Путеводитель по Праге

Становление Чешского княжества

Становление Чешского княжества — период с конца IX века до 999 года, когда были заложены основы ранней формы чешской государственности. В этот исторический период славянское племя чехов, возглавляемое представителями рода Пржемысловичей, постепенно объединило вокруг себя и подчинило другие славянские племена Богемии, а также присоединило славян Моравии. В наше время Богемия и Моравия — главные регионы Чешской Республики.

содержание:
Возникновение Чешского княжества. Богемия в составе ВМД
Выход Чешского княжества и Богемии из состава ВМД
Распад Великоморавской державы (ВМД)
Чешские земли в условиях венгерских набегов на Европу
Спытигнев I и Вратислав I
Убийство святой Людмилы
Святой Вацлав
Убийство святого Вацлава
Болеслав I Грозный
Чешское княжество — субъект СРИ
Болеслав II Благочестивый
Борьба с Вршовцами и Славниковичами
Войтех (Адальберт) Пражский
Ольдржих и Божена
Бржетислав и Юдита
Порядок наследования
Гербовая орлица у чехов

Возникновение Чешского княжества. Богемия в составе ВМД

В VII–VIII веках чехи были одним из более десяти славянских племён Богемии (регион), соперничавших между собой за власть. Сведений про возникновение Чешского княжества не сохранилось. О факте его существования становится известно только в 871–872 годах, когда чешский князь Борживой I был выбран Святополком I в качестве своего ставленника в Богемии, которая вошла в состав Великоморавской державы (далее сокращённо ВМД).

Борживой I — первый достоверно известный князь чехов, представитель рода Пржемысловичей. Родился около 852–855 годов, князь с 871/872, умер около 888–890.

Причины, по которым выбор Святополка I пал на юного Борживоя I (по разным источникам ему было от 15 до 20 лет), к тому же представителя не самого влиятельного рода, остаются неизвестными. Вероятно, они приходились близкими родственниками.

По инициативе Святополка I для распространения христианства в землях чехов архиепископ Мефодий крестил Борживоя I, его супругу Людмилу и некоторых приближённых князя. Дата крещения остаётся неизвестной, временные рамки этого события — между 872 и 882 годами. В связи с этим Борживой I в своём стольном городе Леви-Градец (3 км от Праги) построил первую каменную церковь в Богемии — Церковь святого Климента (широко почитался во всём славянском мире, с его мощами связана интересная история).

Так как многие чешские славяне были недовольны политикой христианизации, проводимой Борживоем I, против князя поднялось восстание, которое возглавил его родственник Строймир. Борживой I бежал к князю Святополку I и с его помощью подавил восстание. Позже он построил и вторую каменную церковь — Костёл Девы Марии (на территории крепости Пражский Град).

Князья Чешского княжества в период его становления

Выход Чешского княжества и Богемии из состава ВМД

После того, как Борживой I умер, Святополк I стал лично управлять Богемией. После смерти Святополка I (894 год) повзрослевшие сыновья Борживоя I, чешские князья Спытигнев и Вратислав, стремившиеся распространить свою власть на все славянские княжества в Богемии, поспешили избавиться от великоморавской зависимости. Они явились в Регенсбург, принесли Арнульфу Каринтийскому (король Восточно-Франкского королевства) вассальную присягу с обязательством уплаты дани по старине и согласились на подчинение Богемии церковной власти регенсбургского епископа (после чего в Богемию стал проникать латинский церковный обряд).

Восточно-Франкское королевство (далее сокращённо ВФК) — государство восточных франков, существовавшее в 843–962 годах, ставшее предшественником Священной Римской империи и современной Германии.

Важно! Действия Спытигнева и Вратислава, предпринятые для освобождения от великоморавской зависимости, имели далеко идущие последствия. В дальнейшем германские правители будут воспринимать чешские земли как сферу своих прямых интересов.

Распад Великоморавской державы

В конце IX века ВМД была ослаблена в результате междоусобицы братьев Моймира II и Святополка II, сыновей Святополка I. Однако настоящая опасность возникла, когда в конце X века пришли венгры (мадьяры). Братья примирились, в 902–906 годах они вместе несколько раз отбивали нападки венгров. Оба брата предположительно погибли в 906 году, по другой версии — в 907 году в битве при Пресбурге. После их смерти ВМД, которая по сути была объединением разных земель и княжеств распалась под влиянием венгерской агрессии.

Чешские земли в условиях венгерских набегов на Европу

С конца IX века и до 955 года (битва на реке Лех) чешским славянам приходилось существовать и выживать в условиях венгерских набегов, которые жестоко и практически безнаказанно опустошали почти всю континентальную Западную Европу.

Тактика венгров. Народы Европы, войска которых состояли из пехоты и тяжёлой рыцарской конницы были бессильны перед быстрой венгерскй конницей и лучниками. Они могли одерживать победу только в ближнем бою. Армия венгров состояла в основном из лёгкой кавалерии. Воины были высокомобильными. В бою венгры обстреливали противника стрелами и отступали, вынуждая преследовать их, что вело к нарушению строя и боевых порядков среди атакующих. Выждав подходящий момент, венгры переходили в контрнаступление и умело расправлялись с противником.

Как правило чешские славяне предоставляли венграм свободный проход через свои земли для их набегов в Европу и таким образом избегали серьёзных конфликтов. Однако Чешское княжество считалась вассалом ВФК, из-за чего было вынуждено в некоторых случаях вести совместные военные действия против венгров. Например, чехи принимали участие в решающей битве на реке Лех в 955 году, когда германские войска разгромили венгров и положили конец их набегам в Европу. Битву на реке Лех часто называют «рождением германской нации».

С определённой долей уверенности можно говорить о том, что в условиях, когда ВФК было занято борьбой против венгров, Богемия в политическом плане получила период самостоятельности, за время которого чешские князья смогли распространить свою власть на весь регион и заложить основу государственности.

Спытигнев I и Вратислав I

Спытигнев I (894–915 годы правления) и Вратислав I (915–921 годы правления), сыновья Борживоя I, правили Чешским княжеством по очереди, без личных конфликтов. Они занимались укреплением своей власти и подчинением других славянских княжеств Богемии. Консолидации славян Богемии способствовала внешняя угроза в лице венгров. Во внешней политике братья не предпринимали серьёзных шагов — они признавали себя вассалом Баварии, которая входила в состав ВФК.

Спытигнев I заложил основы Пражского Града, куда он переехал со своими приближёнными из Леви-Градца. Прага стала центром формировавшегося Чешского княжества.

Женитьба Вратислава с Драгомирой связывала Богемию с наиболее могущественным на тот момент полабским племенем стодорян.

Убийство святой Людмилы

Князь Вратислав I умирает 13 февраля 921 года. Его старшему сыну Вацлаву — 13 лет, также есть младший Болеслав. По неизвестной причине только Болеслав воспитывался матерью Драгомирой, тогда как воспитанием Вацлава занималась бабушка Людмила. Драгомира (вдова Вратислава I) решила взять власть в свои руки и, опасаясь дальнейшего влияния Людмилы на своего воспитанника, подослала к ней убийц. 15 сентября 921 года Людмила была убита.

Какие именно действия и взгляды Людмилы противоречили интересам Драгомиры неизвестно. Позже причину убийства стали объяснять тем, что Людмила воспитывала внука христианином, тогда как Драгомира поддерживала языческие традиции и хотела вернуть Вацлава к языческим верованиям. Такая версия — искажение фактов католиками для манипуляции общественным сознанием. Вероятно, проблема заключалась не в самом христианстве как религии, а в его политических последствиях. Уже длительный период времени ВФК умело использовало христианство как политический инструмент для распространения своего влияния. Ранее великоморавские князья Ростислав и Святополк I сталкивались с той же проблемой — они проводили христианизацию чешских земель, но вынуждены были давать отпор баварским миссионерам, которые вмешивались в светские дела.

После убийства из Людмилы (в интересах распространения христианства) создали образ мученицы, она стала первой чешской женщиной, причисленной к лику святых. Появилась легенда, будто Людмила была задушена во время молитвы своим же платком. Драматический сюжет убийства Людмилы получил широкое распространение в литературе и искусстве.

Заметка. История убийства Людмилы взята из «Чешской хроники», которая написана предположительно в 1119–1125 годах Козьмой Пражским. В наше время исследователи согласны, что «книга содержит ряд хронологических и фактических ошибок, а также некоторые умолчания».

Святой Вацлав

Став князем, Вацлав (921–935 годы правления), продолжил политику предыдущих князей (Вратислав I и Спытигнев I), которая заключалась в укреплении княжеской власти и влияния рода Пржемысловичей в Богемии. Во внешней политике Вацлав активных действий не предпринимал, он был в хороших отношениях с Генрихом Птицеловом (король ВФК), признавал его сюзереном и выплачивал дань. Также Вацлав продолжил процесс христианизации чешских земель, богослужения проходили по западному обряду.

В 926 году в Пражском Граде на месте капища языческого Святовита князь распорядился построить каменную ротонду в честь святого Вита, чью десницу (часть руки) король Генрих Птицелов преподнёс ему в дар. Видимо, расчёт был такой: раньше молились Святовиту — сейчас будут почитать святого Вита. Строительство круглой ротонды диаметром 13 метров завершилось в 930 году. В последствии ротонда будет перестроена в базилику, а позже — в кафедральный Собор святого Вита, который в наше время является одной из главных достопримечательностей Праги.

Убийство святого Вацлава

Болеслав I, брат Вацлава, княживший в земле пшован, пригласил своего брата на церковное торжество в незадолго до того им отстроенный Старый Болеславль, и убил его.

В эту эпоху вступление на престол путём братоубийства было довольно обычным делом, и именно такой способ избрал Болеслав I. 28 сентября 935 года Вацлав был убит во время пира, по другой версии — утром после пира у входа в церковь святых Козьмы и Дамиана. По преданию, умирая от ран, святой Вацлав схватился рукой за кольцо на дверях церкви. Этот сюжет получил широкое распространение в изобразительном искусстве.

Одновременно с убийством брата у Болеслава I родился сын. Терзаясь мыслями о совершенном преступлении, он дал новорождённому необычное имя «Страхквас», что означает «страшный пир», а также дал обет отдать сына на служение Богу. Когда мальчик подрос, его отправили на обучение в Регенсбург, впоследствии он стал высоким духовным лицом.

Заметка. Страхквас должен был стать третьим епископом Праги, однако был отравлен. По некоторым сведениям отравление произошло прямо во время торжественной церемонии принятия должности.

Вацлав пользовался большой любовью народа и после смерти был канонизирован. Его могила в Соборе святого Вита стала объектом паломничества. Шлем, меч и кольчуга святого Вацлава почитаются как святыни. В наше время 28 сентября (дата убийства Вацлава) отмечается как День чешской государственности. С 1848 года вторая по значимости площадь Праги носит его имя. Святой Вацлав считается небесным покровителем Чехии, а также покровителем виноградарства.

Болеслав I Грозный

Болеслав I Грозный правил Чешским княжеством в 935–972 годах. С 936 по 950 годы он вёл войну с Оттоном I Великим. Болеслав I одержал несколько хороших побед, однако в итоге согласился признать верховную власть ВФК и обязался платить дань. Позднее Болеслав I даже несколько раз помогал Оттону I в его войнах против венгров и бодричей, вероятно, с целью, чтобы германцы не мешали ему присоединить к Чешскому княжеству земли на востоке. В 955 году чехи сражались на стороне ВФК в битве на реке Лех, её значение было огромно. Битву на Лехе часто называют «рождением германской нации».

Оттон I Великий (годы жизни 912–973) — герцог Саксонии, король ВФК в 936–962 годах. Основатель Священной Римской империи, её первый император в 962–973 годах.

Внешняя политика Болеслава I и его участие в боях с венграми (на стороне Оттона I) привели к присоединению Моравии и Силезии. Болеслав I сконцентрировал в своих руках значительную власть и существенно ограничил своеволие местных князей, отчего и получил прозвание Грозного. Это в корне отличалось от политики святого Вацлава. Его старший брат Вацлав предпочитал договариваться с мелкими князьями, а Болеслав хотел лично контролировать всю Богемию, избавиться от других князей. Укрепления противников Болеслава I были разрушены, а на их землях возникали новые административные центры.

Болеслав I стал чеканить первые чешские монеты — пражские динары. Качество чеканки динаров было выше, чем качество многих других европейских монет того времени.

При Болеславе I был основан первый монастырь — бенедиктинский Монастырь святого Георгия. Игуменьей стала его дочь Млада. Другая дочь, Добрава вышла замуж за первого исторически зафиксированного польского князя Мешко I, который внёс значительный вклад в христианизацию Польши. Мешко I на тот момент ещё был язычником, и Болеслав I выдал свою дочь за него при условии крещения. Кроме того, Добрава привела с собой в Польшу группу священников и монахов.

В конце жизни Болеслав I смог добиться разрешения основать Пражскую епархию, которая подчинялась майнцскому архиепископству. Также он внёс значительный вклад в распространение культа святого Вацлава, чьи останки он приказал перенести в Ротонду святого Вита (через три года после смерти Вацлава).

Несмотря на братоубийство, современные чешские историки считают Болеслава I энергичным правителем, одним из самых успешных князей Чешского княжества. Во время его правления чешские земли развивались как в политическом, так и в экономическом плане. Более того, Болеслав I часто упоминается как реальный основатель чешской государственности.

Чешское княжество — субъект Священной Римской империи

Король Оттон I Великий значительно расширил границы ВФК, преобразовав его в 962 году в Священную Римскую империю германской нации. Империя стала весьма рыхлым децентрализованным государственным образованием, в котором существовало два уровня власти: высший имперский и удельный территориальный, часто конфликтовавших между собой.

Сформировавшаяся ранее вассальная зависимость чешских земель от ВФК с появлением империи трансформировалась в новую форму феодальных отношений. Чешское княжество становится леном Священной Римской империи, то есть формально считается субъектом империи, но сохраняет широкую независимость. Однако в дальнейшем императоры при благоприятных обстоятельствах будут стараться ограничить самостоятельность чешских земель и особенно активно будут вмешиваться в процессы престолонаследия.

Болеслав II Благочестивый

Болеслав II Благочестивый (972–999 годы правления) — сын Болеслава I Грозного. Продолжил политику отца по централизации Чешского княжества, ещё больше расширив границы своих владений. Подконтрольная ему территория была, по крайней мере, в два раза больше, чем нынешняя Чешская Республика. Целью расширения на восток был захват контроля над торговым путём между Нюрнбергом и Киевом, приносившим большую прибыль.

В конце жизни Болеслава I Грозного была основана Пражская епархия, однако её становление и развитие уже является заслугой самого Болеслава II. Первым пражским епископом в 973–982 годах был сакс Детмар, хорошо знавший праславянский язык.

При Болеславе II латинское богослужение окончательно вытеснило традиции, оставшиеся после славянских первоучителей Мефодия и Кирилла. В 993 году был основан бенедиктинский монастырь в Бржевнове (в наше время один из районов Праги).

Борьба Пржемысловичей с Вршовцами и Славниковичами

Современным исследователям мало что известно о том, как именно на протяжении X века проходил процесс установления власти Чешского княжества и Пржемысловичей) над остальными княжествами Богемии. Считается, что последние влиятельные центры сопротивления были подавлены в конце X — начале XI веков. Так, в 995 году был уничтожен род Славниковичей (Зличанском княжество, город Либице), а в 1108 году истреблён род Вршовцев (Лучанское княжество, город Жатец). Вршовцы были подвергнуты особо жестоким преследованиям, хронист Козьма упоминает про кровавую резню на пражском рынке и массовую казнь на горе Петржин.

Войтех (Адальберт) Пражский

Войтех (955–997 годы жизни) — второй епископ Праги, также известен под именем Адальберт Пражский. Происходил из влиятельного рода Славниковичей, но отличался ревностным служением Церкви и необычайной строгостью, добровольно жил в бедности. Пользовался всеобщим уважением не только в чешских, но и в польских, венгерских, германских землях.

Войтех пережил уничтожение своего рода Пржемысловичами, но вынужден был покинуть чешские земли. Весной 997 года он отправился проповедовать христианство среди прусских язычников, которые убили его неподалёку от нынешнего Калининграда. Его останки были выкуплены польским князем Болеславом Храбрым. По легенде, вес выплаченного золота равнялся весу мощей епископа. Уже спустя два года после убийства был канонизирован. В 1039 году мощи Войтеха чехи экспроприировали (во время военного похода) из города Гнезно. Войтех является третьим святым, в честь кого назван Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха, главный католический собор современной Чехии.

Ольдржих и Божена

История романтической любви чешского князя Ольдржиха (1012–1034 годы правления) и простой девушки Божены ещё со времён Средневековья была популярной темой в литературе, живописи и музыке.

Ольдржих был женат, однако имя его жены остаётся неизвестным. Детей в браке не было. Для продолжения рода Ольдржих взял себе вторую жену, Божену, ставшую матерью Бржетислава I. Согласно «Чешской хронике» Козьмы Пражского, Божена была крестьянской дочерью, которую князь увидел, возвращаясь с охоты, стирающей бельё. Взяв Божену, Ольдржих не развёлся со своей первой женой.

Бржетислав и Юдита

Чешский князь Бржетислав I (1034–1055 годы правления), единственный сын Ольдржиха и Божены, как и его родители, стал героем темы романтической любви. Он совершил дерзкий и неординарный поступок — похитил свою будущую супругу Юдиту фон Швейнфурт (дочь влиятельного баварского феодала), из монастыря, где девушка обучалась грамоте.

Возможно, Бржетислав даже не пытался просить руки у её родителей, так как она собиралась стать монахиней. По другой версии, препятствием могла быть незаконнорождённость Бржетислава (его отец Ольдржих не развёлся со своей первой супругой перед женитьбой на Божене).

Заметка. Некоторые современные исследователи считают, что брак Бржетислава и Юдиты был выгоден обеим сторонам и заранее согласован.

Согласно «Чешской хронике» Козьмы Пражского, узнав о красоте и благородстве Юдиты, Бржетислав решил любым путем заполучить её. Со своими соратниками он нарочно остановился на ночь в бенедиктинском монастыре Швайнфурта. Благодаря тому, что по обычаю в колокола к вечерней службе звонили девушки, Юдит со служанками вышла на улицу, чем и воспользовался Бржетислав, схватив её в седло и покинув монастырь. Нет никаких сведений о преследовании пары со стороны родственников, однако, согласно хронике, соратники князя, приехавшие с ним в монастырь, были жестоко искалечены (многим выкололи глаза и отрезали носы, другим отрубили руки или ноги).

Тема романтической любви Бржетислава и похищения Юдиты неоднократно использовалась в литературе и живописи, особенно она была популярна в XIX веке. В 1974 году был снят фильм «Břetislav a Jitka».

Порядок наследования

В 1054 году Бржетислав I издал закон, по которому Богемия должна была оставаться впредь неделимым княжеством: старейший в роде должен вступать преемственно на престол, а прочие князья — быть наделяемыми уделами в Моравии. Этот закон о престолонаследии, дававший повод к частым спорам, просуществовал до 1216 года, когда король Пржемысл Оттокар I ввёл закон о наследовании старшим сыном.

Гербовая орлица у чехов

С началом формирования государственности у чешских славян получает распространение гербовая фигура чёрной орлицы. Вероятно, это произошло под влиянием германцев, у которых орёл выступал важнейшей гербовой фигурой. Однако почему чехи выбрали именно орлицу, а не напрямую переняли орла, остаётся неизвестным.

Орёл — одна из наиболее распространённых гербовых фигур (более распространённой является только лев). Орёл символизирует власть, господство, верховенство и государственную прозорливость. В эпоху Древнего Рима, когда наиболее удачливые полководцы становились императорами, орёл был превращён в исключительный императорский знак, символ верховной власти. В дальнейшем, несмотря на падение Рима и забвение многих его культов, орёл остаётся символом верховной власти в христианской Европе.

В X–XI веках орлица становится неотъемлемым символом некоторых чешских воинов, сохранились археологические находки с её изображением на воинском снаряжении и доспехах. В XII веке, когда происходит зарождение геральдики и рыцарских гербов, орлица появляется на гербе княжеского рода Пржемысловичей, правителей Богемии, а также на гербах Моравии и Силезии. К сожалению, нам мало что известно про символику цветов и значение элементов этих гербов, письменных источников на сей счёт не сохранилось. Например, остаётся неизвестным, что именно означают языки пламени орлицы Пржемысловичей, шахматная клетка моравской орлицы или полукруг силезской орлицы.

  • Герб Пржемысловичей: на серебряном щите изображена чёрная орлица с распростёртыми крыльями среди языков пламени. Орлица вооружена, но не коронована.
  • Герб Моравии: на лазуревом щите изображена червлёно-серебряная орлица в шахматную клетку с распростёртыми крыльями. Орлица вооружена и коронована. Возможно, шахматная клетка символизирует поле битвы.
  • Герб Силезии: на золотом щите изображена чёрная орлица с распростёртыми крыльями, она вооружена и коронована. На груди орлицы находится серебряный полукруг, который на концах украшен трилистниками (листья клевера), а в середине — крестом.

Форма герба Пржемысловичей — треугольный щит с сужением в главе, традиционное название этой формы в геральдике — варяжский (норманский) тип. Форма гербов Моравии и Силезии — четырёхугольный щит с круглым основанием, также известен как испанский тип.

В 1158 году князь Владислав II за верную службу императору Фридриху Барбароссе был удостоен королевского титула и вознаграждён правом создать герб для Богемии, получившей статус королевства. Подробнее про этот герб читайте здесь.

 

Знакомство с Чехией

Традиционные блюда чешской кухни

Традиционная чешская кухня отличается сытными мясными блюдами, которые созданы для настоящих любителей вкусно поесть и хорошо выпить. Такие блюда обязательно необходимо дополнять чешским пивом.

Основы чешского языка для туристов, мини-разговорник, смешные и обманчивые чешские слова

Несмотря на своё славянское происхождение, в основе чешского языка лежит не кириллица, а латиница. В чешском языке для русских ушей слишком много согласных, а в некоторых их вообще нет (vlk, prst, dršťk).

Какие сувениры привезти из Праги и Чехии

Каждую страну отличает свой собственный набор уникальных изделий, которые производятся только там и фактически являются её символами. Чем же славится Чехия и что привезти из Праги в подарок друзьям и близким?

Как выглядят чешские кроны

Туристам необходимо знать как выглядят настоящие чешские кроны, чтобы не стать жертвой проходимцев, которые пытаются под любым предлогом «вручить» им старые чехословацкие, венгерские или любые другие банкноты.