовленному эскизу. Статуи Фомы и Варфоломея он выполнил полностью самостоятельно.

график работы

 
  пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
выходной
10:00 — 17:00
10:00 — 17:00
10:00 — 17:00
10:00 — 17:00
10:00 — 17:00
10:00 — 15:00
выходной

входные билеты

нет информации

beenhereадрес

Рим, Piazza di San Giovanni in Laterano 4

location_onна карте Рима