Клипер «Катти Сарк» (музей)
«Катти Сарк» (англ. Cutty Sark) — парусный грузовой клипер конца XIX века, участник знаменитых Чайных гонок. В наше время является музейным экспонатом, памятником парусному флоту и символом Британии как морской державы.
содержание: |
история и описание |
фотогалерея |
график работы |
входные билеты |
полезные ссылки |
адрес |
на карте Лондона |
Клиперы появились в начале XIX века и представляли собой новый тип кораблей с острыми обводами корпуса и большой площадью парусов, что позволяло развивать скорость на 30-40% быстрее, чем любой другой тип парусников. Также они имели изящный и привлекательный внешний вид.
«Катти Сарк» относится к композитным судам, то есть, представляет собой деревянный корпус на железной раме. На отделку шли самые лучшие материалы — качественный тик, ильм, сосна. Ниже ватерлинии он обшит пластинами мюнц-металла, особого сплава цинка и меди, который отличается устойчивостью к морской воде. Сегодня это можно увидеть своими глазами, поскольку парусник установлен на опорах, в специальной прозрачной конструкции, что позволяет осмотреть его полностью. Длина корпуса составляет 65 метров, ширина — 11 м, высота грот-мачты — 46 м, осадка — 7 м.
Клипер «Катти Сарк» был спущен на воду в 1869 году, что совпадает со временем открытия Суэцкого канала. Это стало важнейшей вехой в истории морских торговых маршрутов, поскольку для пароходов появился более короткий путь в Азию. Парусники же не могли им воспользоваться из-за отсутствия попутного ветра в момент прохождения канала, а буксиры обходились слишком дорого. Время, когда дымящаяся труба окончательно сделает парус экономически неконкурентным неумолимо приближалось.
«Катти Сарк» курсировал вокруг Африки, доставляя чай из Шанхая в Лондон для судовладельца Джона Уиллиса, по прозвищу «Белый цилиндр». Грузовое судно ценилось в первую очередь за скорость — чай впитывал в себя запахи и портился, но главное — наибольшую прибыль получал тот предприниматель, кто первым доставлял чай нового урожая. Одновременно с доставкой груза лучшие клиперы участвовали в Чайных гонках. На них делали ставки, победитель получал приз, а также всеобщее уважение британской общественности. «Катти Сарк» никогда не выигрывал чайных гонок, но регулярно был в числе лидеров, а значит, являлся одним из самых быстроходных судов своего времени.
Широкую известность парусник получил благодаря состязанию с шотландским клипером «Фермопилы» в 1872 году. Уже через две недели после отплытия из Шанхая «Катти Сарк» попал в эпицентр сильного шторма, во время которого удар волны повредил деревянный руль. Однако вместо того, чтобы лечь в дрейф, и, дождавшись буксира, идти на ремонт, капитан с помощью плавучего якоря удерживал клипер по ветру в течении восьми суток бури. Тем временем матросы под руководством карабельного плотника, имевшего за плечами опыт кузнечного дела, смогли прямо на палубе сконструировать импровизированный горн и выковать новые скобы для крепления руля.
В итоге «Катти Сарк» добрался в Лондон только на 7 дней позже «Фермопил», которые преодолели всю дистанцию за 122 дня. Англичане, хорошо разбирающиеся в морском деле, высоко оценили стойкость духа капитана и команды. Клипер получил всеобщую известность, а имя плотника Генри Гендерсона навсегда вошло в историю британского мореплавания.
Впоследствии оба грузовых судна занимались перевозкой шерсти из Австралии и зарекомендовали себя как одни из самых быстроходных.
Есть ещё один любопытный факт, связанный с этим парусником — история названия. На носу клипера установлена гальюнная фигура, вытянувшая вперёд руку с зажатым в ней пучком конского волоса. Гальюнная фигура изображает молодую красивую ведьму по прозвищу Нэн Короткая Рубашка (в переводе с англ. «Cutty Sark» — «короткая рубашка»). Это героиня поэмы Роберта Бёрнса, которая по сюжету догоняла фермера Тэма О'Шентер, но успела вырвать лишь клок волос из хвоста его лошади. Какой в этом кроется смысл, владелец так и не объяснил, но корабль с необычным названием, конечно, отличался от других с пафосными и восторженными именами.
В 1895 году Джон Уиллис продал «Катти Сарк» португальцам. Из-за растущего количества теплоходов цены на перевозки падали и заполучить ценный груз становилось всё сложнее. Кроме сахара и керосина, паруснику приходилось перевозить самый «унизительный» груз — уголь для теплоходов. Постепенно клипер изнашивался и старел. В 1916 году он попал в сильный шторм. Капитан пытался выйти из бури, но неопытная команда не справилась с разворотом судна, что привело к смещению груза (центра тяжести) и крену на борт. В условиях высоких волн это могло закончится самым трагическим образом, поэтому капитан был вынужден принять единственное правильное решение — отдать приказ обрубить мачты.
Пережитый шторм оказался последним в жизни «Катти Сарк». Клипер нуждался в дорогостоящем ремонте, но владельцы понимали, что финансовые вложения не окупятся. За 4000 фунтов стерлингов его выкупил капитан в отставке, энтузиаст Уилфред Доумен, который в юности ходил на «Катти Сарк», а на старости решил собственными силами попробовать восстановить известный парусник. Частично у него это получилось — он превратил «Катти Сарк» в учебное судно. В 1938 году вдова капитана бесплатно передала клипер британскому Морскому колледжу.
В этом статусе парусник плавал и никто о нём не вспоминал, пока в 1944 году не вышла в свет одноимённая повесть Ивана Ефремова, которая заканчивается тем, что клипер покупают американцы. Англичане как будто проснулись. Было создано Общество сохранения «Катти Сарк» и организован сбор средств, на которые парусник превратили в музей в сухом доке Гринвича. Сам Ефремов получил архивные материалы об истории клипера и на их основе переписал повесть, приняв во внимание желание британцев сохранить уникальную историческую достопримечательность в своей стране.
Однако даже превращение в музей не стало последним из приключений. В 2007 году «Катти Сарк» сильно пострадал в результате пожара, который уничтожил почти всю деревянную обшивку. К счастью, на это время была запланирована реконструкция, поэтому все съёмные элементы, включая мачты и паруса, были уже демонтированы. Восстановительные работы длились 5 лет и обошлись в 50 миллионов фунтов. В церемонии повторного открытия музея принимала участие сама королева.
Вне всяких сомнений, клипер «Катти Сарк» оказался действительно «рождённым в рубашке».
В 1923 году легендарный парусник дал название бренду виски, производитель которого спонсирует одноимённую парусную регату.
пн вт ср чт пт сб вс |
10:00 — 17:00 10:00 — 17:00 10:00 — 17:00 10:00 — 17:00 10:00 — 17:00 10:00 — 17:00 10:00 — 17:00 |
13 фунтов — полный билет |
7 фунтов — детский билет |
бесплатный вход — дети до 5 лет |
официальный сайт
отзывы на TripAdvisor
Лондон, King William Walk, район Гринвич