Термы Каракаллы

Термы (бани) в Древнем Риме возникли по греческому образцу и к началу I века нашей эры стали одним из главных центров общественной жизни римской цивилизации. Термы играли более важную роль, чем простое место для купания. Сюда приходили не только смыть грязь — здесь отдыхали душой и телом, обсуждали деловые и гражданские вопросы. Для этого термы, кроме собственно самих бань, включали гимнасии (залы для занятий спортом), сцены для театральных постановок, библиотеки, специальные залы для общения и парковые зоны. Каждый посетитель получал полный комплекс услуг для эстетического наслаждения.

В архитектурном отношении термы представляли собой новый тип общественных сооружений, предназначенных для большого количества людей. Их постройкой римские императоры преследовали ту же цель, что и возведением амфитеатров, — завоевание популярности у населения. Для терм создавались величественные и пространственные строения, отличавшиеся неописуемой роскошью и скульптурами. Бассейны строились из ценного мрамора, рукомойники и сосуды изготавливались из серебра и золота, а полы выкладывались искусной мозаикой.

содержание:
Устройство и принцип работы древнеримских терм
Термы Каракаллы
Фотогалерея
Забвение культуры гигиенических процедур и посещения терм
Термы Каракаллы после падения Рима
Практическая информация:
график работы
входные билеты
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

 

Устройство и принцип работы древнеримских терм

Термы в Древнем Риме представляли собой комплекс из ряда банных помещений с различной температурой, расположенных в такой последовательности:

  • аподитерий — раздевалка;
  • фригидарий — «холодная» баня. Практически всё помещение отводилось под бассейн с холодной водой. Стены отделывались мрамором и мозаикой. Смена воды происходила два раза в день, поэтому она всегда оставалась свежей;
  • тепидарий — «тёплая» баня. Здесь проходил подготовительный этап разогрева;
  • кальдарий — «горячая» баня;
  • судаторий — парная, где температура поднималась до 85 °С;
  • лаварий — помещение, где обливались водой, принимали ванны, натирались ароматическими маслами.

Изначально судаторий обогревался с помощью печи-жаровни: на бронзовой решётке над раскалёнными углями нагревались крупные камни. Поливая их водой, получали влажный пар. Позже термы стали отапливаться с помощью проложенных под полом и в стенах специальных каналов для горячего воздуха, поступавшего от печей, которые находились снаружи и топились целый день. Для этого пол был двойным. Верхний его слой стоял на вертикальных глиняных трубах. В пространстве между трубами циркулировал горячий воздух, нагревавший пол. Также горячий воздух циркулировал непосредственно между стенами и их мраморной облицовкой.

Как правило, под помещениями терм находились колоссальные субструкции, в которых были расположены все подсобные помещения и, в частности, отопительная система и водопровод. На внутреннем дворе размещалась огромная цистерна-отстойник, в которой отстаивалась вода. Совершенство системы отопления, снабжения водой и канализации свидетельствует об очень высоком искусстве древнеримских инженеров. Широчайший размах строительства терм сочетался с экономией материала и рациональным использованием площади. Характерно применение ниш для облегчения стены и использование этих ниш для постановки статуй или устройства фонтанов.

Термы называли по имени построившего их императора. Самыми большими в Риме были термы Диолектиана, которые могли вместить одновременно до 3,5 тысяч человек, однако самыми красивыми и величественными считались термы Каракаллы, вмещавшие только 1600 посетителей. В конце I века до нашей эры в Риме насчитывалось 170 общественных бань, а к IV веку нашей эры их число увеличилось до 1000.

Римляне находились в бане обнажёнными. Лишь женщины прикрывали волосы и жемчужные украшения, так как они портились от горячего воздуха. Периодически издавались законы, запрещавшие совместное присутствие лиц разного пола в одной бане, однако соблюдались они далеко не всегда. Иногда для женщин устанавливались особые часы посещения или даже строились отдельные бани. Позже правила стали меняться. Чем более могущественной становилась Римская империя и чем ближе она подходила к своей неминуемой гибели, тем больше внимания уделялось плотским утехам и разврату. Упадок империи сопровождался всё большим отказом от условностей. В конце концов термы стали местом оргий и всяческого дебоширства.

 

Термы Каракаллы

Термы Каракаллы (итал. Terme di Caracalla) представляли собой огромный архитектурный комплекс, столь же грандиозный и монументальный, каким были в своё время Колизей или мавзолей Адриана. Достопримечательность включала ряд залов для омовений, отдыха и развлечений. Здесь проводились собрания римских граждан, хранились произведения античного искусства, находились обширные библиотеки. Термы Каракаллы были гигантским общественным комплексом, поражающим своими размерами и богатством отделки.

Строительство терм, названных в честь правящего императора Септимия Бассиана Каракаллы, началось в 212 году, а было закончено в 217 уже после его смерти. Многометровые стены возводились из смеси извести с галькой и песком. Между плотно выложенных камней заливался бетон, а снаружи вся поверхность стен выкладывалась мраморными плитами. Таким образом, при внешней красоте и хрупкости сооружения, достигалась невероятная крепость стен.

Комплекс Терм Каракаллы размером 353×335 метров состоял из огромного главного здания (216×112 метров), окружённого со всех сторон парковой зоной с колоннадами. Внешними границами парковой зоны выступали двухэтажные постройки. План всего комплекса, состоявший из большого количества чрезвычайно разнообразных помещений, подчинён строгой симметрии. Система входов строилась с учётом наиболее быстрого и удобного использования каждого из помещений. Термы вмещали одновременно до 1600 человек. Для сохранения тепла внутри главного здания, все коридоры и переходы были спроектированы в виде изогнутых линий.

На западной стороне комплекса находился амфитеатр, служивший местом для атлетических состязаний. За ним — сооружение, состоящее из 64 сводчатых помещений, где были установлены цистерны с водой, которая подавалась из акведука Марция. Слева и справа от амфитеатра были расположены библиотеки.

В северной и южной стенах комплекса были устроены большие симметричные экседры, выходящие в парк. В каждой из них размещались палестра, глубокий бассейн и нимфей с фонтанами. По всей территории архитектурного комплекса были разбросаны дворики и маленькие беседки, где можно было отдохнуть на свежем, благоухающем ароматами цветов, воздухе.

Вход в главное здание комплекса вёл через арку по аллее, усаженной кипарисами. Его центральный портал был отделан бронзовыми декоративными деталями, а портал украшен мраморной выкладкой. В главном здании последовательно были расположены:

Главный зал — роскошно декорированное помещение площадью 2700 м² (50 × 54) с высокими окнами–фонарями (архитектурные прототипы сводчатых окон средневековых церквей). В огромных полукруглых окнах главного зала были вставлены пластины из полупрозрачного камня цвета слоновой кости, который обеспечивал мягкий рассеянный и золотистый свет. Стены зала были выложены полированным мрамором. Свод, разделённый на сегменты с розетками внутри, опирался на высокие колонны. Через отверстие в центре купола в зал опускался столб дневного света.

В главном зале были устроены две глубокие ниши, где размещались статуи Флоры и Геркулеса. Также в зале находилась знаменитая мраморная скульптурная группа «Фарнезский бык», изображающая казнь Дирцеи братьями Амфионом и Зефом за жестокое обращение с их матерью Антиопой. Братья привязали Дирцею к рогам разъярённого быка, который растерзал её. Пол в зале был мозаичным, составленным из маленьких раскрашенных камешков, из которых составлялись картины с изображением животных и мифологических сцен.

Фригидарий («холодная» баня) — большой зал с бассейном размером 58 x 28 метров, где посетители охлаждались после долгого нахождения в горячих помещениях терм.

Тепидарий («тёплая» баня). Справа и слева от тепидария находились две большие полукруглые эскедры, перед каждой из которых были размещены гимнастические школы. Пол в гимнасиях был выложен знаменитой мозаикой с фигурами атлетов. В 1824 году при раскопках на Авентинском холме были найдены фрагменты этой мозаики, которые в настоящее время хранятся в Латеранском дворце.

Кальдарий («горячая» баня) — великолепная купольная ротонда диаметром 35 метров. По периметру кальдария были устроены маленькие ниши, прообраз современных ванных комнат, где можно было мыться в одиночестве. По обе стороны от кальдария были расположены залы для отдыха.

 

Термы Каракаллы (современное состояние)

Забвение культуры гигиенических процедур и посещения терм

После падения Римской империи (476 год) в течение двух веков практически все термы на территории Европы пришли в полный упадок. Важнейшую роль в забвении культуры гигиенических процедур и посещении бань сыграло христианство, которое проповедовало ничтожность тела и «умерщвление плоти», ведь «тело — ничто, только душа имеет значение». Уход за телом начал считаться грехом. Христианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мыться, ведь именно таким образом, по их мнению, можно было достичь духовного очищения. Мыться нельзя было ещё и потому, что можно было смыть с себя святую воду, к которой прикоснулся при крещении. Кроме того, бани были названы очагами разврата и духовной заразы.

Монахи, служившие средневековым людям примером для подражания, беспрестанно смиряли свою плоть, культивируя аскетические привычки. В монастырских уставах ванные и туалетные процедуры классифицировались как роскошь и проявлением изнеженности. Для отшельников грязь была добродетелью. Доподлинно известно, что вшей называли «Божьими жемчужинами» и считали признаком святости. Святые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением случаев, когда приходилось переходить реку вброд».

Результат не заставил себя долго ждать — в Средние века Европа просто утопала в грязи и всевозможных эпидемиях. Подробней про уровень гигиены в этот исторический период можно прочесть в статье Чем пахнут короли?.

Термы Каракаллы после падения Рима

Термы функционировали вплоть до 537 года, когда после очередного нападения варваров все акведуки, поставляющие воду на Авентинский холм, были выведены из строя или перекрыты. Постепенно Термы Каракаллы приходили в упадок, а приход папского правления привёл к их окончательному разрушению, так как в христианском Риме подобные постройки считались языческими. Только в XVI веке, на месте древних руин стали проводить археологические раскопки, которые привели к разграблению античных построек. Так, например, Папа Павел III из рода Фарнезе приказал по возможности использовать руины терм в качестве строительного материала для постройки своего нового дворца.

В последующие годы на руинах терм находили для себя пристанище нищие и социально опасный люд. В конце XIX века их территория была расчищена и приспособлена для культурных мероприятий, проходящих в городе. Например, здесь проводились концерты симфонических оркестров и представления отдельных знаменитых театров. Однако в 1995 году все публичные мероприятия на территории древних терм Каракаллы были запрещены с целью дальнейшего сохранения памятника мирового значения.

 

график работы

 
  пн
вт
ср
чт
пт
сб
вс
09:00 — 14:00
09:00 — 18:30
09:00 — 18:30
09:00 — 18:30
09:00 — 18:30
09:00 — 18:30
09:00 — 18:30

входные билеты

8 евро — полный билет
15 евро — комплексный билет билет «Аппиева дорога», который также включает посещение гробницы Цецилии Метеллы и Виллы Квинтилиев. Срок действия билета — 7 дней.

beenhereадрес

Рим, Viale delle Terme di Caracalla

location_onна карте Рима