Путеводитель по Праге

История чешских земель в IX веке. Великоморавская держава. Христианизация. Мефодий и Кирилл. Обретение письменности

содержание:
Предыстория
Великоморавская держава (ВМД)
Князь Моймир I. Образование ВМД
Князь Ростислав. Христианизация
Мефодий и Кирилл. Обретение письменности
мощи святого Климента
кириллица и глаголица
смерть Ростислава
Мефодий после смерти Ростислава
последствия миссии Мефодия и Кирилла
Князь Святополк I. Богемия в составе ВМД
Выход Богемии из состава ВМД
Князь Моймир II. Распад ВМД

Предыстория

Продвижение славянских племён в Богемию и Моравию (исторические регионы современной Чехии) относится к первой половине VI века. По мнению археологов, земли их расселения практически не выделяются на основании археологических материалов, то есть вся совокупность славянских племён в Богемии и Моравии представляла собой культурное единство. Основу хозяйственной деятельности составляли земледелие и животноводство. Постепенно проходил процесс имущественного расслоения и как результат зарождение ранней формы государственности.

Если сравнивать славян Богемии и славян Моравии, то раннегосударственные процессы быстрее проходили у моравов, они создали Моравское княжество, которое переросло в Великоморавскую державу. Славяне Богемии отставали. Возможно, причиной был тот факт, что Богемию населяло более десяти славянских племён, которые соперничали между собой. Постепенно в этом соперничестве на первый план вышло племя чехов, которое постепенно подчинило и консолидировало вокруг себя другие племена, и распространило на них своё название.

Великоморавская держава

Великоморавская держава (далее сокращённо ВМД) — раннефеодальное славянское государство, существовавшее на Среднем Дунае во главе с родом Моймировичей. В период наибольшего могущества включало территории современных Чехии, Венгрии, Словакии, а также Малую Польшу, части Украины и Силезии. Великоморавская держава существовала с 833 года до начала X века.

Князь Моймир I. Образование Великоморавской державы

Когда именно возникло Моравское княжество неизвестно. Столицей был Велеград, однако его местоположение не установлено. Первым исторически достоверным правителем княжества является Моймир I (818–846 годы правления), которого принято считать основателем правящего рода Моймировичей.

В 833 году Моймир I подчинил Нитранское княжество, это событие считается датой появления Великоморавской державы.

Историческая справка. Князь Прибина, правитель Нитранского княжества, бежал в земли восточных франков. Людовик II Немецкий крестил Прибину и пожаловал ему земли вокруг озера Балатона. На берегу Прибина построил Блатноград, ставший центром Блатенского княжества.

Великоморавская держава при Моймире I

Ранее, в 829 году, Моймир I под давлением Людовика II Немецкого согласился принять христианских миссионеров и способствовать распространению христианства. В 831 году епископ Регинар из Пассау крестил Моймира I и «всех мораван».

Людовик II Немецкий — король Баварии в 817–843 годах, король Восточно-Франкского королевства в 843–876 годах.

Восточно-Франкское королевство (далее сокращённо ВФК) — государство восточных франков, существовавшее в 843–962 годах, ставшее предшественником Священной Римской империи и современной Германии. Главный политический и военный противник ВМД.

В 845 году 14 князей из Богемии, решив принять христианство, прибыли в Регенсбург к королю Людовику II Немецкому и были крещены.

В 846 году между Моймиром I и Людовиком II Немецким произошёл конфликт. Король ВФК обвинил моравов в невыполнении договорённостей по распространению христианства (вероятно, лишь предлог), вторгся в ВМД, сверг Моймира I и поставил новым князем его племянника Ростислава. Сведений о дальнейшей судьбе Моймира I нет.

Когда Людовик II возвращался из похода на ВМД, славяне Богемии под руководством тех же князей, которые крестились год назад, напали на войско короля и нанесли ему весомое поражение. Крещение князей не имело никакого значения и не привело к основанию христианской церкви в Богемии. В дальнейшем славяне Богемии вели совместно с великоморавскими князьями Ростиславом и Святополком борьбу против ВФК.

Князь Ростислав. Христианизация

В результате похода 846 года Людовик II Немецкий поставил во главе ВМД князя Ростислава (846–870 годы правления) и считал его вассалом. Первые четыре года Ростислав проявлял лояльность, пока был занят укреплением своей власти, а также заключением союзов с Болгарским царством и Византийской империей. Однако следующие 20 лет Ростислав будет проводить самостоятельную политику.

Начиная с 850 года Ростислав порвал тесные отношения с королём ВФК и стремясь к максимально возможной независимости, изгнал из ВМД баварских священников и отправил послов в Рим к папе Николаю I с просьбой прислать учителей или священников для обучения собственных церковнослужителей в его государстве. Этим Ростислав хотел ослабить влияние ВФК. Однако Папа даже не принял послов. Тогда в 862 году Ростислав отправил новых послов с аналогичным предложением, на сей раз в Константинополь (Византийская империя). Император Михаил III и патриарх Фотий I удовлетворили просьбу и направили в ВМД братьев Мефодия (815–885) и Кирилла (827–869).

Великоморавская держава при Ростиславе

Мефодий и Кирилл. Обретение письменности

Миссионерская деятельность Мефодия и Кирилла имела основополагающее значение для культурного развития не только ВМД, но и всего славянского мира. Осознавая, что распространение христианства среди местного населения будет напрямую зависеть от понимания языка богослужения, братья решили сделать переводы церковных книг, но столкнулись с отсутствием у славян письменности. Поэтому они создали азбуку (алфавит) для солунского диалекта праславянского языка. Количество букв — по разным источникам от 42 до 48.

Солунский диалект — говор южных славян, распространённый в городе Солуни (ныне Салоники) и его окрестностях. Этим диалектом хорошо владели Мефодий и Кирилл, так как сами были родом из Солуни. Важно отметить, что в это время все славяне хорошо понимали друг друга и считали, что они говорят на едином языке, с чем согласны и многие современные лингвисты, утверждающие, что о единстве праславянского языка можно говорить до XII века.

В 864 году Людовик II Немецкий вторгся в ВМД, вынудил Ростислава подчиниться ВФК и допустить возвращение баварских священников. Однако годом позже Ростислав вновь восстал и миссия братьев продолжилась.

Занимаясь переводами церковных книг на солунский диалект Мефодий и Кирилл использовали греческие слова в тех случаях, когда не находили славянских аналогов. Братья существенно обогатили словарный запас солунского диалекта, создав тем самым литературный язык, который в наше время известен как старославянский язык.

Заметка. Старославянский язык, основанный лишь на солунском, одном из диалектов южных славян, не следует путать с праславянским языком, более древним языком, ставшим основой для всех современных славянских языков.

Важно отметить, что с самого начала старославянский был языком книжным (литературным) и церковным, но никогда не использовался в качестве средства бытового общения. К концу X века, под влиянием других славянских диалектов, он претерпел изменения, поэтому рукописи, написанные позже этого периода, считаются написанными уже на церковнославянском языке.

Заметка. Главная сложность в создании азбуки Мефодия и Кирилла — работа по вычленению звуков праславянского языка. Современные учёные отмечают высокий уровень этой работы, давшей обозначения практически для всех научно выделяемых праславянских звуков, чему мы обязаны, видимо, выдающимся лингвистическим способностям братьев.

Мефодий и Кирилл распространяли христианство по восточному (византийскому) обряду, набрали учеников и занимались их обучением. Также братья организовали независимую от восточно–франкского епископата славянскую Церковь, что способствовало укреплению политической самостоятельности ВМД.

Мощи святого Климента

После пяти лет результативной работы (863–867 годы) Мефодия и Кирилла вызвали в Рим. Официальный повод — богослужения на варварском языке, что считалось святотатством. На самом деле, вероятно, Западная Церковь осознала, сколь существенный вред наносит деятельность братьев для всего региона.

Историческая справка. В то время среди римских богословов доминировала так называемая трёхъязычная ересь — точка зрения, что хвала Богу может воздаваться только на трёх языках, на которых была сделана надпись на Кресте Господнем — еврейском, греческом и латинском.

Однако в Риме новый Папа Адриан II поддержал деятельность Мефодия и Кирилла, что стало результатом двух обстоятельств. Братья привезли в Рим и передали Папе мощи святого Климента, которые обрели в Крыму во время хазарской миссии 860–862 годов. Сакральная важность этого события была колоссальной. Братья были удостоены роскошных чествований, их авторитет серьёзно вырос. Кроме того, в религиозных диспутах Мефодий и Кирилл, хорошо владеющие риторикой и знанием христианских догматов, смогли доказать безосновательность тезиса о трёхъязычии.

Климент — четвёртый епископ (Папа) Римский в конце I века нашей эры. Сослан из Рима в Инкерманские каменоломни (Крым), где проповедовал. Один из первых христианских проповедников на территориях Северного Причерноморья. Встретил мученическую смерть в Херсонесе. Для Рима мощи святого Климента играли особо важную роль в связи с тем, что Церковь не располагала мощами ни одного из первых пятнадцати римских пап. Святой Климент широко почитался во всём славянском мире, особенно в Древней Руси.

В Риме в феврале 869 года Кирилл умер и был похоронен в Базилике святого Климента, в которой ранее разместили мощи святого Климента.

Заметка. На самом деле всю жизнь Кирилла звали Константином. Он принял схиму и новое монашеское имя Кирилл только за 50 дней до смерти, когда тяжело заболел и слёг. Перед смертью он сказал Мефодию: «Мы с тобой, как два вола; от тяжёлой ноши один упал, другой должен продолжать путь».

Kириллица и глаголица

Мефодий и Кирилл создали азбуку (алфавит), но была ли это кириллица или глаголица — неизвестно. Дошедшие до нас старославянские тексты написаны двумя азбуками. Kириллица и глаголица появились приблизительно в одно время, с разницей не более 30–50 лет, и различаются исключительно начертанием. Современные исследователи склоняются к версии, что глаголицу создал Кирилл, а кириллицу — его ученик Климент Охридский. Этимология термина «глаголица» походит от старославянского «глаголить» — «говорить».

Вначале обе азбуки использовались наравне, затем глаголица вышла из обихода, вероятно, как более сложная при написании. Кириллица же, наоборот, получила широкое распространение. Алфавиты на основе кириллицы стали письменностью для десятков языков, в том числе русского, украинского, белорусского, болгарского, македонского, сербского, черногорского, русинского. Алфавит для чешского языка создан на основе латиницы. Алфавит для словацкого языка до XIII века использовал глаголицу, затем — латиницу.

Смерть Ростислава

В 870 году Ростислав был смещён с княжеского престола ВМД в результате измены племянника Святополка I, которого ранее сделал князем Нитранского княжества (второго по значению после Моравского). Дело было так: Святополк I заключил союз с ВФК и признал его верховенство над Нитранским княжеством. Ростислав отреагировал неудавшейся попыткой убить своего племянника. В ответ Святополку I удалось взять Ростислава в плен и передать его восточным франкам. Ростислав был ослеплён, его содержали в заточении, где он и умер. Дата смерти неизвестна.

Мефодий после смерти Ростислава

Ещё в Риме Папа Римский назначил Мефодия архиепископом Паннонии и ВМД, освободив его от церковной зависимости баварского епископства. Таким образом на территории ВМД возникла первая славянская архиепархия.

После 870 года, когда Мефодий вернулся из Рима, обстановка в ВМД резко изменилась. Князем стал Святополк I, который подчинился восточно–франкскому политическому влиянию. Несмотря на основание архиепархии, деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латинское восточно–франкское духовенство всячески мешало распространению старославянского языка в качестве церковного языка.

В 872 году Мефодий на три года попал в заключение и содержался в восточно–франкском монастыре Райхенау. Только вмешательство папы Иоанна VIII привело к его освобождению. Правда, папа запретил богослужение на старославянском языке, разрешив только проповеди. Мефодий, будучи восстановленным в правах архиепископа, несмотря на запрет, продолжил богослужение на старославянском языке.

В 879 году восточно–франкские епископы организовали новый процесс против Мефодия. Однако Мефодий в Риме оправдался и даже получил папскую буллу, разрешающую богослужение на старославянском языке.

После смерти Мефодия (885 год) новый Папа Римский ещё раз запретил богослужение на старославянском языке. Многие ученики Мефодия были казнены или изгнаны, некоторые перебрались в Болгарию.

Последствия миссии Мефодия и Кирилла

В чешских землях наследие Мефодия и Кирилла постепенно было уничтожено. Служба проводилась по западному (латинскому) обряду, основой для чешского языка стала латиница. Однако восточное (византийское) христианское учение, заложенное братьями, и распространяемое их учениками, имело далеко идущие последствия для Болгарии, Хорватии, Сербии и Руси. Неотъемлемой частью процесса христианизации этих земель было распространение письменности и создание собственных азбук на основе кириллицы.

Заметка. Широкое почитание Мефодия и Кирилла начинается с середины XIX века, когда имена славянских первоучителей становятся символом самоопределения культур славянских народов.

Князь Святополк I. Богемия в составе ВМД

В 871 году Святополк I (871–894 годы правления) стал князем ВМД при активной помощи короля Людовика II Немецкого, однако проводить политику в его интересах отказался. Последовало несколько военных походов франков, после которых Святополк I признал авторитет короля и начал выплачивать дань.

Мир с франками позволил Святополку I заняться подчинением более слабых соседей. Он захватил Силезию, Лужицу и Паннонию.

Великоморавская держава при Святополке I

Святополк I добился, чтобы в состав ВМД вошли славянские племена Богемии, с которыми последние несколько десятков лет ВМД находилась в союзных отношениях (возникли на основе общей защиты от восточных франков). Обстоятельства и дата этого события неизвестны, ориентировочно — 871/872 годы.

Своим ставленником в Богемии Святополк I избрал молодого князя Борживоя I (по разным источникам ему было 15–20 лет) из рода Пржемысловичей. Причины, по которым Святополк I выбрал столь юного представителя, к тому же не из самого влиятельного рода, также неизвестны. Вероятно, Святополк I и Борживой I приходились близкими родственниками.

Борживой I — первый достоверно известный князь чехов. Родился около 852–855 годов, князь с 871/872, умер около 888–890.

По инициативе Святополка I для распространения христианства в землях чехов архиепископ Мефодий крестил Борживоя I, его супругу Людмилу и некоторых приближённых. Дата крещения также остаётся неизвестной, временные рамки этого события — между 872 и 882 годами. В связи с этим в своём стольном городе Леви-Градец (3 км на северо–восток от Праги) Борживой I построил первую церковь в Богемии — Церковь святого Климента.

Многие славяне Богемии были недовольны политикой христианизации Борживоя I. Против князя поднялось восстание, которое возглавил его родственник Строймир. Борживой I бежал к князю Святополку I и с его помощью подавил восстание. Позже он построил и вторую церковь — на территории крепости Пражский Град.

Выход Богемии из состава ВМД

После того, как Борживой I умер (между 888 и 890 годами), Святополк I стал лично управлять Богемией. После смерти Святополка I (894 год) повзрослевшие сыновья Борживоя I, чешские князья Спытигнев и Вратислав, стремившиеся распространить свою власть на все славянские племена Богемии, поспешили избавиться от великоморавской зависимости. Они явились в Регенсбург, принесли Арнульфу Каринтийскому (король ВФК) вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Богемии церковной власти ВФК.

Князь Моймир II. Распад ВМД

Святополк I умер в 894 году. Своим сыновьям он завещал крепить державу и сопротивляться восточным франкам. Князем ВМД стал его первый сын Моймир II (894–906/907 годы правления). Второй сын, Святополк II, получил Нитранское княжество.

Заметка. Возможно был третий сын — Предслав. У Альфонса Мухи есть сграффитто, выполненное в Prostějov Castle, где изображены Святополк I и его три сына. Сюжет сграффитто — типовая поучительная история про отца, сыновей, отдельные прутья и охапку из прутьев, которую нельзя сломать.

Уже в следующем 895 году Святополк II, поддерживаемый Арнульфом Каринтийским (король ВФК), восстал против старшего брата. Начавшийся конфликт ослабил ВМД, от неё стали отлагаться пограничные территории. Моймир II сумел консолидировать силы и отразить баварский поход.

Новая опасность возникла, когда в конце IX века пришли венгры (мадьяры). Моймир II помирился с братом Святополком II, в 902–906 годах они вместе несколько раз отбивали нападки венгров. Оба брата предположительно погибли в 906 году или в битве при Пресбурге в 907 году. После их смерти ВМД, которая по сути была объединением разных земель и княжеств распалась под влиянием венгерской агрессии.

Историческая справка. В течение первой половины X века подвижная лёгкая кавалерия венгров, легко ускользающая от тяжёлой рыцарской конницы, жестоко и практически безнаказанно опустошала почти всю континентальную Западную Европу, включая Испанию. При этом венгерские набеги (сами венгры их называли «странствия» и считали неотъемлемой частью своей пока ещё полукочевой жизни) почти или совсем не затрагивали славянские страны (Чехию, Польшу, Киевскую Русь). Если говорить про чехов, то они часто предоставляли венграм свободный проход через свои земли. Битва при Риаде (933 год) — важное поражение венгров. Битва на реке Лех (955 год) — сокрушительное поражение венгров, конец набегов на Европу.

Знакомство с Чехией

Традиционные блюда чешской кухни

Традиционная чешская кухня отличается сытными мясными блюдами, которые созданы для настоящих любителей вкусно поесть и хорошо выпить. Такие блюда обязательно необходимо дополнять чешским пивом.

Основы чешского языка для туристов, мини-разговорник, смешные и обманчивые чешские слова

Несмотря на своё славянское происхождение, в основе чешского языка лежит не кириллица, а латиница. В чешском языке для русских ушей слишком много согласных, а в некоторых их вообще нет (vlk, prst, dršťk).

Какие сувениры привезти из Праги и Чехии

Каждую страну отличает свой собственный набор уникальных изделий, которые производятся только там и фактически являются её символами. Чем же славится Чехия и что привезти из Праги в подарок друзьям и близким?

Как выглядят чешские кроны

Туристам необходимо знать как выглядят настоящие чешские кроны, чтобы не стать жертвой проходимцев, которые пытаются под любым предлогом «вручить» им старые чехословацкие, венгерские или любые другие банкноты.